|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
03.09.2002 22:56:16
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Часть 2. (+)
Сергей ТЕЛЕГИН
ВЛАСТЬ, ЛЕЖАЩАЯ В ГРЯЗИ
(продолжение)
На этом фоне началось целенаправленное растление работников партийного и
государственного аппарата, номенклатуры. Придворное обществоведение начало
<теоретическую> атаку на нормы и поведение (и даже претензии) чиновников.
Была выдвинута целая концепция об <административно-командной системе>,
которая якобы ограничивает инициативу управленцев, не дает им в полную меру
послужить на общее благо. На практике борьба с <системой> первым делом
выразилась в прямом приглашении к коррупции, причём международным
измерением.
В 1988 г. было принято закрытое постановление Секретариата ЦК КПСС о
разрешение номенклатурным работникам делать покупки стоимостью до 10 тыс.
долларов без объяснения источника валюты. Сейчас это покажется мелким
эпизодом, но в тот момент речь шла о важном и даже символическом шаге
власти - был отменен строжайший запрет на получение валюты из теневых
источников, барьер против важного соблазна коррупции.
Кстати, за рубежом значение этого шага поняли гораздо лучше, чем дома. Когда
там увидели, что жена Горбачёва расплачивается в магазинах кредитной
карточкой <Америкэн экспресс> (а тогда это означало наличие валютного счёта
за рубежом), многие так и поняли, что советской системе приходит конец.
Одних это обрадовало, других опечалило, но вывод был общим.
Тогда же власть <реформаторов> поднесла номенклатуре ещё один подарок - была
ликвидирована Выездная комиссия ЦК КПСС. Эта комиссия охраняла очень
обременительный для тяготеющих к коррупции чиновников запрет - не выезжать
за границу без крайней необходимости. Для простоты было установлено опытное
правило - в норме не больше двух поездок в год. Сверх этого надо было
специально обосновывать: комиссия настороже. К тому же она и присматривала,
чтобы чиновники вели себя за границей <прилично> - не во вред
государственным интересам.
Ликвидация Выездной комиссии прошла незаметно для народа - она его мало
трогала. Но этот акт, вместе с наложенным ранее на КГБ запретом на контроль
за поведением высших чинов номенклатуры, колоссально облегчил
коррумпирование наших чиновников и управленцев за границей. Сами эти
бесконечные заграничные поездки за счёт государства, ведомств и предприятий
стали особой формой взятки, которая ускорила растление управленческих
работников и которую они оплачивали своей поддержкой <реформаторов>
Горбачёва и Ельцина.
Контракты, взятки, стипендии для детей: За коррупцией последовала
криминализация. Потекли из Гохрана алмазы, для отвода глаз началась охота на
Козленка - всё это мелкие спектакли по сравнению с делами геополитических
масштабов и делёжкой природных богатств России.
Упразднение в 1989 г. <номенклатуры> как установленного подбора и назначения
кадров на должности высокого уровня вообще освободило <элиту> от контроля.
Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих или
противоборствующих групп и кланов. Не вдаваясь в сложную проблему
номенклатурной системы и её роли в государстве СССР, отмечу, что критерии,
согласно которым подбирались кадры, и те фильтры, через которые они
пропускались для отсеивания негодных, даже в 80-е годы ещё действовали, хотя
и со скрипом: Были известны все процедуры и ступени, всё поддавалось
проверке, так что сбои и отказы были довольно редки.
Ликвидация этой кадровой системы резко ухудшила положение. Теперь подбор и
расстановка кадров стали производиться теневыми силами при помощи теневых,
совершенно непрозрачных и непроверяемых процедур. То возникает А. Чубайс, то
Кох, то Г. Павловский. Или персонажи вроде Б. Немцова, А. Починка и В.
Артюхова: Кто, почему, как их выдвинул и вдруг дал огромные полномочия? И
так сверху донизу.
В результате разрушения кадровой системы сразу произошла страшная,
катастрофическая деградация исполнительной власти. Вместо старых
управленцев, поднятых номенклатурной системой (типа Байбакова и Косыгина),
явились люди не просто менее компетентные или умелые - посты в управлении
были заполнены людьми, каких, казалось, и не было в нашем обществе. Те, кому
после 1989 г. приходилось вести экспертизу программ и планов новых
назначенцев, были в шоке, разум отказывался верить глазам. Это было
надругательство над знанием, опытом, логикой и здравым смыслом. И главное,
за этим уже был виден уголовный оскал.
В прессе был приведён мелкий, но красноречивый факт. В 1994 г. членом
Комиссии по правам человека при президенте России был назначен Владимир
Податев, трижды судимый рецидивист - судимый за кражу, вооружённый грабёж и
изнасилование. Да не просто рецидивист, а представитель высшей иерархии
преступного мира - <вор в законе> по кличке <Пудель>. Его кандидатуру
подбирали и проверяли в Управлении кадров администрации президента. Какие
права и какого человека защищает такая <демократия> - об этом и говорить не
будем. Здесь для нас важно то, что уже и на этом случае можно было бы
выявить механизм введения воров в органы власти. Но пока у социологов для
этого руки коротки.
(Продолжение следует.)
- Часть 3. - Георгий 04.09.2002 08:40:48 (5415 b)