От Виктор Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 24.07.2002 13:20:45 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Все нормально:"Пошел вон из нашего теремка!"

Вот Веревченко хорошо изложил:

..........
КАК НОСИТЕЛЬ информационных ресурсов человек (специалист)
обладает особыми свойствами: он выступает одновременно как
носитель, создатель, потребитель и интерпретатор информационных
ресурсов. Каждую из перечисленных функций он выполняет различно в
зависимости от квалификации, профессиональных и личностных качеств,
накопленного опыта выполнения той или иной функции; характера
решаемых задач и своего отношения к этим задачам; места, занимаемого
в конкретной функциональной группе (научной, производственной,
административной и т.п.); интересов и предпочтений (приверженности
традициям, научным школам, авторитетам) и других свойств личности.

Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является
УНИКАЛЬНЫМ информационным ресурсом КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА,
реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно с
прекращением его деятельности в той или иной сфере. Передача этой
информации другим лицам не всегда может быть осуществлена, а в
большинстве случаев этот процесс осуществляется со значительными
утратами и искажениями.

Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста,
тем менее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом
(и даже группой специалистов).

Персонал наиболее мобильный носитель информации. Через него
осуществляется активный и действенный межорганизационный обмен
знаниями и технологиями, особенно в условиях, когда существуют
барьеры распространения информации в виде патентов, фирменных и
государственных секретов. Борьба за привлечение определенных групп
специалистов является важным фактором в деятельности различных
структур (от конкурирующих фирм до спецслужб) и активной политики
"импорта" специалистов, проводимой высокоразвитыми странами.

..........

В классе информационных ресурсов "персонал" следует выделить две
различных составляющих:

1.Отдельные специалисты.
2.Группы специалистов, объединенных в рамках конкретных видов
деятельности и/или решаемых задач. Сюда относятся и
неформальные информационные коллективы (НИК), под которыми
обычно понимают относительно однородные по научным и
производственным интересам группы ученых и специалистов,
имеющих общие источники информации и работающих в некоторой
общей проблемной области, а также неформальная организация
(научная группа, школа классическая или выездная, "незримый
колледж" ("незримые коллективы", семинар, неформальная
информационная группа и т.п.). Группы не просто суммируют ресурсы
отдельных специалистов, входящих в них, но и порождают "эффект
кооперации" ("синергетический" или "каталитический" эффект)
взаимообогащения и взаимостимулирования информационного
потенциала каждого специалиста.

Место каждого специалиста и группы специалистов в системе
информационных ресурсов различно, а информация, которой они
обладают имеет различное влияние (положительное и/или вредное) на те
виды деятельности, в которых они участвуют. Ибо каждый специалист
по разному отображает доступную ему информацию, различно ее
интерпретирует и использует.

Даже высококвалифицированные ведущие ученые не всегда имеют
достаточно широкие взгляды и могут отрицать, отталкивать
исследования, выходящие за пределы их воззрений, тогда как подлинно
научная позиция состоит в том, чтобы исследовать, а не судить
априори, что "этого не может быть", помня сказанное в "Гамлете":
"Есть многое, Горацио, на свете такого, что не снилось нашим
мудрецам".

Воздействие неформальных информационных групп более значительно.
Это определяется широким спектром функций, которые они реализуют в
рамках информационной деятельности.

Перечислим только основные функции НИК:

обмен информацией;
самообучение;
компарация и усиление результатов;
социальная апробация результатов;
поддержание парадигмы, одновременно НИК выполняет и функцию
ПОДАВЛЕНИЯ инакомыслящих или, точнее, функцию поддержания
господствующей парадигмы и сепарации рядов ученых и
специалистов. Происходит это различными методами: "мягко"-
путем замалчивания идей "еретиков", а при их активных
выступлениях "огораживанием вопросов", развертыванием дискуссий
и т.п.; или методами жесткого ограничения (недопущения) научного
"инакомыслия";
социализация молодых ученых и специалистов;
проведение научно-информационной политики.

Объединяясь вокруг определенных парадигм отдельные специалисты и
коллективы могут оказывать, как показывает развитие науки, техники и
производства, отрицательное воздействие на научно-технический
прогресс, не только сдерживая развитие в тех или иных проблемных
отраслях, но и разрушая объединения специалистов, поддерживающихся
иных взглядов, методов решения задач, направлений развития техники,
технологий и производства. Одновременно такие группы создают
информационные ресурсы, оказывающие отрицательное влияние как на
развитие той или иной проблемной области, так и на другие смежные и
взаимосвязанные проблемные области.

.............