От Михаил Едошин Ответить на сообщение
К Александр Ответить по почте
Дата 13.07.2002 20:49:00 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Ответ Александру

Это, так сказать, сводный ответ на несколько ваших реплик.

Вы правы --- коммунарское воспитание враждебно семейному. Однако лишь в той мере, в какой коммунистическое мировоззрение враждебно
общинному -- не больше и не меньше.

Община --- не коллектив; она скрепляется либо традициями, либо, реже, осознанным пониманием ее нужд; обе эти силы суть обобщение
опыта, воплощенное в идеологии. Однако члены общины, как это ни парадоксально, разобщены. В деревенской общине у каждого --- свое
хозяйство; коллективный труд редок и нехарактерен. Собственно, это естественно, так как община характерна для частного способа
производства и коллективному труду в ней неоткуда взяться. Таким образом, в жизни членов общины заложена возможность противоречия
скрепляющей силе идеологии. Да какая там возможность --- жизнь постоянно дает примеры того, что своя рубашка ближе к телу. Но пока
все идет плохо, жизнь доставляет достаточно опыта и для подкрепления идеологии; однако чем лучше дела, тем хуже для общины.

С переходом к общественному способу производства община, как правило, разлагается. Но именно в советском случае этого не произошло
--- напротив, община колоссально усилилась и наложила лапу на средства производства. Однако по сути она осталась той же общиной
мелких частников. Хотя труд стал, по-видимому, коллективным, но лишь в той мере, в какой это было необходимо для нового способа
производства. В результате качественного перехода к коллективизму (коммунизму) не произошло. Улучшившаяся жизнь лишила подкрепления
общинную идеологию, накопилась критическая масса обратного опыта и привет --- вот он, качественный переход, только к капитализму.

Так вот, Александр, у советской общины, при всех ее достоинствах и недостатках, путей развития было два: коммунизм и капитализм. Оба
они означают исчезновение --- смерть --- знакомой нам советской общины, оба --- ее могильщики. Бороться и против того, и против
другого в надежде продлить жизнь как она есть, в общем, неумно, ведь смерти избегнуть нельзя. Давайте уж бороться против чего-то
одного, чтобы новая жизнь была нам всем по вкусу. Каждая победа над коммунистическими явлениями в советском обществе означала не
только продление жизнь общины, но и усиление другого ее могильщика, и он не преминул проявить себя во всей красе. Прежде чем
атаковать что-то "несоветское" нужно, наверное, подумать, стоит ли.