"Начало борьбы с космополитизмом". Шепилов. "Правда". 11.08.1947 г. (+)
Начало борьбы с космополитизмом.
"Правда". 11.08.1947 г.
Д. Шепилов
СОВЕТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ
В самом сердце нашего народа пламенеет чувство советского патриотизма. Оно зажглось в революционной буре Октября, ознаменовавшего собой конец предыстории и начало подлинной истории человечества, зарю новой, социалистической жизни.
В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс с полным основанием заявляли, что рабочие не имеют отечества, так как в условиях всевластия буржуазии пролетарии низводятся до положения бесправных рабов капитала, а честь и достоинство родины предаются и продаются эксплуататорами во имя их собственных, корыстных интересов.
Семьдесят лет спустя величайший мыслитель и титан революционного действия В. И. Ленин возвестил миру, что отныне гонимые и угнетённые имеют свое Отечество и будут беззаветно защищать его интересы, ибо с великого Октябрьского рубежа впервые за многовековую историю трудящиеся массы под водительством партии большевиков обрели свою, Советскую Родину.
Сокровенные чаяния многих поколений людей о светлом обществе, где не будет классов обездоленных и угнетённых, народов-рабов, народов-париев, воплощены в жизнь. В Стране Советов победил социализм. Наша Родина стала могучей опорой, надеждой и путеводным маяком, заражающим духом освобождения все угнетенные классы буржуазного мира.
Горячая любовь к социалистической Отчизне, забота о ее процветании и возвеличивании стала могучей движущей силой нового общества. Советский патриотизм свободен от всякого национализма, ему глубоко чужды идеи расовой исключительности. "Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза" (Сталин).
I.
В целях одурачивания народных масс идеологи буржуазии не прочь пожонглировать словами "родина", "патриотизм", "отчизна"... Но каким фарисейством звучат в их устах эти большие слова! История буржуазного мира даёт нам тысячи фактов, свидетельствующих о том, что "когда дело касается до классовых прибылей, буржуазия продаёт родину и вступает в торгашеские сделки против своего народа с какими угодно чужеземцами" (Ленин, Соч., том XXIII, стр. 158). Когда воротилы разбойничьего германского империализма уже разжигали пламя Второй мировой войны, американские банки "Диллон Рид", "Чейз бэнк" и другие успешно финансировали немецкие военные концерны Стиннеса и германскую военную промышленность. Американская фирма "Ремингтон армс компани", связанная специальным соглашением с гигантом германской химической индустрии "И. Г. Фарбениндустри", в ходе войны отказалась продавать специальные снаряды английской и канадской армиям.
А современная действительность? Греческие реакционеры, для того чтобы задушить растущее возмущение народных масс, пошли на величайшее национальное унижение, запродав с головой свою страну американскому монополистическому капиталу. С лакейским подобострастием перед заокеанским "благодетелем" по тому же пути ведёт свою страну турецкая реакция. Глубокий кризис переживает Англия, экономическая зависимость которой от США усиливается. В это же время ее современные капитаны, даже под угрозой потери независимости, всё в большей мере направляют английский государственный корабль в американский фарватер.
Мнимый патриотизм буржуазии является на деле отвратительным шовинизмом. Его цель во-первых, затушевать глубочайшие классовые противоречия капиталистического строя и средствами националистического угара насаждать отравленную идеологию "национальной общности" интересов господствующих и эксплуатируемых классов. Его цель, во-вторых, проповедью расистских идей, превосходства избранных наций оправдать империалистическую агрессию, раскалывать и разобщать растущие силы демократии и прогресса. На этих идеологических дрожжах взращивалось отвратительное чудовище германского фашизма. Расистская сивуха пьянит головы и оруженосцев современной американской реакции с их бредовыми планами мирового господства. Несмотря на бешеную грызню капиталистических монополий между собой, шовинистические настроенная буржуазия различных стран нередко находит общий язык, когда речь идёт о подавлении революционно-демократических, национально-освободительных движений.
Антинародность и антипатриотизм являлись определяющими чертами и господствовавших классов царской России. Характеризуя ее политический строй, Ленин писал, что незначительное число богачей и десятки миллионов неимущих трудящихся - это поистине "две нации". "Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную Родину царские палачи, дворяне и капиталисты" (Ленин, Соч., том XVIII, стр. 81). Своей антинародной политикой господствующие классы способствовали превращению России в колонию западноевропейского империализма. С тяжёлым грузом феодально-крепостнических пережитков, охваченная щупальцами иностранного капитала, Россия всё больше отставала в своем развитии от передовых капиталистических стран.
Оторванные от народа и глубоко чуждые ему, правящие классы царской России не верили в творческие силы русского народа и обрекали его на вечную кабальную зависимость от заграницы. "Неистовый Виссарион" - Белинский с глубокой скорбью в сердце писал: "Горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах". Но эти "люди без патриотизма" вершили делами колоссальной державы. Лишенные национального достоинства и гордости, рассматривая народ как "быдло" и "чернь", они культивировали среди русской интеллигенции взгляды о неполноценности нашего народа, о способности России лишь волочиться за буржуазным Западом, слепо подражать западноевропейским образцам.
В холуйском раболепии перед иностранщиной правящие классов царской России широко открыли двери иностранному капиталу. Известно, что ее начиная с XVIII века в страну мутным потоком хлынули из-за границы всякого рода иноземные стяжатели и авантюристы. Они рядились в тогу представителей высшей расы и высшей культуры. Гипертрофированное самомнение и глубокое презрение к русскому народу было символом веры этих "культуртрегеров". И немудрено, ибо в то время даже такой крупный представитель французской просветительной философии, как Вольтер, с которым заигрывала Екатерина II, писал: "Народ - это рабочий скот, ему нужен кнут, ярмо и корм".
Преклонение перед иностранщиной, "нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья" (Грибоедов) стал дурной болезнью российского дворянства. В этой атмосфере раболепия сын немецкого пастора Иоганн Остерман становится "великим канцлером" Российской империи; невежественный выходец из Курляндии, казнокрад и палач Бирон делается всесильным диктатором; остзейский помещик Бенкендорф - шефом жандармов; бездарный прусский генерал Пфуль - военным педагогом Александра I; даже во главе Российской академии наук оказываются временами деятели так называемой немецкой партии - всякого рода шумахеры и миллеры, невежественные и чуждые науке люди.
Пределом национального самоуничижения явилось забвение дворянством даже русского языка и рабское копирование всего французского, а затем - немецкого. Только в обстановке низкопокклонства перед иностранщиной и великодержавного презрения к сокровищам русской культуры иноземный проходимец Дантес мог оборвать жизнь бессмертного гения русской и мировой культуры - Пушкина. Мудрено ли, что в этих условиях вплоть до Октябрьской революции иностранные представители, по характеристике товарища Сталина, вели себя в России, как европейцы в Центральной Африке.
Иностранному капиталу было весьма выгодно это раболепие российских помещиков и капиталистов, ибо оно давало ему возможность постепенно прибирать к рукам важнейшие позиции не только в экономике России, но и в её государственном аппарате. Поэтому иностранные капиталисты так упорно культивировали взгляды, что русские всегда должны играть роль "учеников" западноевропейских "учителей", насаждали в России идеологию культурной и духовной неполноценности русского народа. Для этого изобретена была подлая теорийка, что даже Русское государство возникло якобы благодаря иноземным разбойничавшим купцам-варягам. В этих же целях фашистские мракобесы утверждали, что СССР - не государство, а простое географическое понятие. Русский народ и созданные им духовные богатства идеологиями эксплуататоров были отчислены за пределы мировой культуры. А культурные богатства других национальностей России, давших миру Шота Руставели, Тараса Шевченко, Навои, Низами, целиком игнорировались.
От этого райского благоговения перед иностранщиной сильно страдала русская наука. Полные безверия в творческие силы отечественной науки, господствующие классы пренебрежительно относились к ее завоеваниям. В силу этого крупнейшие открытия русских ученых лишались своего приоритета, передавались иностранцам, либо жульнически присваивались ими. Такая участь постигла крупнейшие открытия в области химии великого русского ученого Ломоносова, которые были приписаны Лавуазье; авторство изобретенного Поповым радио было присвоено иностранцем Маркони; аналогична судьба Яблочкова, создавшего электролампу, Лодыгина и многих других русских ученых.
Нужны были величайшая сила духа русских ученых и писателей, их безграничная вера в творческие возможности своего народа для того, чтобы в этой удушающей атмосфере самодержавного мракобесия русская культура крепла и развивалась. Ленин указывал, что в каждой современной нации "есть две национальные культуры..." (Соч., том XVII, стр. 143). И в России были две культуры. "Культура" пуришкевичей, гучковых и струве вовсе не отражала существа духа и национальных традиций русского народа. В недрах русского народа зрела и пробивала себе дорогу другая культура, ярко окрашенная революционно-демократическими традициями, подлинным гуманизмом и глубокой прогрессивностью. Русская культура дала человечеству Ломоносова и Лобачевского, Яблочкова и Попова, Менделеева и Павлова, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Гоголя, Толстого и Горького, Глинку и Чайковского, Сеченова, Репина и Сурикова и много других имен, составляющих славу и гордость русской и мировой культуры. Россия дала миру Ленина и Сталина, она стала родиной ленинизма - высшего достижения русской и мировой культуры.
Русская наука, литература, искусство вынуждены были пробивать себе дорогу в беспощадной борьбе со всеми попытками обезличить их и загнать на задворки западноевропейской культуры. И, несмотря на тяжкие руты царизма, наука и культура народов России внесли неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Без этих пут духовные сокровища человечества были бы в огромной мере приумножены.
II.
Великая Октябрьская социалистическая революция смела до основания строй помещичье-капиталистического рабства. Уже в августовские предгрозовые дни семнадцатого года с трибуны шестого съезда партии большевиков раздались вещие слова великого Сталина, полные безграничной веры в неиссякаемые творческие силы нашего народа, полные убеждённости, что именно Россия станет зачинателем социального обновления мира: "Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму... Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь".
Тридцатилетний путь развития Советского государства целиком подтвердил великую правоту сталинского прогноза. Россия действительно первой проложила путь к социализму. Октябрьская революция разбила цепи экономического и духовного порабощения России иностранным капиталом. Воплощая к жизнь коммунистическую программу строительства новой жизни, возвещённую Лениным и Сталиным, наш народ, движимый священным чувством советского патриотизма, в ожесточенной борьбе с врагами, преодолевая глубочайшие противоречия и трудности, осуществил революционное преобразование своей земли. Из отсталой и немощной наша страна превратилась в самую передовую, экономически независимую и могучую индустриально-колхозную державу. Здесь источник законной гордости советских людей за свою Родину и беспредельной любви к ней. Победой социализма до конца развенчана вековая фальшивая версия отечественных и зарубежных эксплуататоров, что Россия может быть лишь на задворках буржуазного Запада.
Осуществляя экономическое преобразование страны, советский народ творил и свою - новую, социалистическую культуру. Люди, указывал Маркс, "обновляют себя в такой же мере, в какой они обновляют тот мир богатства, который они создают". Ленин и Сталин разбили до основания подлую, разоружающую рабочий класс меньшевистско-троцкистско-бухаринскую теорийку о культурной неполноценности рабочего класса России, о якобы безнадёжности его стремления встать в авангарде социального обновления мира. Эта теорийка была на руку империалистической буржуазии, ибо она обрекала рабочий класс России на смирение, на пассивное выжидание, пока-де трудящиеся массы достигнут определенного уровня цивилизации, а Запад придет на помощь России. Ленин и Сталин поставили перед партией и рабочим классом задачу - насильственно свергнуть эксплуататоров, установить пролетарскую диктатуру и на базе Советской власти, критически овладев всеми богатствами культуры, доставшимися в наследие от прошлого, двинуться на всех парах вперед по пути строительства коммунистического общества.
Советский народ выполнил титаническую работу в области культурного преобразования страны. Построив свое Советское государство, осуществив глубочайшую культурную революцию, он разбил до конца цепи не только материальной, но и духовной зависимости от буржуазного Запада, в которых находилась царская Россия. Теперь, в свете тридцатилетнего развития советского строя, совсем нетрудно подвести известные исторические итоги и решить, какая из двух систем - капиталистическая или социалистическая - может быть отнесена в разряд передовых и какая - в разряд отсталых, кто "учителя" и кто "ученики".
Свыше трех десятилетий углубляется и обостряется всеобщий кризис капиталистической системы. Она разъедается глубочайшими классовыми противоречиями, революционными восстаниями, национально-освободительными войнами. Она поражена такими неизлечимыми язвами, как опустошительные кризисы, безработица, разорение и обнищание масс. Советский строй свободен от всех язв буржуазного мира. В стране социализма навсегда уничтожены возможность кризисов, эксплуатация, безработица. По росту промышленного производства, сельского хозяйства, производительности труда плановая советская экономика движется вперед темпами, во много раз превышающими темпы движения буржуазной экономики в годы подъема. Во всем этим - неодолимая сила и величайшие преимущества социалистической экономики. Теперь странам буржуазного Запада, далеко отставшим от СССР по господствующему в них и исторически исчерпавшему себя способу производства, придётся догонять Страну Советов, свершившую гигантский скачок от капитализма к социализму. Этот всемирно-исторический итог не может не вызывать чувства законной советской национальной гордости в сердцах всех патриотов нашей социалистической Отчизны.
Апологеты эксплуататорского мира воскуряют фимиам буржуазной демократии. Но какова цена такой демократии, при которой в любом буржуазном обществе паразитические классы сосредоточивают у себя богатства, а эксплуатируемые лишены всего, кроме своих рабочих рук; при которой небольшая островная Англия может эксплуатировать и подавлять сотни миллионов колониальных рабов; при которой тринадцатимиллионное негритянское население США подвергается свирепому режиму расовой дискриминации; при которой большинство населения имущественными и иными цензами отстранено не только фактически, но даже формально от всякого участия в политической жизни страны?
Советский Союз является страной развернутой социалистической демократии. До конца уничтожена эксплуатация человека человеком. Реальное обеспечение таких прав, как право на труд, право на образование, право на отдых, на материальное обеспечение в старости, недоступны ни одной стране буржуазного мира. Советский народ является подлинным хозяином своей земли, творцом социалистической жизни. На основе ленинско-сталинской национальной политики обеспечены полное равноправие и суверенность всех народов нашей Родины, экономика и социалистическая культура которых развиваются ускоренными темпами. Не ясно ли, что теперь странам буржуазных демократий, по своему политическому строю отставших от СССР на целую историческую эпоху, придётся догонять первую страну подлинного народовластия - Советский Союз?
Духовные оруженосцы эксплуататорского мира кичатся якобы передовой культурой буржуазного Запада. Но разве кровавый германский фашизм не являлся детищем и последним продуктом буржуазной цивилизации? Разве не в XX веке американские мракобесы организовали "обезьяний процесс" - поход против научной материалистической эволюционной теории? Разве не в подвластной британскому империализму Индии 92 процента населения неграмотны? Капитализм в его последней империалистической фазе являет пример явного маразма буржуазной культуры, и все попытки апологетов реакции выдать ее за цветущую культуру равносильны попыткам "сифилитические пятна на повисших щеках выдать за румянец юноши" (Герцен). Буржуазия, указывал Ленин, превратила "образование и науку, высший оплот и высший цвет капиталистической цивилизации, в орудия эксплуатации, в монополию для того, чтобы громадное большинство людей держать в рабстве" (Соч., том XXIII, стр. 486).
В Советской стране все богатства культуры поставлены на службу народу. Многомиллионные массы трудящихся всех национальностей приобщены к живительным источникам науки и знаний. Сложилась и доказала свою беспредельную преданность народу новая советская интеллигенция - золотой фонд страны. Освобожденные от частнособственнических оков, во всю мощь забили родники всенародного созидания, творчества и новаторства. "В будущем, - мечтал Белинский, - мы, кроме победоносного русского меча, положим на весы европейской жизни еще и русскую мысль". Эта мечта осуществлена. Советский народ, как законный наследник, восприняв все лучшее и прогрессивное, что было накоплено тысячелетиями человеческой истории, неустанно приумножает культурные богатства страны. Пышным цветом расцветают наука и культура народов советского Востока, которые чванливой буржуазной наукой выведены были навечно за скобки мировой цивилизации.
Советский Союз стал оплотом мировой цивилизации и прогресса, поборником и носителем подлинной культуры. Теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны. За нами приоритет. От страны социализма на Запад и Восток идут теперь лучи обновления и возрождения. Диалектика истории изменила роли "учителей" и "учеников".
III.
Вдохновляющим источником великих свершений нашего народа является горячий и животворящий советский патриотизм. Обеспечив победу социализма в нашей стране, партия Ленина-Сталина не оставила камня на камне от вражеской клеветы на русский народ и другие народы советской земли, как народы второразрядные, "неполноценные". Она укрепила несокрушимую веру трудящихся масс в свои силы, высоко подняла их самосознание и национальное достоинство.
Движимые благородной заботой об укреплении независимости и мощи своей Отчизны, рабочий класс, советское крестьянство, наша народная интеллигенция явили миру беспримерные подвиги в труде и на поле брани. Коричневое чудовище фашизма оказалось бессильным перед нежной, маленькой Зоей, юным Олегом Кошевым, ибо неугасимо пламя советского патриотизма и нет той силы, которая могла бы сломить советских людей.
Наш народ по праву гордится своими победами. Под водительством великой партии Ленина-Сталина он вывел свою страну из рабства и угнетения в авангард всего прогрессивного человечества. Полный благородных патриотических чувств в Отечественной войне, в смертельной схватке с врагом, он отстоял свободу и независимость своей Родины. Его героические Вооруженные силы спасли человечество от нависшей угрозы фашистского порабощения. Сердцу каждого советского человека близки полные любви к социалистической Отчизне вдохновенные строки Маяковского:
И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое Отечество,
республику мою!
Но законному чувству национальной гордости советских людей глубоко чужды национальная ограниченность и самодовольство. Советский народ трезво отдает себе отчет в том, какие гигантские задачи предстоит ему решить в поте лица своего, какие трудности преодолеть для того, чтобы завершить построение социалистического общества, осуществить постепенный переход к коммунизму.
В несколько лет надо залечить тяжелые раны, нанесенные войной. Гением Сталина поставлена задача - в ближайшее пятилетие перегнать главные капиталистические страны и в экономическом отношении, то есть по производству продукции на душу населения. Загнивающий мир капитализма еще способен рождать отдельные технические открытия, правда, резервируемые реакцией главным образом для военных целей. Советским ученым предстоит в ближайшее время превзойти достижения науки за пределами нашей страны. Решение всех этих задач требует всесторонней мобилизации материальных и духовных сил нашего народа, напряженного труда и самоотверженности. Но советские люди знают, что капиталистический мир уже давно миновал свой зенит и судорожно катится вниз, в то время как страна социализма, полная мощи и творческих сил, круто идет по восходящей, ибо она, и только она, - подлинная весна человечества. Советские люди выйдут победителями и в борьбе за торжество коммунизма в нашей стране.
На поприще труда и в боях на поле брани рабочий класс и крестьянство доказали, что они умеют постоять за интересы своей Советской Родины, что благо Родины - высший закон их жизни.
Но есть еще среди некоторой, отсталой части нашей интеллигенции, особенно работающей в области культуры, отдельные факты низкопоклонства и раболепия перед иностранщиной, перед современной реакционной культурой буржуазного Запада. Об этом сказано в известных постановлениях ЦК ВКП(б) о литературе и искусстве, воспринятых нашей интеллигенцией с огромным удовлетворением.
Нам глубоко чужда националистическая спесь, и мы ценим по заслугам и воздаем должное тем отдельным ученым-новаторам, прогрессивным писателям и художникам, огни дарования которых еще вспыхивают в эпоху заката буржуазной культуры и которых, кстати сказать, травит зарубежная реакция именно потому, что они прогрессивны. Но разве не ясно, что современная наука буржуазного мира и ее культура служат своекорыстным интересам империалистической буржуазии? Вот почему законное чувство гадливости вызывают в советских людях те интеллигентики, которые все еще находятся в плену пережитков проклятого прошлого царской России. Они с лакейским подобострастием взирают на все заграничное только потому, что оно заграничное. В погоне за дешевой личной популярностью они услужливо готовы напечатать свою работу прежде всего в иностранном журнале. Они умиляются даже мусорными урнами на берлинских улицах. Это ли не пережиток дурной дворянской болезни пресмыкательства, неверия в силы своего народа? Конечно, такие интеллигентики - одиночки, но советский народ, наша славная интеллигенция не хотят терпеть и отдельных фактов национального самоуничижения советских людей, потери ими чувства собственного достоинства. "К лицу ли нам, советским патриотам, - говорил товарищ Жданов, - такое низкопоклонство, нам, построившим советский строй, который в сто раз выше и лучше любого буржуазного строя?"
Великий Сталин указывает, что "последний советский гражданин, свободный от цепей каптала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства" ("Вопросы ленинизма", стр. 590). Новаторы науки и техники, передовые люди заводов и полей, умножающие богатства своей Отчизны, ни в одной стране земного шара не пользуются и не могут пользоваться таким всенародным уважением, почетом и славой, как в стране социализма. Советская наука гордится именами Павлова и Циолковского, Жуковского и Мичурина, Тимирязева и Вильямса, Баха и Крылова и сотнями других имен, обогативших отечественную и мировую науку своими трудами и открытиями. Советская литература и искусство - подлинно народные и самые идейные в мире. Вот почему как отвратительную отрыжку прошлого воспринимают советские люди всякие проявления низкопоклонства и угодничества перед заграницей, какими бы фальшивыми одеждами "чистых побуждений", "гуманизма", якобы "общечеловечности" науки, литературы, искусства, они ни прикрывались.
Советский народ продолжает строительство коммунистического общества в условиях капиталистического окружения. Современные империалисты в целях подрыва могущества социалистического государства ищут в нашей стране опорные пункты для своей разведки и антисоветской пропаганды. Через свою растленную печать, радио, кино, всеми средствами идеологического воздействия они пытаются отравить сознание отсталой части интеллигенции ядом раболепия, безыдейности, аморальности, подорвать силу советского патриотизма, оживлять и культивировать вреднейшие пережитки капитализма в сознании наших людей. Вражеская агентура пытается использовать факты притупления бдительности, благодушия и ротозейства отдельных наших работников, пережитки угодничества перед иностранщиной в своих корыстных целях, во вред коренным интересам социалистического государства.
Чем глубже развертывается кризис капиталистической системы, чем шире и ярче раскрываются преимущества страны социализма, тем больше неистовствует реакция - от Гувера и Черчилля до добровольных лакеев буржуазии из лжесоциалистов. Они и их продажные писаки превозносят капиталистические порядки, обливают ушатами грязи советский народ, которому еще так недавно елейно расточали славу, когда нож германского фашизма был у их горла.
Партия Ленина-Сталина учит наш народ постоянной бдительности, чтобы никакие козни врага, его разведки и агентуры не могли помешать нашей созидательной работе. Важнейшая идеологическая задача партии - развивать и культивировать советский патриотизм, могучую силу нашего поступательного движения вперед. Воспитание советских людей в духе беспредельной любви к своей Советской Родине, готовности в любых условиях и любой ценой защищать интересы и честь Советского государства, в духе самоотверженного труда во имя возвеличения мощи и славы социалистической Отчизны - должно быть главным содержанием идеологической работы партийных организаций. Несгибаемая воля и характер, умение противостоять любым коварным замыслам врага, умение высоко держать достоинство советского человека - неотъемлемые качества истинного патриота нашей Родины.
Советский патриотизм отлился как золотой сгусток самых возвышенных и благородных черт нашего народа. Символом богатырской мощи народа, его побед, его славы, его новых созидательных планов является имя великого Сталина. Под водительством товарища Сталина героическая партия большевиков уверенно ведет народы советской земли по пути к коммунизму.
--------------------
("Советская Россия", 13.08.2002)