"Творческая интеллигенция" за бугром. Факты и нравы. (*+)
Меня тут позабавило то, что г-жа Ведищева для своих целей вынуждена была использовать русского журналиста, и то напомнить ему, чтобы
он сообразил, о ком речь, "Чунга-Чангу".
А что бы она смогла спеть американцу, чтобы он "допер", кто есть ху?
Как говорится, "что за чувихи? Пила на суку!" (с) СГКМ %-)))
----------------------
http://www.spbvedomosti.ru/2002/08/10/anna.shtml?print
Сама себе менеджер
Илья Вартанов, наш собкор // Лос-Анджелес
Аида Ведищева гордится тем, что ее еще не забыли в России, но своим домом считает только Америку.
"Hello, can I speak to Elia Vartanoff?"
Звенящий, необыкновенно отчетливый и красивый женский голос врезался в мой слух. В Лос-Анджелесе было около 9 утра, я, что
называется, еще не "очухался" ото сна и к тому же не знал ни одной живой души в Америке, которая мне могла бы позвонить так рано и
таким голосом.
Звонившая даже усомнилась, говорю ли я по-английски. И на чистом русском языке произнесла: "Я - Аида Ведищева!". Моя реакция даже
после этого была постыдно замедленной, а нетерпеливый голос сказал: "Ну помните фильм "Кавказская пленница": "Где-то на белом свете,
там, где всегда мороз, трутся спиной медведи о земную ось"... "Бриллиантовая рука": "Помоги-и мне! Помоги-и мне!" Или вот:
Чунга-Чанга...
Вот тогда-то я прозрел, и память ожила полностью. Аида Ведищева! Господи, как не помнить!
Популярные песни моей молодости я не забыл. И эти, и "Лесного оленя", которого певица просила унести ее в его "страну оленью...",
просто я, честно говоря, не знал, что напеты они голосом Ведищевой, остававшейся за кадром. Звезда советской песни, по слухам давно
эмигрировавшая не то в Израиль, не то в США (больше я ничего о ней не знал на момент разговора), звонила с конкретным, в
американском стиле, предложением. Она искала журналиста, чтобы поведать "граду и миру", как из ее шоу некий калифорнийский продюсер
украл большой кусок и вставил в собственную концертную программу. Вся охваченная праведным гневом и возмущением, она желала
средствами печати воздать пирату должное за сей грабеж.
Вот какие обстоятельства свели автора этих строк с одной из самых ярких певиц "золотой эпохи советских шлягеров", неожиданно и
бесследно исчезнувшей незадолго до смерти Брежнева и начала необратимых перемен.
Через несколько часов после разговора она примчалась за мной на мощном "Додже"-пикапе. "Немедленно едем! Он (ее обидчик - И. В.)
дает сегодня самое последнее в этом сезоне шоу! Надо успеть! Это в трех часах по хайвэю # 10 (ничего себе! - ужаснулся я) от
Лос-Анджелеса. Я уже билеты заказала!" И мы помчались в другой город, советская поп-звезда за рулем, на предельной скорости, я -
рядом, думая о превратностях судьбы и об этой несколько фантастической ситуации...
Все мы увидели: и шоу, и спорный "кусок" из него, действительно напоминающий часть концертной программы Ведищевой, и в казино
"отметились", где проигрались слегка оба (она оказалась сверхазартным игроком), и в ресторане посидели и возвращались под утро, раз
пять сбиваясь (так было и в поездке туда) с нашего "истинного пути" в переплетении магистралей. Не скрою: когда я вернулся
целехонький из этого сумасшедшего вояжа, из моей груди вырвался тайный вздох облегчения.
То, что я увидел, и особенно то, что я услышал от певицы, а рассказчица она неистощимая, может составить целую книгу. Но пусть этот
материал отлежится. Сейчас хочется кратко рассказать, как жила и как живет Аида Ведищева на Западе. Да, прямое отношение к
пресловутой "пятой графе" анкеты в 1980 году позволило 40-летней певице уехать из Советского. Из перевалочного пункта, каким служила
в те годы Вена, - прямо в Нью-Йорк, в Тель-Авиве ей делать было нечего.
Что искала она "в краю далеком"? Что кинула в стране родной, тоталитарно советской? "Свободу искала, - говорит Аида Ведищева. - В
первую очередь творческую. И государственный порядок, при котором достоинство личности не ущемляется". Она показывает мне старый
пожелтевший документ, вывезенный ею из "советской эпохи". Это сногсшибательный циркуляр низовым "начальникам культуры", в котором
советские идеологические руководители требовали не подпускать к сцене... Аиду Ведищеву, обвиняя ее в "непрофессионализме" и в
"безыдейности" репертуара. Не те она песни пела. Не ложились они на душу (при отсутствии оной...) надзорным органам.
Одного этого документа достаточно, чтобы эмоциональная натура приняла решение покинуть родину в поисках творческой свободы (в ее
индивидуальном понимании). Что Ведищева и сделала. В России остались более дюжины изданных пластинок, разошедшихся по стране
миллионными тиражами, звание неоднократного лауреата разных конкурсов эстрадной песни, несомненная популярность, поклонники ее
запоминающегося голоса и своеобразного стиля исполнения.
В Америке российская знаменитость превратилась в просто одну из многочисленных иммигранток, "беженку" с одним только номером
социального страхования. Прошлые заслуги, звания, известность - не в счет, вы здесь - nobody ("никто"), начинать приходится
буквально с нуля. Так "фирменно" Америка осаживает всех новоприбывших, остужает их гонор и амбиции. Для скольких "великих" и
"гениев", опрометчиво или обдуманно покинувших Россию, это обернулось тяжелейшей личной и творческой драмой... Но случай Ведищевой -
иной. Она проявила изумительную стойкость духа. Да, российскую певицу в Америке не встречали с оркестром и лавровыми венками. Да, и
ей пришлось начинать с нуля. Какая душевная стойкость нужна для этого! Она поступила в нью-йоркский колледж, благо за спиной были
Иркутский педагогический институт иностранных языков, приличное знание английского. Упорно изучала искусство, музыку и танцы, законы
и "механику" американского шоу-бизнеса, тайны знаменитых бродвейских мюзиклов и себя в форме держала (а это труд, труд, труд...).
Представьте себе, смогла окончить колледж, получила диплом. Составила два своих сольных концертных шоу на "сугубо" английском
языке - "Изумительная Аида" (Amazing Aida) и "Лучшее Бродвея и Голливуда" (The Best of Broadway and Hollywood), объездила с ними
крупнейшие города США, выступала и в Канаде. Разумеется, в соответствии со стандартами Америки на нее работали и продюсеры, и
концертные агенты, но особенно большой опорой стали мощные еврейские общины, их неисчерпаемые связи и возможности. Это существенный
момент. В действительно интернациональной Америке для того, чтобы ты не затерялся и поднялся на ноги, необходимо отыскать свой
этнос, свое землячество и опираться на него. Певица не явилась исключением в этом плане, она политически мудро проводила свою линию.
Шоу были достаточно успешными, о спектаклях Аиды Ведищевой появлялись положительные публикации. Я употребляю слово "спектакль" не
случайно, ибо песни Аиды на сцене - это яркое, театрализованное зрелище.
И все же, все же, все же... В стране, где ослепительно ярко блистают Мадонна, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Джанет Джексон, Глория
Эстефан и не одна дюжина подобного же калибра мегазвезд эстрадного искусства, чужестранку (хотя она давно уже гражданка США) Аиду
Ведищеву после 22 лет жизни и выступлений не знают в "массовом масштабе". Она не стала настоящей американской звездой. Да, она в
каком-то смысле самоутвердилась в Америке, не исчезла бесследно, она может показать видеозаписи своих сольных концертов с
американским кордебалетом и "подпевкой" из американских же хороших голосов, концертные афиши, напечатанные рецензии и т. д. Но для
американцев Аида была, скорее, неким любопытным явлением: "русская" эстрадная дива (с париком и иногда костюмами "под Мэрилин
Монро"...), поющая на английском языке и обязательно подчеркивающая свою пламенную любовь к Америке как к оплоту свободы.
Этот относительный успех приходится на ее самые активные годы здесь, когда она отчаянно добивалась своего места под солнцем. Ведь
сколько достаточно знаменитых российских певцов за пределами России канули в неизвестность: это и умерший относительно недавно Эмиль
Горовец, и Лариса Мондрус, и Нина Бродская и другие, которых не вспомню и не знаю. На фоне их творческих судеб Аида Ведищева
считает, что добилась больших успехов. Ну нечего оспаривать это мнение, таково ее видение реальности. До 1984 года певица жила в
Нью-Йорке. Здесь в нее влюбился (с самыми серьезными намерениями) настоящий американский миллионер некий Роберт Маркофф. Брак был
заключен, море шампанского распито, и богач увез свою жар-птицу из "Города большого яблока" в "Город ангелов" (Лос-Анджелес) к
пальмам Тихого океана.
Сначала Аида была счастлива. Есть большие деньги, а для карьеры в шоу-бизнесе это как материнское молоко для младенца. Увы, богач
оказался более ревнивым, чем Отелло. Он поставил условие: никаких больше гастролей, создаем студию звукозаписи в своем доме и
продаем записи по всему миру. Пожалуйста, пой, птичка, в золотой клетке. На золотую клетку певица сгоряча согласилась. Она построила
дом на холмах Беверли Хиллз (район, близкий к Голливуду), где живут звезды кино- и шоу-бизнеса, соорудила внутри особняка шикарную
студию звукозаписи, создавала новые вещи и записывала.
Но... "Недолго музыка играла...". Певице, в прошлом выступавшей с гастролями во множестве городов России, да и на Западе
("гастрольные гены" у нее в крови...), осточертела ее золотая клетка. Не за тем же она ехала в Америку! Она рвалась на свободу. Был
шумный и скандальный бракоразводный процесс. Хитросплетениями адвокатов миллионеру Роберту Маркофф удалось даже заточить свою бывшую
любимую в федеральную тюрьму... на 2 часа. Но Аида не растерялась, связалась по телефону с великими раввинами Лос-Анджелеса, те
немедленно взяли зарвавшегося "плохого парня" за жабры и заставили его, заплатив 150 тысяч залога, вызволить наказанную супругу. Так
миллионер сам себя высек.
Теперь Аида Ведищева вспоминает об этом замужестве как о кошмаре, что не мешает ей носить - по документам - фамилию Маркофф
(сохранила ее из вполне прагматических соображений). Взрослый сын со своей семьей благополучно живет в Санта-Барбаре, курортном
калифорнийском городке, прославленном в известном телесериале. С ним нормальные отношения. В 2000 году Аида Ведищева отметила свой
60-летний юбилей концертом в Нью-Йорке (ее любимый город). Зрителей было достаточное количество, в основном те же иммигранты из
бывшего Советского Союза (выручают, "родные"...) и американцы из еврейских общин.
В последние годы Аида Ведищева пыталась взять американского зрителя за живое, густо введя в свои концертные программы патриотическую
тему, идеалы свободы и великой Америки, сама сочинила на английском языке такого содержания баллады в неплохой музыкальной обработке
профессионалов. Она даже придумала выходить на сцену в образе американской святыни - знаменитой Статуи Свободы и петь, наряду со
своими балладами официальный американский гимн. Кстати, это именно тот сценический образ, который, как она считает, у нее "передрал"
американский эстрадный продюсер и конферансье некий Риф Марковиц, и к нему у нее теперь большие претензии.
На меня эта ее программа не произвела впечатления. Неинтересно. Претенциозно. Певица просчиталась, на мой взгляд. Американцы свою
страну любят, да, но для них странно "преподносить" эту любовь и преданность родине в горячо-пропагандистском духе, да еще в формате
шоу-бизнеса. Это работало в менталитете советского общества. Это не работает в Америке. Концертная программа была встречена в
вежливо-сдержанном духе. Знойное внимание джентльменов к персоне Ведищевой никогда не иссякало - ни в России, ни в Америке. Уж такая
она женщина. Не одинока она и сейчас. Только узами брака благоразумно себя не связывает. Несколько раз навещала она мое скромное
жилище со своим "бой-фрэндом", которого называет "мой спонсор" - пожилым и весьма состоятельным господином по имени Наум родом из
Израиля, почти не говорящим по-английски. Кажется, между ними есть устный договор не строить никакой "золотой клетки"...
Она замечательно для своего возраста выглядит, потрясающе энергична, просто "реактивная", когда дело касается шоу-бизнеса, другого
слова не подберу. Носит и в жизни парики великолепной блондинки. "А ведь я всю жизнь природная брюнетка...", - смеясь, говорит
певица. Очень экстравагантная но и весьма расчетливая. Кто-то из местной богемы в разговоре со мной назвал ее "великим менеджером"
самой себя. Это определение ей подходит.
Сегодня у Аиды Ведищевой по-прежнему куча всяких творческих планов, проектов, огромное желание выступать на эстраде, но она, увы,
ныне не востребованна и, боюсь, уже не будет востребованна большим шоу-бизнесом. Это Америка, господа. Даже потрясающая,
несравненная Тина Тернер, женщина-метеор на сцене, проявила героическую силу воли и совсем недавно, в 60 лет, "приказала себе" уйти
в отставку, и она честно, красиво ушла. Не стала жалко цепляться за фразу: "Пока народ меня хочет видеть и слышать, буду петь"...
Хотя у Тины Тернер есть все основания для таких заявлений. Но у великолепной во многих отношениях Аиды Ведищевой нет силы воли уйти
с эстрадной сцены, которую она безумно любит.
Где она действительно еще вполне "звучит" и достаточно широко известна, так это в России. Наберите в Интернете (в любой поисковой
программе, Google и др.) по-русски имя "Аида Ведищева" и нажмите кнопку "поиск", и вы увидите просто "вагоны" информации о ней из
сотен самых разных источников. О ней еще и пишут и говорят. В этом году в России вышел ее компакт-диск с 18 самыми-самыми
популярными хитами, напетыми в 1960-е и 1970-е годы. Это ностальгическое... Ее дивный голос еще слышен регулярно на волнах
российского радио "Ретро" и "Голоса Америки" (русская секция). Певица гордится еще не иссякшей известностью в России, но своим
настоящим домом считает только Америку.
...И все же, я думаю, она поспешила с отъездом. Останься она в России, сегодня певица входила бы в десятку наиболее знаменитых и
популярных эстрадных звезд старшего поколения. Но это я говорю уже в нашем любимом сослагательном наклонении. А человеческие судьбы
его не признают.