От Pout Ответить на сообщение
К Gera Ответить по почте
Дата 06.09.2002 11:24:24 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Ссылки; Версия для печати

"Недогматическая ортодоксальность"


Gera сообщил в новостях
следующее:68439@kmf...
> такое же нелепое сочетание, как "ваххабитствующий атеист", если
специально не оговаривается, что его философские изыскания строго
ограничены зоной чистого разума (мыслительных процессов, до которых
физика и физиология ещё не добрались).
> Посему, марксистско-ленинская философия есть чистой воды антинаучная
спекуляция, как и любая другая философия по общественным процессам.
> Посему, например, Дугин - натуральный, шарлатан (если, конечно,
смотреть на него с позиции классического марксизма). И Ленин, кстати -
тоже.
> Это - в плане анонса к следующей публикации по СЛМ.

А. Ну.
Есть такой термин -недогматическая ортодоксальность. Верность духу и
творческое развитие.
Есть и просто "прокрустовы догматики"вроде Плеханова. Критиковать, чтобы
развивать, стоит лучшее и живое (см.ниже о типах критики). Что делалось
и делается.
Среди первых имен - творческий ортодокс Э.В.Ильенков -
диалогик,диалектик и диаматчик в одном лице. Критикуемый ,развиваемый,
мажорируемый в смысле "философской критики". Уже тогда критикуемый -
другом и соратником и таким же зубром М.Лифшицем. Серия работ
"Диалектика идеального". - работа Ильенкова и ответ Лифшица.
Альтернатива,"материалистическое понимание объективно-всеобщего
идеального"(бога, стал быть)
На сайте"Читать Ильенкова"

================
Библиотека.Раздел "Диалектика"
http://www.situation-rus.narod.ru/dialectic.htm

Еще в 1974г. известный философ А.В.Гулыга говорил в кругу собеседников,
что у нас есть серьезные философы - небольшое количество кантианцев (к
ним он относил и себя), есть гегельянцы (Э.В.Ильенков и другие),
экзистенциалисты (он назвал Э.Ю.Соловьева и П.П.Гайденко), есть немало
позитивистов и один платоник (А.Ф.Лосев, позже некоторые стали называть
другого мыслителя - А.А.Любищева). На недоуменный вопрос собеседницы (ею
была известная писательница. она же математик И.Грекова), как же в таком
случае с марксистами, Гулыга со скрытым подтекстом ответил - а они все
марксисты.

Наверно, сейчас на этот счет существуют разные мнения и набор имен и
направлений может быть пополнен (например, Г.С.Батищевым, который в
период когда написал свои наиболее яркие работы был фихтеанцем). Причем
разными людьми этот набор может быть пополнен по-разному. Главное, что
представление о полном единообразии, которое ассоциируется с
марксизмом-ленинизмом и "низким уровнем" философского знания в СССР -
заблуждение, упрощающее картину и смазывающее краски.

Публикации последних лет, которые еще не закончены, позволяют по новому
и подойти к наследию этих философов. К сожалению, многие из них не
дождались появления своих работ, в том числе наиболее важных, при своей
жизни. Только теперь становится возможным более верно оценить, каково их
наследие и насколько оно может быть актуальным после произошедших в
стране и сознании людей перемен. То, что казалось отходящим явлением,
может вернуться в новом более выразительном обличье. В отличие от
безликого и серого "учения", офизиозного марксизма-ленинизма, с которым
было бы неверно соединять серьезных советских философов последних
десятилетий. Бытующее в либеральных кругах и в модных тусовках мнение,
что (как все чаще ими кисло признается) это-де были удивительные и
талантливые люди, но путь тех из них, кого невозможно отлучить от
марксистской традиции, ведет в "красный" тупик - неосновательно.

Среди этого наследия можно найти разные вещи. Работы по теории метода,
по диалектике составляют значительную часть наследия нескольких крупных
мыслителей. Как оказывается, теперь можно выделить наработки по многим
темам диалектического метода и его модификаций. Диалектика творчества
(Батищев), диалектика мифа (Лосев), диалектика идеального (Э.В.Ильенков,
Лифшиц), диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному
(Зиновьев, Э.В.Ильенков), диалектическое противоречие (Батищев,
Э.В.Ильенков) и т.д. Помимо собственно философских тем, существует и
более широкий круг работ (и имен), которые с разной степенью успеха
можно соотнести с развитием диалектического метода, прежде всего в
социальных науках. Тут мне прежде всего вспоминается Г.Г.Водолазов с
работой "Диалектика и революция (методологические проблемы социальной
революции)" (М., МГУ, 1975 г.).

Такие работы - написанные популярно, столбящие вехи на пути познания
метода и позволяющие подступиться к овладению им каждому испытывающему в
нем потребность, мы и постараемся собрать в этой небольшой библиотеке.

Лет 20 назад один молодой человек после погружения на неделю в архив
А.А.Любищева сказал: "Я нашел ответы на вопросы, которые еще не успел
себе поставить". Может быть не в такой предельной форме, после чтения
некоторых "архивных" работ этих замечательных людей, их оппонентов,
критиков и вновь открывших для себя этот мир, некоторые найдут для себя
новый срез взглядов и по-своему "конвергируют" это знание в свои
собственные мысли и работы.

Вопреки расхожему мнению, о сложных, "метафизических" и "трансцедентых"
вещах можно писать ясным языком, в хорошем смысле популярно, пусть порой
(как может показаться) и излишне "старомодно" или провокативно. Надо
иметь в виду несколько моментов. Талант автора (представленного часто
даже не законченной работой, а архивной рукописью) от этого не убывает.
Время идет очень быстро, и для верного подхода нужно ощущать дистанцию,
которая отделяет нас от поколения "зубров". Многие из них были вовсе не
кабинетными мыслителями, а ветеранами войны и бескорыстными и преданными
своей "карме" пахарями и педагогами. И всегда ввязывались в передряги и
битвы идей своего времени. Драма идей и драмы людей в нашей истории шли
рука об руку.
==============
Сайт "Читая Ильенкова". Обновления недавно были.

http://www.caute.by.ru/ilyenkov/texts/dlogica/cont.html

Диалектическая логика
Очерки теории и истории
Содержание


Предисловие [Л.К. Науменко] 3
Введение 7
Часть первая.
Как возникла и в чем состоит проблема
Очерк 1. О предмете логики 12
Очерк 2. Мышление как атрибут субстанции 26
Очерк 3. Логика и диалектика 55
Очерк 4. Принцип построения логики. Дуализм или монизм? 79
Очерк 5. Диалектика как логика 109
Очерк 6. Еще раз о принципе построения логики. Идеализм или материализм?
139

Часть вторая.
Некоторые вопросы марксистско-ленинской теории диалектики

I
Очерк 7. К вопросу о диалектико-материалистической критике объективного
идеализма 150
Очерк 8. Материалистическое понимание мышления 164
Очерк 9. О совпадении логики с диалектикой и теорией познания
материализма 188
II
Очерк 10. Логика <Капитала> 206
Очерк 11. Абстрактное и конкретное в диалектической логике 216
Очерк 12. Диалектическая взаимосвязь логического и исторического 238
Очерк 13. Противоречие как категория диалектической логики 257
Очерк 14. Проблема всеобщего в диалектике 270

Часть третья.
Диалектика и современность

Очерк 15. Материализм воинствующий - значит диалектический 286
Очерк 16. Диалектика и мировоззрение 304

Заключение 318


http://www.caute.by.ru/ilyenkov/texts.html
Статьи в энциклопедиях

Абстрактное (1960)
Взаимодействие (1960)
Взаимосвязь (1960)
Всеобщее (1960)
Действительность (1960)
Единичное (1962)
Единство (1962)
Заблуждение (1962)
Идеал (1962)
Идеальное (1962)
<Капитал> [Логика <Капитала>] (1962)
Количество (1962)
Конкретное (1964)
Субстанция (1970)
Всеобщее (1971)
Гегель (1971)
Идеал (1972)
Гегель (1983)


===================

Диалектика идеального {1}


Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для
истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды.
Против вульгарного материализма.

В.И. Ленин
...

========
А это - повтор постинга с изложением концепции Батищева.Это уже другой
тип философа (первоначально - ученика и последователя Ильенкова). Но дал
в "своих секторах" вроде упоминаемого разработки, составляющие часть
общего наследия советской недогматической философии.

---------------------------------------------------------
Три типа критики (по конспекту лекций Г.Батищева, читанных
в Физтехе в 1974-75 гг)
----------------------------------------------------------
1."прикладная" критика. Негативная (негационная - от
negatio(лат -отрицание) прикладная позиция задана тем, что субъект
относится
к предмету как априори данной, выработанной (чем-то) вещи
В предельном выражении выдает себя за единственный тип критики, за
критику
как таковую.
Не проблематизирует себя - стало быть и предмета. Он для нее не
предмет, а мишень. Присваивает то, что одобряет, чужое утилизует как
свое.
В мишени ищутся слабые стороны, их надо "разоблачить". Предмет
рассматривается "негационно", всячески снижается - вплоть до разрушения.
Это не беспристрастный суд. а выполнение уже заданного, предвынесенного
приговора. Своего рода "пороковидение", а не "добровидение". Развивает
негативную мыслительную силу - искусство "порокологии", умение увидеть
дыры
в объекте.
Как момент, как тенденция - имеет право на действие, является
адекватной
на стадии очистительно-разрушающей работы мысли. Но как
абсолютизированная,
выдающая себя за критику как таковую - порочна.
2."теоретическая"критика ( например критика культуры)
Она предметна, ищет достоинства предмеиа, допускает правоту критикуемого
и
собственную неправоту (проблематизирует и себя, и предмет). Научает
критикующего в том, чего он не знает.
Как особый род исследования - проблематизация в пределах "кодекса",
заданного парадигмой. Такой является всякая умная научная критика.
Но не может выйти за пределы парадигмы, ее заданных оснований.
3. собственно "философская" критика.
Прежде всего она - самокритика, самопроблематизация. Проблематизирует в
первую очередь самого себя, основания своего подхода.
"Когда я критикую в тебе себя, то я действительно тебя критикую".
Пример такого отношения. Гегель vs Cпинозы. Гегель развивает "за него"
основания, причем именно сильные стороны его концепции,
развивает-мажорирует ( концепцию субстанции-субъекта). В таком подходе
-путь к адекватному пониманию сути предмета критики.
Гегель, как и все последующие умные критики концепции субстанции,
остается
спинозистом и "всякий умный рационализм - спинозизм". Преемственность
теоретической мысли -так и развивается теория.В обновленной -. оба
момента
-преемственность и "снятие".
Батищев: "тем не менее, я - не субстанционалист. Недостаточно
по-гегелевски представлять субстанцию как субстанцию-субъект. Пытаюсь
представить предметную деятельность как полностью междусубъектную".
(в этом - развилка с ильенковской линией - СП)
-----------------------------------------------------------------------
техника конструктивной критики
------------------------------
Другие воспринимаются как мои собственные возможности. Метод
"встречания Другого". Если он не есть моя собственная
возможность -подлинного общения нет, суррогат его.
В свою очередь, я - возможность для другого. Умение поставить другого на
свое место, в позицию субъекта. "Тотальная субъектность всего космоса".
Заносы, вывихи на этом пути.
-"Благодаризм"(недостача очистительной критики) - ведет
в болото, к полной зависимости от нераспредмеченной, косной материи.
-"Вопрекизм"(абсолютизация негативной критики) - это на самом деле форма
"негативной зависимости"от предмета критики. Неспособность освободиться
от
его сильных_сторон, неспособность превзойти, "снять"их в понимании.
Негативная зависимость от критикуемой концепции - сплошь и рядом
распространена. Примеры - "родимые пятна"мажорируемой коцепции в новой,
"выворачивание наизнанку"старого в надежде получить чаемое новое.
Типичный
образец негативизма - ограниченное понимание свободы лишь как "свободы
от..."
"Вопрекизм" - ведет к невозможности встречания другого, общения в
подлинном
смысле слова. Вполне может допоняться "благодаризмом", прекрасно
уживается с
ним, работает в связке. Борьба как соперничество, на изничтожение плюс
неизбежная зависимость от нераспредмеченного остаттка. Здесь все
побеждены
(внешними обстоятельствами), только мнят себя свободными.
-----------------------------------------------------------------------
Критическое действие и понимание.
----------------------------
"Пропустить через три поля" - борение, помощь, интериоризация норматива
поведения и мышления.
- борьба как соперничество альтернатив. Кодифизированное отвечание.
Я-центризм (эгоцентризм). Я есмь субъект, прочее - объект.
Утилитарное отношение к другим.
- вектор "от себя". Помощь ответами.Бескорыстная помощь (жертва)
- "помощь трудностями, вопросами". Вселенная вопрошания превышает
вселенную
отвечания. Богатство предметного мира распредмечивается.

^^^^^^^^^^^^^^^^^
Распредмечивание - делание своим, интериоризация. Адекватная идея
образуется
в процессе действия"по контуру"предмета (это из Ильенкова).Простейший
случай - определение окружности по Спинозе. Окружность есть контур,
образуемый при движении линии, один конец которой закреплен - в
определении
содержится способ построения. " В меру своего участия в процессе - я
понимаю". Путь к свободе.
Облик Другого среди прочего задает в поле субъектности нам
возможности(собственного развития, совершенствования)и взаимообогащения.

--------------------------------------------------------------
БАТИЩЕВ Генрих Степанович(1932-1990)
Русский философ, один из целой группы философов, образовавшейся в 50х
годах
и занимавшихся прежде всего проблемаими методологии и теории познания.
Их лидерами на первых порах были Эвальд Васильевич Ильенков ( 1925-1978)
и Александр Алексанрович Зиновьев (тот самый). Затем каждый из них
развил
самостоятельную концепцию. Из этой же школы вышли Г.П.Щедровицкий,
М.К.Мамардашвили и другие.
Начинал как постмарксист(фихтеанизированный). Этот период представлен
книгой
"Деятельная сущность человека как философский принцип"(1969), вызвавшей
гонения, крайнюю непрязнь Суслова и т.п. Затем становится религиозным,
православным философом, принимает иноческий сан. Среди работ Батищева -
более 50 статей в 5томной ("голубой "пятитомник) Философской
энциклопедии( 1 том -1962, 5ый -1970), в том числе такие
концептуальные как- Субъективизм, Объективизм, Утилитаризм,
Экономический материализм, Немецкая идеология, Экономические рукописи
(Маркса), Разум, Рассудок, Овеществление, Опредмечивание и
распредмечивание, Критика, Противоречие. Посмертно издана "Введение в
диалектику творчества"( серия "Философы России в 20 в", СПб, 1997,
тир.2000) "Логика осадного положения" - одна из работ 1975г

==========================