|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Товарищ Рю
|
|
Дата
|
02.09.2002 17:47:20
|
|
Рубрики
|
Идеология;
|
|
Это ключевое слово - "красивше завернуто". И тут Вы правы.
> Просто предъявив образцы, рядом с которыми местные творения зачастую
выглядели - ну, скажем, не на голову выше или, точнее, не так
привлекательно, "красивше завернуто"? Разве, когда Мак-Дональдс открывает
очередную "забегаловку", то обязательно при условии закрытия всех местных
фабрик-кухонь в радиусе ядерного взрыва мощностью 20 ктн? Я вот этого не
очень понимаю.
Это все правильно. Насчет большей практичности "Mc" по сравнению с шавермой
разделяю Ваше мнение. (Ну, противники "фаст-фуда" есть и в самой Европе -
это тоже известно.) Но главное - простота (простота, скажем, темперированной
гаммы по сравнению со сложными треть- и четвертьтоновыми восточными).
У Г. Орлова (эмигрант-музыковед) есть интересная книга - "Древо музыки". В
ней он убедительно показывает, что выражение "музыка - это интернациональный
язык, понятный всем народам" - полная чушь. Традиционные африканские,
арабские, индийские, китайские и пр. музыкальные системы попросту не
воспринимаются европейскими слушателями (в отличие от архитектуры,
например). Причем, в отличие от текстов, которые можно худо-бедно перевести
с языка на язык, для музыки понятие перевода отсутствует.
А общее доминирование Запада в мире распространило повсюду (почти повсюду)
его музыку. В Японии, например, это сказывается гораздо больше, чем в Китае,
в Турции - гораздо больше, чем в Иране и пр.
Россия - страна несчастная в этом смысле. Допетровская ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
музыкальная культура, будучи ЦЕРКОВНОЙ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ, как раз и стала
утрачивать свою привлекательность ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩИХ СОСЛОВИЙ по мере общей
секуляризации и вестернизации культуры. Совершенно ясно, что средний
образованный россиянин и до революции (в общем-то), и после, скажем так,
предпочитал западную мессу православной литургии (что более популярно:
"Реквиемы" разных авторов или ...). Даже те, кому последняя искренно
нравилась, считали это чем-то "кондовым", так сказать (а ведь маркиз де
Кюстин, по уверениям Кожинова, восхищался русскими церковными хорами - и не
только он.)
А народ... Народ (крестьяне), конечно, о таких материях не думал, пел свои
песни и былины, совершал обряды, ходил в церковь на службы... Но по мере
урбанизации и "повышения культурного уровня" неизменно приобщался именно к
"тому самому" взгляду на Россию и "на самого себя". И касалось это в России
не только музыки, а и вообще всей культуры. (Да, в 19-м веке было
возрождение, точнее, его попытка - я на это не намерен закрывать глаза. Но
стало ли это успешным?)
А потом, кроме профессиональной и народной культуры, появилась МАССОВАЯ
(важно понимание различия между "народным" и "массовым"). Появилась она
вовсе не в 20-м веке. Популярные "городские" романсы (начиная с 18-го
века!), эстрадные куплеты и пр. - это оно и есть.
Это с удовольствием распевали и разбогатевшие крестьяне, и мещане, да и, так
сказать, "низшее высшее общество" (термин по аналогии с "низшим средним
классом").
(Как будто бы в чем-то сходные процессы происходили в Испании?.. Глинка,
приехав туда, застал довольно резкий разрыв между ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ и
НАРОДНОЙ культурой - испанские песни и танцы, попадая к профессионалам,
безбожно "итальянизировались", "оцивилизовывались". Между прочим, испанские
музыковеды очень высоко оценивают заслуги Глинки, едва ли не первым (!!) из
европейских музыкантов обратившимся к "народной музыке" как таковой.)
Все то, что я неуклюже выразил в последних абзацах, можно прочесть у гораздо
более квалифицированных специалистов.
P. S. Интересный отрывок:
"Самое прекрасное, но непривычное встречает отрицательный прием. Не знаю,
много ли людей выдержит и поймут крестьянскую музыку в тех формах, в каких
она была открыта за последнее десятилетие.
Позволю сослаться на свой опыт: "Русская тетрадь" - мое сочинение, которое
считают очень простым и доходчивым. Позвольте зачитать одно полученное мною
письмо:
"Слушала Вашу песнь "Калина-малина", вызвавшую у меня и досаду, и возмущение
по поводу так искаженно переданного в музыке горя девушки. Разве она,
измученная горем, будет выть по-собачьи, визжать на высоких нотах, а затем,
перейдя сразу на самые низкие, издавать дикие звуки точно прямо бы из
живота, нисколько не затрагивая слушателя?... Водовозова, 7 февраля 1966
г."... (Из тезисов к выступлению. 1966 г."
(Валерий Гаврилин. О музыке и не только. - СПб, Дума, 2001.)