От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 23.08.2002 21:09:33 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Либерализм; Глобализация; Версия для печати

начало философии и диалектики. Номера первые Парменид и Зенон.

Муравьев Андрей Николаевич "История философии"
Лекция 4

Элейская (элеатская) школа


История сохраняет то, что должно остаться. Сомневаюсь, что кто-то в
современности сможет создать нетленную, хотя бы, строку. Парменид жил
25-ть веков назад, и жить ему вечно.

Поэма Парменида так же называется "О природе".

Начало: юноша хочет знать не больше - не меньше, как истину. Знакомиться
с девушками, которые отвозят его, на резвых конях к Дикэ - богине
Правды. Первые слова богини на вопрос юноши: "Что есть истина?", таковы:
"Если ты хочешь знать истину - ты должен отринуть ВСЕ легковесные мнения
смертных".

Мнения легковесны - плавают на поверхности вместе с другим добром,
которое плавает. Каждый из вас, обратив взор к своей душе, обнаружит
богатство. Чего? - мнений, которые вы создали от младенчества до сего
момента. Из чего возникают мнения? По Пармениду, источниками мнений
являются:

"глаза, ничего не видящие";
"гулом наполненные уши" - каждый может подойти и сунуть в них свое
мнение;
язык - это вообще кошмар: сколько бессмысленных слов нам бесплатно
раздают по радио, ТВ, в метро и т.д.
Богиня говорит дальше юноше: "Пусть не принудит тебя многоопытная сила
привычки думать глазами, ушами, языком".

О чем мы думаем: о том, что видим, слышим, говорим. Можно подумать, что
здесь пропагандируется страшная вещь: лучше быть слепым, глухим и
немым - и будешь мыслить лучше. Нет, конечно! Хотя в Советском Союзе
1960-70-х гг. был опыт воспитания слепоглухонемых от рождения
(Мещеряков, Ильенков, Сироткин и др. см. Ильенков Э.В. "Философия и
культура", М., 1991 сс. 30-43).

Конечно, это не необходимо, чтобы начать мыслить и, ради бога, не
калечьте себя. Просто выкиньте ВСЕ мнения на том основании, что они дают
лишь "картину мира" - внешний вид мира - мира, отдельного от мыслящего.
Мнения сообщают нам то, каким мир видится, кажется, а не ЕСТЬ.

В слове "видимость" ощущается обманчивость. Когда я вижу человека, знаю
я каков он в действительности? Не так, что внешность бывает обманчива, -
она есть обманчива. Именно поэтому "встречают по одежке, а провожают по
уму".

Чему следует наш ум, когда опирается на видимость? На то, чем что-то
кажется. Именно потому, что все мнения имеют свой источник в
видимости, - их надо отбросить - отбросить ВСЕ. С помощью мнений можно
узнать только то, что КАЖЕТСЯ. А то, что ЕСТЬ узнать нельзя.

Что такое человек по мнению? Двуногое без перьев, живущее на суше -
общипанный петух какой-то. Можно ли узнать таким внешним образом, что он
(человек) есть на самом деле? Нет. "Дельфин - рыба?" "Нет". "А может
рыба, ведь он выглядит как рыба?" "Да, выглядит как рыба, но не есть".

Человек смотрит и видит, что Солнце вертится вокруг Земли. Смотрит и
миллионы лет может видеть, что так оно по-видимости и есть. А, если не
так, то он - еретик. Но так ли это на самом деле? Так, если только
смотреть, но не мыслить. Он, наивный, видимость принимает за бытие!



Далее богиня говорит юноше: "Отринь мнения, т.е. то, что запомнил чужое
и повторяешь по-привычке и логосом, разумом сам испытай, - т.е. обдумай
то, что я сейчас тебе скажу. Если хочешь знать, что есть истина, ты
должен понять, что бытие есть, а небытия нет вовсе". Поэтому быть
означает именно быть, а не так, что побыть, а потом престать, исчезнуть
в небытие (это не возможно, т.к. небытия нет вовсе).



Итак, Парменид противопоставляет мнение и истинное мышление. Мнение -
это не ложная картина мира (единственно ложное утверждение, что небытие
есть), а иллюзорная; это то, каким мир видится, мнится. Что есть многое?
Возникающее, т.е. то, чего ЕЩЕ нет, и исчезающее, т.е. то, что УЖЕ не
есть. То, о чем говорит нам мнение "есть" - но не есть по истине. А
поэтому, чтобы не блуждать в этом иллюзорном мире, надо оставить
обманчивый путь мнения, "путь Ночи" и логически, с помощью мышления,
узнать - что ЕСТЬ.

Парменид: состояние видящих и слышащих, но не мыслящих хуже, чем тех,
кто не видит, не слышит, но мыслит. Не мыслящие люди без внешних
впечатлений не могут прожить и недели - они сходят с ума. Нет пищи для
их души. А мыслящий человек - из камеры его будут извлекать, а он
скажет: "Подождите, я еще не все подумал"
-----

Бытие - первое осмысленное слово, а не "мама", "папа" или "гав-гав".
Говорить не мысля, учат с колыбели. Первое СЛОВО сказывается лишь после
того, как замолкнут все мнимые слова. И тот, кто не дошел до этого, тот
еще не дошел до философии, он лишь на пути к ней. Других ворот, кроме
Парменида, в философию - не существует. Это мыслимое бытие знаменует
истинное начало философии. Начало мышления предполагает конец мнения.

В этом пункте мы окажемся еще не раз. Начало философии, в некотором
смысле, есть ряд постоянных начал. Фалес, Пифагор, Парменид - три первых
философа, но в каком разном смысле!

Парменид осознал, что мнимое не есть истинное. Для того, кто начинает
мыслить - не миновать противоречия с собой. Этот пункт, содержащийся в
учении Парменида, развил его друг и ученик - Зенон Элейский.



Зенон Элейский

Он пустил парменидовское открытие в оборот среди людей. Люди,
почувствовав величие этого, шли к нему. Главная задача для Зенона -
защита принципа Парменида: есть только бытие - единое, вечное,
неподвижное. Зенона называли двуязыким, поскольку он мог говорить и на
языке мнения, и на истинном языке. Он был популяризатором, но не
сводящим философию к мнению. Философия в его речах к простым людям
оставалась философией.

Как же он отстаивал мысль Парменида? Он вставал на точку зрения
обыденного сознания или мнения, состоящую в том, что нет единого, а есть
многое - возникающее и исчезающее. И показывал, что при ее
последовательном проведении возникает множество апорий - безвыходных
ситуаций, указывающих, что надо оставить точку зрения мнения.

Противоречие мнения: то, что кажется бытием, признается за само бытие. А
что кажется бытием прежде всего? Многое. Оно есть - какая радость. Зенон
показывал, что эта точка зрения сама себе противоречит и потому сама
себя опровергает. Мнения потому лишь существуют, что люди не продумывают
их до конца.

,,,,
Апории Зенона о движении.

Первая апория.

Кажется, что есть движение. Почему есть? "Мы его видим", - говорят.
Парменид: "Бытие не движется". "Как же, - возражают, - вон тараканы -
бегают, следовательно, движение есть". Но вдумайтесь! В том месте, где
они есть - они не движутся, а где их нет - тоже не движутся. Так
движется ли многое? Нет, получается, что движущееся - не движется. С чем
и поздравляем.

Вторая апория.

Мнение, что существует многое без одного, тем самым утверждает
бесконечную делимость пространства и времени. Но в этом случае
быстроногий Ахилес не догонит черепаху (не Зенон так утверждал, как ему
приписывают, а так получается по мнению, не состоятельность которого он
показывал). Ибо за то время, пока он прибежит в точку, где она только
что была, черепаха успеет хоть немного проползти вперед. Следовательно,
если он ее все-таки догоняет, то правда ли, что пространство и время
делимо до бесконечности? Правда ли, что нет неделимого, т.е. одного как
такового?

По поводу зеноновых апорий о движении А.С.Пушкин написал стихотворение
"Движение" (1825):

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Все мы видим движение, но значит ли это, что движение есть для мысли?
Нет. И толпа всегда будет радоваться его опровержению хождением, как
будто философ дурак и не знает, что можно ходить, двигаться. "Что тут
думать-то: тут и так все ясно! Чему он меня учит?" Философия учит только
одному - мышлению.

Мысль впервые появляется, когда человек задумывается: "А что,
собственно, ЕСТЬ то, что я вижу?" К этому и побуждают апории Зенона
Элейского.
-----------------

> Первоначально субстанция понималась грубо-физикально, как <вещество>,
> как тот тождественный материал, из которого состоят различные
единичные
> вещи
>