В том или ином виде марксизм признается многими даже в капиталистических странах.
Маркс, говорят нам, был глубоко человечен. Им владела одна идея: как помочь угнетенным массам. Он считал, что угнетает их — капитализм. Как только эта прогнившая система будет уничтожена, после переходного периода диктатуры пролетариата возникнет общество, в котором каждый (на коллективных предприятиях) будет трудиться по способностям и получать по потребностям.
Не будет больше ни государства, подавляющего личность, ни войны, ни революции, — одно только всемирное братство народов на все времена.
Чтобы добиться такого счастья, мало просто уничтожить капитализм.
Маркс писал: "Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия".("К критике гегелевской философии права". Введение).1
Маркс был против религии, так как религия мешает полному воплощению коммунистических идеалов, в чем он видел единственный ответ на все мировые проблемы.
ТАК ОБЪЯСНЯЮТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ МАРКСИСТЫ.
Я сам — христианин, я люблю людей и желаю им блага. Я принял бы без колебаний анархизм, коммунизм или фашизм, если бы они действительно заботились о счастье человечества. Я потратил немало времени и усилий, изучая мысли Маркса, и мне удалось обнаружить некоторые поразительные вещи, которыми я хочу поделиться с читателем.
Марксизм производит впечатление на умы людей, потому что пользуется успехом, но успех этот ровно ничего не доказывает. Ведь и знахари преуспевают.
Успех в той же степени может сопутствовать заблуждению, как и истине. Неудача подчас драгоценна, так как может открыть нам путь к глубине истины.
Поэтому мы будем анализировать некоторые произведения Маркса независимо от того, имели они успех или нет.
----------------------------------------------------------------
В ранней юности Маркс был христианином. Первая из известных нам работ Маркса называется "Единение верующих со Христом по Евангелию от Иоанна, гл. 15, ст. 1-14, его сущность, безусловная необходимость и оказанное им влияние". Мы находим в ней следующие прекрасные слова: "Сочетание с Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своем, и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердца наши к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принес Себя в жертву".3
Итак, Марксу было известно, каким образом люди могут братски возлюбить друг друга. Это и есть христианство. Он продолжает: "Таким образом, сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и дает сердце, открытое человеческой любви, всему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа".4
Приблизительно в то же самое время он пишет в своем сочинении "Размышления юноши при выборе профессии": "Сама религия учит нас, что тот Идеал, к которому все стремятся, пожертвовал Собой для человечества, и кто осмелится отрицать подобные изречения? Если мы избрали профессию, в которой больше всего можем работать для человечества, то мы не согнемся пол тяжестью ее, потому что это — жертвы для всех".5
Никакое обращение или отпадение не меняет человека на сто процентов. Иногда при таком перевороте мышления прежние верования или неверие продолжают оставаться в человеке, не стертыми в его уме, но лишь отодвинутыми в подсознание.
Даже в таком сложном произведении по политэкономии как "Капитал", в котором размышлениям о религии уделено мало внимания, уже вполне атеистически настроенный Маркс писал, совершенно вне связи с контекстом: "Христианство с его культом абстрактного человека, особенно в своем буржуазном развитии — протестантизме, деизме и т. п. — является наиболее адекватной формой религии".6
Не будем забывать, что Маркс некогда был верующим христианином. Когда он окончил гимназию, в его характеристике под рубрикой "Религиозные познания" было записано: "Его знания христианского вероучения и нравоучения довольно ясны и обоснованы, и он до известной степени знает историю христианской Церкви".7
----------------------------------------------------------------
Вскоре после получения этого аттестата в его жизни происходит нечто таинственное. Еще задолго до того, как Моисей Гесс в 1841 году привел его к социалистическим убеждениям, Маркс стал глубоко и страстно антирелигиозным человеком.
'Этот образ стал проявляться в нем еще в его студенческие годы. В одном из своих стихотворений он писал: "Я жажду отомстить Тому, Кто правит свыше". Значит, он был убежден, что Правящий свыше существует. Он спорил с Ним, хотя Бог не причинил ему никакого зла. Маркс был из сравнительно состоятельной семьи. В детстве он не голодал, а в студенческие годы ему жилось гораздо лучше, чем многим его товарищам. Чем же была вызвана эта лютая ненависть к Богу?
Личные мотивы нам неизвестны. Не был ли Маркс в этом вызывающем заявлении всего лишь рупором кого-то другого? В том возрасте, когда любой нормальный юноша увлечен прекрасными мечтами о делании добра другим и подготовкой к избранной профессии, у него вырываются такие строки (в стихотворении "Заклинание впавшего в отчаяние"):
Так бог вырвал из меня все мое
В проклятии и мучении судьбы.
Все миры его невозвратимо исчезли!
Мне не осталось ничего, кроме мести!
Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина.
Основание его — суеверная дрожь,
Церемониймейстер — самая черная агония.
Кто посмотрит здоровым взором,
Отвернется, смертельно побледнев и онемев,
Схваченный слепой и холодной смертностью,
Да приготовит его радость себе могилу.8
Слова "я воздвигну себе престол" и признание, что от сидящего на престоле будут исходить только страх и агония, напоминают мне гордую похвальбу Люцифера: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой" (Исайя, 14,13).
Зачем Марксу понадобился такой престол? Ответ находим в малоизвестной драме, написанной Марксом также в его студенческие годы. Драма называется "Оуланем". Для объяснения этого названия необходимо некоторое отступление.
Понять драму "Оуланем" можно, лишь познакомившись со странным признанием Маркса, которое он сделал в стихотворении "Скрипач":
----------------------------------------------------------------
Адские испарения поднимаются и наполняют мозг,
Пока не сойду с ума и мое сердце в корне не переменится.
Видишь этот меч?
Князь тьмы
Продал его мне.
----------------------------------------------------------------
Эти строки приобретают особое значение, если знать, что в ритуалах высшего посвящения в сатанинский культ кандидату продается меч, гарантирующий ему успех.
Он платит за него, подписывая кровью, взятой из его вен договор, по которому его душа будет принадлежать сатане после его смерти.
А теперь я процитирую драму "Оуланем":
----------------------------------------------------------------
Ибо он отбивает время и дает знамения.
Все смелее и смелее я играю танец смерти.
И они тоже: Оуланем, Оуланем.
Это имя звучит, как смерть,
Звучит, пока не замрет в жалких корчах.
Стой! Теперь я понял. Оно поднимается из моей души
Ясное, как воздух, прочное, как мои кости...
И все же тебя, персонифицированное человечество,
Силою моих могучих рук я могу схватить и раздавить с яростной силой
В то время как бездна зияет передо мной и тобой в темноте,
Ты провалишься в нее, и я последую за тобой,
Смеясь и шепча тебе на ухо: "Спускайся со мною, друг!".
----------------------------------------------------------------
Священное Писание, которое Маркс изучал в гимназии и довольно хорошо знал в зрелые годы, говорит, что дьявол был "низвергнут Ангелом в, бездну" (Откр. 20, 3).
Маркс хочет увлечь все человечество в эту бездну, уготованную для дьявола и ангелов его.
Кто говорит устами Маркса в этой драме? Разумно ли ожидать от молодого человека, чтобы он мечтал о том, как человечество провалится в бездну ("тьму внешнюю", как ее именует Библия),
и как он сам, смеясь, последует за теми, кого вовлек в неверие?
Нигде в мире не культивируется подобный идеал, кроме как в ритуалах посвящения в высшие степени "церкви" сатанистов.
Для Оуланема подходит время смерти. Вот его слова:
----------------------------------------------------------------
Погиб, погиб. Мое время истекло.
Часы остановились, ничтожное строение рухнуло.
Скоро я прижму вечность к моей груди и диким воплем
Изреку проклятие всему человечеству.
----------------------------------------------------------------
Маркс любил повторять слова Мефистофеля из "Фауста" Гете: "все существующее достойно уничтожения".
Все, включая пролетариат и товарищей по борьбе. Маркс цитирует эти слова в "18-м брюмера Луи Бонапарта".
Члены секты сатанистов — не материалисты. Они верят в загробную жизнь. Оуланем, личность, устами коей говорит Маркс, не отрицает существования загробной жизни. Он признает ее, но только как жизнь, исполненную ненависти в высшей степени. Следует отметить, что "вечность" для демонов означает "мучения".
Поэтому бесы упрекали Иисуса: "И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф. 8, 29).
То же и у Маркса:
----------------------------------------------------------------
Ха, вечность, эта наша вечная боль,
Неописуемая, неизмеримая смерть!
Отвратительная, искусственно зачатая,
Чтобы презирать нас —
Нас, которые сами, как часовой механизм
Слепо механичны, созданы для того, чтобы быть
Глупыми календарями времени и пространства,
Не имеющими никакой цели,
Кроме случайного появления для уничтожения...
Мы начинаем понимать, что произошло с молодым Марксом. У него были христианские убеждения, но он не воплощал их в жизнь. Переписка его с отцом свидетельствует о трате им крупных денежных сумм на развлечения и непрерывных ссорах из-за этого с родителями. В таком положении он, возможно, и попал в сети крайне засекреченной секты сатанистов, и прошел ритуал посвящения. Сатана, которого его почитатели видят в галлюцинациях во время оргий, говорит их устами, и потому-то и Маркс — всего лишь рупор сатаны, когда он провозглашает: "Я хочу отомстить Тому, Кто свыше".
Обратимся к концу драмы "Оуланем":
Ха! Колесуемый на огненном колесе,
Я должен весело плясать в круге вечности:
Если бы вне ее было бы что-нибудь,
Я прыгнул бы туда, хотя бы разрушив при этом мир,
Нагроможденный между ею и мною!
Он должен быть разрушен с проклятиями.
Я сдавлю руками его упрямое бытие.
И, обнимая меня, он должен безмолвно угаснуть
И затем — вниз, погрузиться в ничто.
Совершенно исчезнуть, не быть, — это была бы жизнь... 9
----------------------------------------------------------------
В драме "Оуланем" Маркс фактически делает то же, что и дьявол: он предает все человечество проклятию. "Оуланем", вероятно, единственная драма в мире, в которой все действующие липа уверены в своей порочности и щеголяют ею, как на празднике.
В этой драме нет белого и черного, нет Клавдия и Офелии, Яго и Дездемоны.
В ней все черно, и все обнаруживают черты характера Мефистофеля. Все участники ее демоничны, порочны и обречены на гибель.10
Когда Маркс писал это, прежд(пропуск :)менно созревшему гению было 18 лет.
Программа его жизни уже вполне установилась. Здесь не было и речи о служении человечеству, пролетариату или социализму. 0н хотел разрушить мир, хотел воздвигнуть себе престол, основанием которого были бы человеческие содрогания.
На этой стадии формирования взглядов Маркса обращают на себя внимание некоторые загадочные места в переписке его с отцом.
Так, сын пишет: "Завеса спала, моя святая святых была опустошена, необходимо было поместить туда новых богов".11
Это было написано 10 ноября 1837 года юношей, который до этого исповедывал христианство. Он заявлял, что Христос живет в его сердце. И вдруг это стало не так. Какие же новые боги заняли место Христа?
Отец отвечал (10 февраля 1838 года): "Я не настаивал на объяснении таинственного дела, хотя оно кажется весьма сомнительным".
Что это было за таинственное дело?
До сих пор ни один биограф не смог объяснить эти загадочные слова.
Вернер Блумберг в своей книге "Портрет Маркса" цитирует письмо отца Маркса сыну от 2 марта 1837 года: "Твои успехи и надежда увидеть когда-то твое имя прославленным, а также твое земное благоденствие — все это не единственные желания моего сердца. Это иллюзии, которые я питал долгое время, но могу заверить тебя, что осуществление их не сделало бы меня счастливым. Только если сердце твое останется чистым и человечным, и если никакой демон не будет в состоянии ожесточить его, — только тогда я буду счастлив".
Что заставило отца неожиданно выразить опасения о демоническом влиянии на сына-юношу, который до того исповедывал христианство? Не были ли причиной стихи, полученные им от сына к своему 55 дню рождения?
Следующая цитата взята из эпиграммы Маркса на Гегеля:
----------------------------------------------------------------
Все слова, которые учу, смешались в дьявольскую смесь,
Так что каждый может думать, что ему заблагорассудится.
В своем стихотворении "Бледная девочка" он писал:
Я утратил небо,
И прекрасно знаю это.
Моя душа, некогда верная Богу,
Предопределена теперь для ада.
Маркс начал с честолюбивых амбиций в искусстве.
Его стихи и драмы важны для раскрытия его внутреннего мира, но, не обладая литературными достоинствами, они остались непризнанными.
Два года спустя после высказанного отцом опасения, молодой Маркс написал в 1839 году диссертацию "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". В предисловии к ней он полностью относит к себе признание эсхиловского Прометея:
"По правде, всех богов я ненавижу".12
Это он подкрепляет словами, что он — против всех богов на земле и на небе, не признающих человеческое самосознание за высшее божество.
Маркс был заклятым врагом всех богов, человеком, купившим меч у князя тьмы ценою своей души.
Он объявил своей целью увлечь все человечество в 6ездну и со смехом последовать за ним туда.
Его дочь Элеонора написала книгу под названием "Мавр и генерал — воспоминания о Марксе и Энгельсе". Она сообщает, что Маркс рассказывал ей и ее сестре много историй, когда они были еще детьми.
Одна, которая ей больше всего нравилась, была о некоем Гансе Рекле. Эта история длилась много месяцев и никогда не кончалась. Ганс Рекле был волшебник, у которого был игрушечный магазин и куча долгов.
И, хотя он и был волшебником, он постоянно нуждался в деньгах. Поэтому, вопреки своему желанию, он вынужден был продать все свои прекрасные вещи, одну за другой, дьяволу...
Некоторые похождения были столь ужасны, что у нас волосы поднимались дыбом на голове". 13
Нормально ли это, чтобы отец рассказывал своим маленьким детям столь ужасные истории о продаже самых дорогих сердцу вещей сатане?
Роберт Пейн в своей книге "Маркс" тоже подробно рассказывает, со слов Элеоноры о том, как несчастный волшебник Рекле неохотно продавал свои игрушки, удерживая их до последней минуты. Но, поскольку у него был договор с дьяволом, он не мог избежать этого.14
Биограф Маркса комментирует: "Едва ли можно сомневаться в том, что эти бесконечные истории были автобиографическими... У него был демонический взгляд на мир, и он обладал демонской злобой. Порой казалось, что он отдавал отчет в том, что совершает работу-дьявола".
Когда Маркс заканчивал "Оуланем" и другие свои ранние произведения, в которых он признается, что заключил пакт с сатаной, он и не думал о социализме.
Он даже боролся с ним.
Он был редактором немецкого журнала "Рейнская газета", который "не признавал даже теоретической ценности за коммунистическими идеями в их нынешнем виде и тем более возможности их практического проведения в жизнь".
"Попытки масс воплотить коммунистические идеи в жизнь, как только они станут опасными, могут быть остановлены пушками", — писалось в этом журнале.
В те годы Маркс познакомился с Моисеем Гессом — человеком, сыгравшим самую важную роль в его жизни, помогшим ему принять социалистический идеал.
В письме к Б. Ауэрбаху (1841 год) М. Гесс характеризует Маркса как "величайшего, быть может, единственного теперь философа...". "Доктор Маркс, так называется мой кумир, — пишет он, — еще совсем молодой человек (самое большое около 24-х лет);
он нанесет окончательный удар средневековой религии и философии".15 Значит, первая цель — удар по религии, а не социализм.
Георг Юнг, другой друг Маркса тех лет, формулирует еще яснее в письме к Арнольду Руге (18 октября 1841 года):
"Маркс непременно прогонит Бога с небес... Маркс называет христианскую религию самой безнравственной из всех религий".16 Стоит ли удивляться этому — ведь Маркс верил, что первые христиане убивали людей и ели их мясо.
Выходит, таковыми были ожидания тех, кто посвящал Маркса в глубины сатанизма.
Совсем неверно, будто Маркс преследовал идеалы помощи человечеству, а религия, якобы, была препятствием на пути осуществления этих идеалов — отчего он и занял антирелигиозную позицию.
Напротив, Маркс ненавидел всех богов и не терпел упоминаний о Боге. Социализм был всего лишь приманкой, чтобы привлечь пролетариат интеллигенцию к воплощению дьявольского идеала. Когда советская власть уже в ранние годы провозгласила: "Прогоним капиталистов с земли, а Бога с неба",
она просто исполняла заветы Маркса.
Маркс немного говорил на людях о метафизике, но мы можем собрать сведения о его взглядах от тех, с кем он общался.
Одним из его соучастников в Первом Интернационале был Михаил Бакунин, русский анархист, который писал,
что дьявол — первый вольнодумец и спаситель мира; он освобождает Адама и ставит печать человечности и свободы на его челе, сделав его непослушным.19
Бакунин не только восхваляет Люцифера.
У него есть конкретная программа революции, но не такая, которая может освободить бедных от угнетения.
Он писал: "В этой революции нам придется разбудить дьявола в людях, чтобы возбудить самые низкие страсти".20
Карл Маркс основал Первый Интернационал вместе с Бакуниным, который придерживался этой странной программы.
Бакунин писал, что Прудон, другой крупный социалистический мыслитель и в то время друг Маркса, также "почитает сатану" 21.
Это Гесс познакомил Маркса с Прудоном.
В своем произведении "О правосудии в революции и церкви" Прудон заявляет, что Бог — прототип несправедливости.
"Мы овладеваем знанием несмотря на Него, мы овладеваем обществом помимо Его. Каждый шаг вперед — это победа, которой мы одолеваем Божество".
Прудон восклицает:
"Бог — это глупость и трусость. Бог — это лицемерие и фальшь. Бог — это тирания и нищета. Бог — это зло. Везде, где человек склоняется пред алтарем, человечество — рабы царей и попов — осуждено. Я клянусь, Бог, подняв к небу руку, что Ты ничто иное, как палач моего разума, жезл моей совести. Бог, в сущности, против культуры, против свободы, против человека...".
Прудон потому объявляет Бога злом, что человек — Его творение — насквозь порочен. Подобные мысли не оригинальны. Они составляют обычное содержание проповедей в культе сатаны.
Позднее Маркс поссорился с Прудоном и написал книгу в опровержение его "Философии нищеты", из которой взяты вышеприведенные цитаты. Но Маркс полемизировал только с менее важными экономическими взглядами. Он не имел ничего против демонического бунта Прудона.
Здесь крайне важно специально подчеркнуть, что Маркс и его соратники, будучи против Бога, не были атеистами, — в том смысле, как называют себя современные марксисты. То есть, отрекаясь от Бога открыто, они ненавидели Того, в существовании Которого не сомневались. Брошен вызов не Его существованию, а Его верховной власти.
Когда в 1871 году в Париже вспыхнула коммунистическая революция, коммунар Флоренс заявил: "Наш враг — это Бог. Ненависть к Богу — начало мудрости".
Маркс высоко оценивал коммунаров, которые открыто преследовали эту цель. Но что это имеет общего со справедливым распределением благ или с лучшими общественными учреждениями?
Последнее — только внешние приманки, скрывающие истинную цель: полное искоренение Бога и поклонения Ему.
На эту тему Маркс написал очень интересные стихи.
С художественной точки зрения они не очень высоки, но мысли, в них выраженные, заслуживают внимания.
В стихотворениях Маркса "Заклинания впавшего в отчаяние" и "Человеческая гордость" высшее, о чем молится человек — собственное величие.
Если ему суждено погибнуть в силу собственного величия, это будет космической катастрофой, но он умрет, как богоподобное существо, оплакиваемое бесами.
Баллада Маркса "Скрипач" заключает в себе жалобы певца на Бога, Который не понимает и не признает его искусство. Оно исходит из темной бездны ада, "действует демонически на умы и околдовывает сердце, и его танец — это танец смерти".
Певец вынимает свой меч и вонзает его в душу поэта.
Искусство, вышедшее из темной бездны ада и действующее демонически на ум... Вспоминаются слова американского революционера Джерри Рубина в его книге "Делай!": "Мы смешали молодость, музыку, секс, наркотики и дух бунтарства с предательством, и такое сочетание трудно одолеть".
Другое стихотворение Маркса, в котором он открыто признается, что его цель не улучшение, реформирование или революционное преобразование мира, а просто его разрушение и радость, которую он получит от этого разрушения, содержит следующие строки:
----------------------------------------------------------------
С презрением я швырну мою перчатку
Прямо в лицо миру.
И увижу падение пигмея-гиганта,
Которое не охладит мою ненависть.
Тогда, богоподобный и победоносный, я буду бродить
По руинам мира,
И вливая в мои слова могучую силу,
Я почувствую себя равным Творцу.
----------------------------------------------------------------
Маркс принял сатанизм после внутренней борьбы. Стихи были окончены, когда он был серьезно болен, и являются результатом бури в его душе.
Он пишет в это время о своей "досаде на то, что он вынужден делать идола из того мнения, которое он презирает. Ему дурно 23
Главная причина обращения Маркса к коммунизму ясно видна из цитированного уже письма его друга Георга Юнга к А. Руге. Не освобождение пролетариата было этой причиной и не желание утвердить лучший общественный порядок.
Юнг пишет: "Если Маркс, Бруно Бауэр и Фейербах соединятся, чтобы основать богословско-политический журнал, Богу лучше окружить Себя всеми Своими ангелами и начать оплакивать Себя, потому что эта троица непременно прогонит Его с неба...24
У всех активных сатанистов — беспорядочная личная жизнь.
Маркс не составляет исключения. Арнольд Кюнцли в своей книге "Маркс — психография" пишет, что он был виновником самоубийства двух своих дочерей и одного зятя.
Трое детей умерли от недоедания.
Дочь Лаура, жена социалиста Лафарга, тоже похоронила троих своих детей, а потом вместе с мужем покончила жизнь самоубийством. Другая дочь, Элеонора, решила со своим мужем сделать то же самое, но тот отказался в последнюю минуту, а она умерла.
Семьи сатанистов находятся под проклятием. 25
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Том 1. М., 1956, стр. 415.
2 Sermon from St. Mary's, Fontana, London, 1968.
3 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Под ред. Д. Рязанова. Кн. 3. М.-Л., 1927, стр. 298.
4 Там же, стр. 298-299.
5 Там же, стр. 296.
6 См. "Капитал", часть 1, раздел IV.
7 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 3, стр. 302.
8 К. Marx. Collected Works, vol. 1. New York, International Publs., 1974.
9 См. в кн.: О. Корню. К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность. Перевод с немецкого. М., изд-во Иностранной Литературы, том 1, 1959, стр. 108.
10 Robert Payne. Marx. W. H. Alien, London, 1968, p.p. 69, 73.
11 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 12.
12 Там же, стр. 24.
13 Е. Marx. Der Mohr und der General. Erinnerungen an Marx und Engels. Berlin, Dietz Vcriag, 1964.
14 Robert Payne. Marx. Simon and Schuster, New York, 1968. 15 Цитировано в Предисловии Т. Ойзермана к кн.: О. Корню. К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1. М., 1959, стр. 29.
16 Marx-Engels. Historisch-kritische Gеsamtausgabe. Hrsg. von David Rjazanov. Marx-Engels-Verlagsgesellschaft. Berlin, 1929. Abt. I, Band I, Halbband I. Seiten 261 bis 263.
17 Gesprђche mit Marx und Engels. Insel-Verlag, Frankfurt/M., 1973, S. 17.
18 James Hastings. Encyclopedia of Religion and Ethics. New York, Charles Scribner's Sons. 1921.
19 M. Bakunine. Oeuvres P.V. Stock, Paris, 1895. Vol. 1, p. 270.
20 Цит. в кн.: Р. Гуль. Дзержинский. Нью-Йорк, изд-во "Мост", 1964.
21 Gesprђche mit Marx und Engels, S. 407.
23 D. McLellan. Marx before Marxism. Harper and Row, 1970.
24 Там же.
25 A. Kџlnzli. Karl Marx: eine Psychographie. Europa Verlag, Zџrich, 1966.
Маленькое дополнение:
"Маркс родился в небольшом городке Трире на Рейне в 1818 году в семье адвоката, как писалось в советских изданиях. В раввинской семье, как уточняют немецкие справочники. И то и другое — правда. Предки Карла Маркса действительно были раввинами, и его родословная прослеживается с XV века. Но отец Маркса, Гершон Маркс Леей, в зрелом возрасте принял лютеранство. Он был сторонником ассимиляции, как и многие представители не может быть :)ской интеллигенции в Германии. Выкрестам было легче пробиться в жизни. В отличие от некрещенных (пропуск :)ев их, например, свободно принимали в немецкие университеты. Гершон Маркс Леей окрестил и всех своих детей. Поэтому у Карла не было никаких проблем с поступлением сначала в боннский, а затем и в берлинский университеты."