От Фриц Ответить на сообщение
К Александр Ответить по почте
Дата 16.07.2002 13:41:38 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Воспитание - это жизнь.

Многие родители стараются воспитать своих детей хорошими. Передать им свои лучшие качества, а от худших уберечь. И дать по возможности образование. Особенно это относится к родителям, которые сами получили образование выше среднего.
Казалось бы, дети должны быть гораздо лучше родителей. Но на самом деле этого не видно как устойчивой тенденции. В чём тут дело?
Я думаю, дело в том, что любой человек, как угодно воспитанный, должен приспособиться к реальной жизни, занять какое-то место. Молодым особенно трудно: опыта ещё мало подходящая ниша не занята, а надо создать семью. И вот, человек ведёт себя так, как необходимо для решения жизненных задач. Это и есть настоящее воспитание. В этом, на мой взгляд, сила метода Макаренко. Его воспитанники жили в реальных условиях, и их воспитывали не только эти условия и воспоминания о родительских нотациях, но и Макаренко.
Примерно так же обстоит дело в крестьянских семьях. Дети с одной стороны хорошо понимают, откуда в семье хлеб, а с другой стороны – сами участвуют в жизни семьи своим трудом.
В городской семье - всё по-другому. Жизнь детей как бы отделена от жизни родителей. Часто дети плохо представляют, что делают родители на работе. И что они сами будут делать, когда вырастут. Они живут как бы в искусственном мире, защищённом от многих проблем, и готовятся к будущей настоящей жизни. Получают образование. И воспитание – но не настоящее воспитание в борьбе с жизнью, а абстрактное – мол, кем бы ты не стал, чем бы не занимался – будь честным, добрым и т. д. А как быть добрым, например, банкиру? Или быть честным среди тех, кто этим злоупотребляет? Этому человек учится уже потом, в ходе жизни. И родители ему не помогают. Он, фактически, вступает в жизнь невоспитанным. Поэтому армия, самостоятельная жизнь в общежитии – очень важны для воспитания городских мальчиков.