От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К alex~1
Дата 16.09.2002 15:01:39 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Глобализация; Хозяйство; Тексты; Версия для печати

Кое-что об установках номенклатуры

Н.С.Ершова. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома. - В кн. "Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития". М.: Интерпракс. 1994. С. 151-155.
В 1993 г. ВЦИОМ провел крупное исследование представителей советской номенклатуры конца 80-х годов и новой правящей российской элиты. У 1812 респондентов были взяты глубокие, более чем часовые стандартизованные интервью. Советская элита была представлена деятелями партийного и государственного управления, науки и культуры, занимавшими высокие номенклатурные должности. 94% опрошенных - мужчины.
"Не оказалось особых различий в образовательном уровне старой и новой элит: 97% номенклатуры имеет высшее образование (!), причем парадоксально высокой оказалась доля тех, кто либо имеет ученую степень, либо продолжал учебу и после окончания высшего учебного заведения. Прежде всего, это характерно для партийных работников и для представителей высшего эшелона государственного управления. Доля высокообразованных людей в этих группах даже выше, чем среди представителей культурной и научной элиты... 94% новой элиты также имеет высшее образование, причем каждый пятый получил ученую степень или обучался еще где-нибудь после окончания вуза ".
"Немалая часть представителей как новой, так и старой элит (более четверти) - сами дети номенклатурных работников".
"Исследование показало, что всего лишь 11% бывших аппаратчиков сегодня оказалось на пенсии. Столь низкая цифра позволяет говорить о том, что в основном номенклатура смогла адаптироваться к происходящим изменениям и не испытывает явной нисходящей мобильности. Более 60% бывшей номенклатуры и сегодня занимают элитные позиции, сравнимые с номенклатурными должностями советского времени. Если же мы немного раздвинем границы нынешней элиты, включив в анализ не только непосредственно элитные, но и примыкающие к ним должности, то увидим, что еще 15% старой элиты оказались лишь на одну ступеньку ниже узко определенного элитного уровня. Таким образом, лишь 13% советской правящей элиты конца 80-х годов оказались сегодня за пределами круга руководящих работников. А 15% из них владеют сегодня собственным бизнесом...
Треть партийной номенклатуры сегодня находится на высшем уровне государственного управления, а еще треть занимает командные позиции в экономике. Если же опять чуть-чуть расширить границы элитарных должностей за счет "предэлитных" позиций или "второго эшелона элиты", то мы найдем в этом кругу более 80% партийной номенклатуры".
"Откуда пришла новая российская элита, какая часть ее является аутсайдером на советской политической сцене? Исследование показало, что почти половина этой группы вступила в элитный круг в 80-е годы и ранее. Лидируют здесь представители государственной экономики - две трети из них и раньше занимали командные посты в экономике. Если же мы опять расширим элитный круг до его "второго эшелона", то увидим, что около половины "новичков" российской правящей элиты на деле вошли в нее из "второго эшелона" старой элиты - они были руководителями предприятий и крупных отделов и лишь ждали своего часа... Таким образом, около 80% нынешних представителей элиты занимали элитные и "предэлитные" позиции в конце 80-х годов".

Из книги "Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития". М.: Интерпракс. 1995. М.: Аспект-Пресс. международный симпозиум 15-18 декабря 1994 г.
Головачев Б.В., Косова Л.Б (ВЦИОМ). Ценностные ориентации советских и постсоветских элит. с. 183-187
Первый вывод - четкие реформаторские установки и старой, и новой элит (94% "элиты" по сравнению с 44% респондентов в массовом опросе не согласны с мнением, что "было бы лучше, если бы в стране все оставалось, как было до 1985 г."). Старая номенклатура, конечно, более консервативна. Считают, что "произошедшие перемены положительны для России", 47% из старой элиты и 82% из новой. Считают, что эти перемены "отрицательны для России", 45% из старой элиты и 13% из новой. Из этого следует, что примерно половина "старой" номенклатуры критически относится к качеству программы и исполнения реформ. Но сильно ли расходятся векторы старой и новой элит в представлениях по главным вопросам?
Авторы исследования дали сравнение установок двух контингентов элиты и массового сознания на большой "карте". В целом она показывает очень большое сходство взглядов обеих привилегированных групп - и их резкий разрыв с взглядами населения в целом. Это не так уж удивительно. Для нас здесь важнее другое. Если привлечь результаты других исследований ВЦИОМ, то видно удивительное сходство по главным вопросам установок интеллигенции (конца 80-х годов) и элиты. А значит, мы имеем эмпирическое подтверждение резкого отрыва мировоззренческих установок интеллигенции от "тела народа", от массы носителей нашей культуры. Вот над этим надо задуматься.
Назову два пункта, важных в программе перестройки и реформы, в которых разрыв выражен в наибольшей степени. Первый - это отношение к экономическому либерализму и роли государства. Выражено это в ответах относительно утверждения "Государство должно устанавливать твердые цены на большинство товаров" (население - "за", а элита "не согласна). Второе утверждение более фундаментально: "Переход к рыночной экономике необходим для выхода из кризиса и процветания России". С ним согласны оба контингента элиты, но к нему очень скептически относится население в целом.
Авторы исследования делают вывод: "Как показывают опросы, в массовом сознании сегодня отмечается некоторая тенденция к изменению соотношения сторонников и противников продолжения реформ в пользу последних. Это значит, что динамика сознания элитных групп и массового сознания по рассматриваемому кругу вопросов разнонаправленна. В этом смысле ruling class постсоветской России - маргинален".