Новое русское строительство. "Версии Питера" (+)
ОТЧЕГО ВЫМИРАЮТ ПЕТЕРБУРЖЦЫ?
Городские экологи объявили монолитное домостроение разновидностью геноцида
Похоже, у некоторых строительных компаний Санкт-Петербурга в ближайшее время могут серьезно осложниться отношения с защитниками окружающей среды. По крайней мере, на недавно прошедшей в Доме журналистов экологической конференции ряду специализирующихся на жилищном строительстве корпораций, и прежде всего ДСК-3, доставалось как никогда. Что же встревожило несколько десятков авторитетных петербуржцев, от депутата Государственной Думы и руководителя Общества потребителей Петра Шелища до редактора газеты "Общество и экология", одного из лидеров "зеленых" Сергея Лисовского? Почему они вместе с представителями Государственной вневедомственной экологической экспертизы, строителями, депутатами муниципальных Советов и активистами нескольких природоохранительных организаций в разгар лета прервали свой отдых? Выяснилось, что многие участники конференции всерьез озабочены массовым строительством в нашем городе зданий из монолитного бетона и считают это настоящим преступлением против петербуржцев.
Так, ведущий сотрудник Государственной вневедомственной экспертизы Лариса Оськина заявила, что бетон, в отличие от кирпича, "не дышит". Следовательно, в домах, построенных из него, должна осуществляться принудительная вентиляция, что и делается на Западе, откуда в Россию и пришла технология возведения зданий из монолитного бетона. Однако у нас таковой вентиляции нет вообще, а обычной вытяжки здесь в принципе недостаточно!
Не предусмотрено в них также защитного экранирования от радиационного и магнитного излучения, которое в советское время всегда устанавливалось в сооруженных из бетона лабораторных корпусах военных предприятий. В результате ничего не подозревающие жильцы оказываются в своеобразной клетке из железной арматуры. И что при этом происходит с их здоровьем - поймет любой, имеющий хоть минимальное представление о воздействии на человеческий организм электромагнитных полей.
Член-корреспондент Российской академии архитектурно-строительных наук и бывший главный архитектор "Монолитстроя" Владимир Павлов обратил внимание на многочисленные нарушения технологии при возведении бетонных зданий. Купленную за рубежом опалубку фирмы не покупают, а сдают друг другу в аренду, и эксплуатируют ее не в течение положенного срока, а до тех пор, пока она не рассыплется. Многие изготавливают опалубку самостоятельно, в ненадлежащих условиях, и она, естественно, не может соответствовать тем требованиям, которые к ней предъявлялись изначально. В бетон, доставленный на стройку с нарушением сроков, добавляют большое количество воды, а укладка его сплошь и рядом проводится при температуре ниже +5 С, что категорически запрещено. В результате здание получается недостаточно прочным и может просто внезапно рухнуть, что и случилось недавно на Двинской улице.
Многие недостатки бетонных зданий проявляются не сразу, а спустя несколько лет, как это происходит с утеплителями для стен.
Заместитель главного конструктора "ЛенНИИпроекта" Александр Чугунов сообщил, что ряд строительных компаний вместо высококачественных и долговременных утеплителей применяют отечественные пенополистерол и минеральную вату. Но гарантийный срок службы пенополистерола - не более 10 лет, минеральной ваты - не более 15 лет, и уже по истечении половины этого срока их теплоизоляционные характеристики становятся много хуже. Что будет с такими утеплителями через полтора-два десятка лет - не может сказать никто. Есть мнения, что они раскрошатся, и жить в таких домах будет просто нельзя. А заменить утеплители без перестройки всего здания практически невозможно.
А в ближайшее время счастливые новоселы могут столкнуться с новой невиданной ранее напастью под названием "опилкобетон". По словам эколога Государственной вневедомственной экспертизы Марины Черновой, строительное лобби сейчас делает все, чтобы получить на этот стройматериал соответствующий сертификат и побыстрее ввести его в дело. Боссов стройфирм можно понять: использование опилок в качестве наполнителя действительно заметно снижает стоимость бетона. Но каково будет жильцам, когда попавшие во влажную смесь песка и цемента опилки начнут там гнить? Как это повлияет на прочность и теплопроводность стен? На это, похоже, некоторым компаниям откровенно плевать - им главное построить побольше да сбыть побыстрее, а здоровье или саму жизнь покупателей в банк не положишь.
Неудивительно, что купивших квартиры в домах от подобных дельцов подстерегают самые разнообразные напасти. И если с сыростью от плохой теплоизоляции и даже с электромагнитным воздействием жить еще можно, то радиация от основного наполнителя бетона - щебенки из карьеров Ленинградской области сократит вам жизнь с абсолютной гарантией. Особенно высока радиоактивность щебня из Каменногорского карьера Выборгского района, который и поставляет свою продукцию ДСК-3.
Заведующий лабораторией гигиены и радиации Городской СЭС Владимир Ямсон свидетельствует, что радиоактивное излучение от используемого петербургскими строительными корпорациями щебня находится на грани предельно допустимого уровня 50 мР/ч, что в три-четыре раза превышает естественный фон. А если учесть, что сдача домов приемочным комиссиям происходит обычно летом, и перед ней для снижения показателей излучения помещения усиленно проветриваются, то реально радиоактивность там может быть в несколько раз выше нормативной.
Тем не менее, монолитное жилье не только с каждым годом занимает все большее место в Санкт-Петербурге, но еще и усиленно рекламируется как элитное. Для этого потребителям усиленно навязываются квартиры в так называемых кирпично-монолитных домах, причем зачастую недобросовестные пиарщики старательно делают вид, что речь идет о зданиях с монолитными несущими конструкциями и кирпичными стенами. То есть имеющих действительно оптимальную конструкцию для высотных зданий, которые в этом случае действительно отличаются высокой прочностью, надежно хранят тепло и являются экологически безопасными.
В действительности речь идет все о тех же монолитных зданиях, лишь облицованных по фасаду в полкирпича. При этом такая "полкирпичная" облицовка зачастую крепится настолько слабо, что уже через два-три года может запросто свалиться на голову прохожим, неосторожно оказавшимся вблизи "элитного" здания. В Соединенных Штатах такое жилье относится к разряду массового, строится в основном в кварталах, населенных неграми и латиноамериканцами. Максимальный срок эксплуатации таких - 50 лет, а запас прочности в случае угрозы разрушения от силы полчаса. У нас же, где технологии подобного строительства практически не отработаны, да еще и постоянно нарушаются, эти параметры могут быть гораздо меньше. Недаром руководитель известной архитектурной студии "М-4" Михаил Любимов назвал кирпично-монолитное строительство широкомасштабным экспериментом на живых людях, заявив также, что "никто не знает, что будет с этими домами лет через десять".
Стоит ли после этого удивляться, что даже по официальным данным городского комитета по здравоохранению 80% беременностей у женщин Петербурга проходят с различными патологиями, а 84% детей дошкольного возраста страдают различными заболеваниями, включая хронические.
Посему петербуржцам надлежит решительно потребовать введения полноценных жилищных сертификатов, содержащих исчерпывающие сведения о здании, где им предоставляется квартира. Ну а губернатору Яковлеву, традиционно считающемуся едва ли не основным лоббистом наших строительных корпораций, наверное стоит для разнообразия подумать и о миллионах людей, не имеющих счастья принадлежать к их руководству. Так и здоровье людям сбережет, и город разваливаться на глазах перестанет. Вон вавилонский царь Хаммурапи издал четыре тысячи лет назад указ наказывать строителей, чьи дома рухнут, через усекновение головы, так многие сооружения древнего Вавилона до сих пор стоят!
Павел КОВРИГИН