От Фриц Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.07.2002 15:05:58 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Реальные условия.

>В какой мере к воспитанникам Макаренко можно применить слова "жили в реальных условиях"? Что это вообще такое?

Вот например дети живут в пионерском или трудовом лагере. Их жизнь в главном не зависит от их труда. Их всё равно кормят за счёт государства. И дома для них построены, и вернутся они скоро в семьи. И даже если в детдоме дети живут - их труд разве что к самообслуживанию сводится. А в коммуне Макаренко они и жильё себе сами оборудовали, и продукты выращивали, и ремёслами занимались. И не было никаких перспектив, что это ненадолго, а вот начнётся настоящая жизнь с 17 лет. Это уже была настоящая жизнь, с зарабатыванием хлеба.

>Так-то так, но далеко не всякая армия, не всякое общежитие и не всякий детдом и т. д.

Не всякая жизнь воспитывает в хорошую сторону. Но всякое реальное дело в коллективе воспитывает. Хорошо, когда рядом родители и воспитатели типа Макаренко. Плохо, когда 17-летнего невоспитанного мальчика бросают в жизнь и он воспитывается сам, без помощи и без возможности на время спрятаться за широкую спину.

>Быть может. Здесь главное - дров не наломать и не изобретать НАДУМАННЫЙ труд.

Вот именно. Дети на заводе не двор мести должны, а на главных участках видеть, как отец преодолевает реальные сложные проблемы.