От Георгий Ответить на сообщение
К Максим Ответить по почте
Дата 20.08.2002 13:07:00 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Рецензия Нерсесова на книгу (*+)

http://www.specnaz.ru:8101/pozicii/58

Юрий Нерсесов
ВОЖДИ ПРОТИВ ПОЛИТБЮРО


Даже на фоне исторических откровений последних лет книга редактора радикальной газеты «Дуэль» Юрия Мухина выглядит чрезвычайно скандальной и вызвала раздражение буквально во всех политических лагерях. Демократам не нравятся постоянные наезды на их вождей и отсутствие всякого пиетета автора перед «избранным народом». Патриоты обижаются на крайне непочтительные характеристики Николая II и того, во что превратилось к 1917 году русское дворянство. Но и коммунисты, прочтя «Убийство Сталина и Берии», тоже вряд ли будут в восторге. Потому что в качестве убийц и соучастников автор вывел едва ли не всех прочих тогдашних руководителей партии и правительства.


КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПУТЧ 1953 ГОДА

Скажу сразу, проколов в книге Мухина действительно хватает. В добрых двух десятках мест обнаруживаются ошибки в датах и цифрах. Нередко Мухин некритически подходит к источникам, в результате чего в тексте появляется давно опровергнутая информация. Так это случилось, в частности, с маршалом Егоровым, который, вопреки утверждениям автора, все же был расстрелян, а не умер в тюрьме. Характеристики некоторых несимпатичных Мухину персонажей часто несправедливы и содержат немало передержек, что особенно заметно на страницах, посвященных маршалу Жукову.

Однако все неточности касаются либо не влияющих на основную концепцию частностей, либо затронутых в книге побочных тем, вроде Великой Отечественной войны или нынешней политической ситуации в России. Главная же идея о конфликте Сталина и Берии с партийной верхушкой, которую они попытались отстранить от власти начиная с XIX съезда КПСС, представляется вполне убедительной. Действительно, именно тогда Сталин ушел с поста Генерального секретаря и вообще ликвидировал этот пост. Тогда же был подготовлен проект объединения министерств внутренних дел и государственной безопасности под руководством Берии, который начал новую чистку органов от разложившихся элементов. Одновременно, судя по всему, обнаружился и заговор части партноменклатуры, связанной с сионистским движением.

Если в первые годы существования советской власти наличие параллельных государственных и партийных структур было необходимым злом, позволяющим контролировать унаследованный от прежнего режима чиновный аппарат, то со сменой поколений ситуация изменилась. Дублирование советских органов парткомами превратило последние в паразитов, вследствие своего паразитизма особо подверженных разложению и превратившихся в потенциальную угрозу государству, что и подтвердилось тридцатью годами позже. Партия постепенно превратилась в государственный идеологический отдел, имеющий реальной власти не больше, чем православная церковь после отстранения патриарха Никона и последующего упразднения патриаршества. Тем самым государство объективно вставало на путь реформ, чем-то сходных с китайскими, но в более выгодных стартовых условиях и без необходимости привлечения иностранных инвесторов. Партия же, как и церковь, направлялись на выработку соответствующей идеологии, которая на том этапе могла бы напоминать нынешние тезисы КПРФ.

Очевидно, что на том этапе такое государственное устройство было более прогрессивным, чем имевшееся и, скорее всего, предполагало развитие государства без всякого рода «перестроек», однако процесс зашел слишком далеко. Если в 1930-е годы номенклатура, чувствуя внешнюю угрозу со стороны Гитлера, сплачивалась вокруг Сталина, «прощая» ему периодические чистки, то полтора десятилетия спустя положение в корне изменялась. Вождь был уже не нужен, а его контроль за силовыми структурами был в основном утерян. Это в конце концов и предопределило исход событий марта-июня 1953 года, положивших конец попытке отстранения партаппарата от власти.

ОХ, РАНО ВСТАЕТ ОХРАНА

Как должны реагировать нормальные охранники высокопоставленного лица, если объект внезапно не встает с постели (не выходит из ванной или туалета), а на оклик и стук в дверь не отзывается? Естественно, тут же звонить начальнику охраны, а тот сразу же обязан приказать вышибать дверь, да на всякий случай и врача вызвать. Вдруг шефу плохо?

Когда незадолго до кончины Сталин однажды, выйдя из парилки, задремал в предбаннике, все так и сделали. Уже через 26 минут, когда телохранители почувствовали неладное, зам. начальника Главного управления охраны полковник Новик мчался с ломиком к бане, но тут Иосиф Виссарионович проснулся и вышел сам. Тем не менее, согласно официальной версии, когда утром 1 марта Сталин не вышел в положенное время к завтраку, охранники два часа боялись даже постучать в дверь. Потом все таки вошли, увидели, что вождь на полу без сознания и, пардон, с мокрыми штанами (действительно, бывает при инсульте), переложили его на кровать и позвонили наверх. А там пока выясняли, кому ехать, дотянули едва ли не до ночи, и, когда врачи приступили к делу, было уже поздно. А тянули потому, что боялись страшного Сталина лишний раз потревожить. За несколько месяцев до того в бане не боялись, а утром 1 марта вдруг испугались до невозможности! Настолько испугались, что пошли на должностное преступление, за которое Сталин, оклемайся он тогда, раздолбаев в порошок бы стер! Нелепость здесь настолько бросается в глаза, что версия Мухина о преднамеренном отравлении Сталина во время ужина или, как минимум, о преступном неоказании ему помощи смотрится достаточно убедительно.

Не менее глупо выглядит история с якобы имевшими место арестом и судом над Берией. Изложенные участниками версии ареста, суда и расстрела противоречат одна другой, абсолютно не совпадая в деталях. Берию арестовывает то маршал Жуков, то генерал Москаленко, то его лично обезоруживает Хрущев. Задействованные в операции военные сидят то в приемной, то в бывшем кабинете секретаря Сталина Поскребышева. Хрущев утверждает, что охрана Берии была разоружена Москаленко, а тот рассказывает, как вывез арестованного из-под носа охранников… Исходя из этого, Мухин делает вполне логичный вывод: «Все врут!«

Документов по делу Берии практически нет никаких, а те, что есть, производят впечатление записок из психушки. Вот председатель суда спрашивает Берию: почему он не дал использовать войска НКВД для обороны Кавказа летом 1942 года? «Предполагалось выселение чеченцев», — отвечает ему подсудимый. Хотя никак не может не знать, что впервые вопрос о выселении встал лишь в следующем году. А войска НКВД тогда думали не о выселении, а о разгроме действующих в тылу армии чечено-ингушских боевиков.

Или вот арестованный Берия в письме от 28 июня выражает полное согласие с решением по его делу ЦК КПСС, пленум которого собрался … 2 июля… Все становится на свои места, если принять версию Мухина об убийстве Берии группой близких к Хрущеву военных, после чего усилиями кремлевского руководства были сфальсифицированы суд и приговор. В котором, по словам бывшего главного военного прокурора СССР Михаила Катусева, «об обоснованности приговора можно с полной ответственностью сказать, что правосудие там рядом не лежало».

С Катусевым тем более трудно не согласиться, если учесть, что единственный доживший до наших дней сталинской нарком Николай Байбаков в личной беседе с Мухиным подтвердил, что во время пленума ЦК КПСС 2-7 июля 1953 года Берия уже был убит.

ТОВАРИЩ СТАЛИН БЫЛ БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ, НО ОН СИСТЕМУ ИЗМЕНИТЬ НЕ МОГ

Кто из нас не исполнял вечером под гитару эту ставшую воистину народной песню Юза Алешковского! Наверное, почти каждый если не пел, то слушал и, конечно, воспринимал характеристику «большой ученый» как чистой воды насмешку. Мухин на этот счет высказывает свои соображения, точнее приводит некоторые данные, по понятным причинам не известные широкой публике.

Оказалось, что личная библиотека Сталина, размещенная на его даче, насчитывала 20 тысяч томов литературы по самым различным темам. И книги эти не бесполезно пылились в шкафах, а регулярно использовались. Свыше 5,5 тысяч из них содержат многочисленные карандашные пометки. Труды историков от Геродота до Соловьева, классиков русской и зарубежной литературы, мемуары, научные работы по технике и естествознанию тщательно штудировались Сталиным в каждую свободную минуту. Всю жизнь вождь напряженно учился, и процесс этот отражен даже в переписке с женой:

«Здравствуй, Татька!
Письмо получил. Хорошо, что научилась писать обстоятельные письма. Из твоего письма видно, что внешний облик Москвы начинает меняться к лучшему. Наконец-то!
“Рабочий техникум” по электротехнике получил. Пришли мне, Татька, “Рабочий техникум по черной металлургии”. Обязательно пришли (посмотри мою библиотеку — там найдешь«
(из письма Сталина Надежде Алилуевой от 14 сентября 1931 г.)

Восемь лет спустя, после подписания пакта Молотова-Риббентропа генсек использовал изученные учебники во время обсуждения одного из торговых договоров с германским послом. Когда тот в разговоре со Сталиным выразил недовольство процентом содержания железа в поставляемой из СССР руде, в ответ последовала краткая, но впечатляющая лекция по металлургии. Насчет того, что, в отличие от СССР, где технология обогащения руды практически отсутствует, Германия таковой обладает. И соответственно, может использовать руду с содержанием железа от 18%, а уж тем более и поставляемую Советским Союзом 38-процентную. Сам Мухин, начинавший свою трудовую биографию инженером-металлургом, свидетельствует, что в 1930-е годы такие подробности знал далеко не каждый специалист, не говоря уже о прочих гражданах.

Аналогичной страстью к знаниям обладал, как оказалось, и Берия. В 1923 году, являясь (в 24 года!) заместителем председателя ЧК Грузии, кавалером ордена Красного Знамени и большевиком-подпольщиком едва ли не со школьной скамьи, он отчаянно просил ЦК … дать ему возможность закончить институт и получить диплом инженера-строителя. А девятнадцать лет спустя именно Берия смог оценить информацию о разработке в США атомной бомбы, возглавить советский ядерный проект и блестяще его завершить.

А как же знаменитые погромы генетики с кибернетикой, лысенковщина и прочие разборки с языкознанием? Что касается последних, то даже официальная историография сквозь зубы свидетельствует: в дискуссии Сталина с академиком Марром абсолютно прав оказался именно Сталин. Кстати, человек, в вопросах языка более чем компетентный, его написанные в 16 лет стихи задолго до революции были включены в школьные учебники, а впоследствии высоко оценены переводившими их на русский Пастернаком и Тарковским.

Отставание СССР в вычислительной технике вопреки общему мнению началось не в период борьбы с кибернетикой, а с начала 1970-х годов. До того момента мы шли с американцами вровень, а советская программа «Каисса» даже выиграла первый чемпионат мира по шахматам среди компьютеров. Роковым для отечественного компьютеростроения стало решение тогдашнего руководства вместо развития собственных оригинальных разработок сосредоточиться на тупом копировании американских ЭВМ, начиная от элементной базы и кончая программным обеспечением.

С генетикой получилось еще смешнее. Мухин приводит на страницах своей книги добрый десяток документов, где черным по белому написано, что «гонитель генетики» Лысенко возглавлял в Одессе Селекционно-генетический институт, а в Малой Советской энциклопедии упоминаются его заслуги в развитии учения о наследственности Менделя. То есть, пресловутого «менделизма-морганизма». Наконец, уже в наше время оказались подтверждены ряд основополагающих идей Лысенко о наследственности, за что кое-кто из биологов даже получил Нобелевскую премию. Я не поленился, спросил у знакомых специалистов, так ли это? Так один сразу заявил, что Лысенко во многом прав, а другой, выдав мне опять же подтверждающие это материалы, сопроводил их комментарием, что Трофим Денисович все равно сволочь…

Вот и получается, что как ни крути, товарищ Сталин был действительно большой ученый. И товарищ Берия тоже. И именно при них страна в прошлом веке достигла наибольшего могущества за всю свою тысячелетнюю историю. Но преемственности своего курса даже эти люди обеспечить так и не смогли, как не сумели это сделать и ранее оказавшиеся на российском престоле выдающиеся монархи.

Из книги Мухина наглядно видно, что попав во власть, 9 из 10 даже самых вроде бы честных и бескорыстных граждан начинают работать исключительно на свою утробу. И даже если при жизни какой-нибудь великий вождь регулярно чистит зарвавшуюся свиту, то с его кончиной она неминуемо берет реванш. И если западные страны страхуются от этого через демократию и разделение властей, заставляя проникшую наверх сволочь контролировать друг друга, то у нас, увы, не срабатывает и демократия. Ни между февралем и октябрем 1917-го, ни сейчас.