|
От
|
Михаил Едошин
|
|
К
|
Александр
|
|
Дата
|
19.07.2002 23:42:34
|
|
Рубрики
|
Образы будущего;
|
|
Галоши
> Да, и Пищикова и Паут преследуют одну цель - изобразить деградацию семьи. Из этого, однако, не следует что семья действительно деградирует, а приведенные в статье факты подтверждают теории Пищиковой и тем более Паута. Из этого следует что ценности Русской культуры вошли в конфликт с евроцентризмом элиты.
Семья, о которой идет речь, деградировала и с точки зрения русской культуры, если под нею разуметь общинную культуру. Кроме
обыденного индивидуализма община срепляется общинными законами и традициями, которых характеризует как раз общественная
направленность. Например, в прошлом веке для члена общины было обычным делом "пострадать" за мир, когда тому нужно было решить
какую-то проблему "своими способами" (т. е. кто-то из членов общины совершал преступление именно ради общины). В советское время эти
традиции поднялись до высоких понятий о долге перед страной, в частности о долге отдать жизнь за Родину.
Не вижу ничего подобного в описанной семье. Более того, "неожиданно" обнаруживается, что глава семьи как раз поучаствовал, на своем
небольшом уровне, в разрушении своей общины-СССР. "Раб КПСС"... Что же это за носители русской общинной культуры, которые так походя
и равнодушно растоптали ее? "Правильно жить --- это не идти супротив Мира, работать и покупать." И все? Всего-навсего "не идти
супротив Мира"? А думать о мире? Заботится о нем? Разве это не необходимое условие полноценной общинной культуры? И где же эти
качества в описанной семье? Ни у одного из ее членов ничего подобного нет и в зародыше. С папой все ясно. Мама "приносит" с работы
то, что плохо лежит; очень общинное поведение. (Я прекрасно понимаю тяжесть материального положения семьи (кстати, гораздо лучше
вас, Александр), но я больше чем уверен, что это --- даже стесняюсь сказать "воровство" --- практиковалось и до 91-го, и до 89-го
года --- вообще всегда.)
Тем не менее, Александр, вы действительно привели хороший пример. Ведь вы правы --- это и есть настоящая общинная культура, правда,
только одна ее гипертрофированная ипостась. Как физиолог по патологии уясняет себе принципы нормального функционирования органа, так
изучение вот этой вот кастрированной общинности позволяет наглядно увидеть индивидуалистическую ее суть, которую советское
государство напрасно пыталось скрепить общинной идеологией.
Да, в СССР была создана прекрасная система писаных и неписаных общинных идеалов и традиций, призванных будить лучшие человеческие
чувства (допустим, что мы доказали чисто русскую, а не "еще и коммунистическую" природу этой системы). Но основа жизни, сам процесс
"добычи" пропитания, одежды, предметов обихода, процесс обыденной жизни по-прежнему был частным делом каждой семьи. Сама жизнь
порождала "простые семьи", которым затем система воспитания и пропаганды пыталась привить общинные ценности (иногда даже преуспевая
в этом, только вот беда --- семья сразу становилась "непростой"). Но куда ж против этакого напора? Чуть улучшится материальное
положение --- и мысли простых семей мигом отвлекаются на новые шмотки, а вся вдолбленная идеология за ненадобностью вылетает да и
век назад не возвращается. И в конце концов --- закономерный результат, у всех перед глазами.
То есть, они, конечно, носители части русской (советской общинной) культуры (и, как перевозчик Тюлин (?) из короленковского рассказа
"Река играет", даже симпатичны; какое-то особое легкое и родное ощущение), но именно той, что враждебна лучшим достижениям этой
культуры; единственное, что их объединяет, это то, что обе они выросли в рамках одной цельной советской культуры. До сих пор на
форуме главным образом защищали лучшие достижения, считая простую семью каким-то случайным отклонением. Хорошо, что дискуссия
позволила выявить по крайней мере общий генезис и этих двух явлений и закономерность появления простых семей. Правда, я лично не
ожидал, что встречу еще и ревностного защитника именно "простой семьи", отвергающего ради этой цели другую часть русской культуры.
Культура простой семьи самостоятельного значения не имеет и не может быть и речи о том, что она выдержит соперничество даже с
эрцаз-культурой Запада. Бьюсь об заклад, что простая семья смотрит все сериалы подряд, увлеченно интересуется "Последним героем",
жизнью "За стеклом", "Большой стиркой", "Моей семьей" и прочим телевизионным отстоем, а будущему внуку они купят покемона, супермена
и комикс Диснея.
Теперь давайте, Александр! Защищайте свое понимание "русской культуры"! Покажите, как вы из этих простых семей построите
неприступную крепость, такую, что Запад только крякнет и удавится! Или может быть вы надеетесь просто пересидеть "миллионы лет",
пока он сам не помрет? Сохранив при этом "русскую общинную культуру"?