>Думаю, руководители малых предприятий - самая перспективная в нашем деле публика. Они мыслят достаточно трезво раз до сих пор на плаву, и их интересы непосредственно завязаны на выживание государства и народа. Но деваться нам в любом случае некуда. МВФ сильнее. Так пусть они вместо одного "красного директора" получат полтысячи патриочических директоров МП.
Я каждый день с такими общаюсь, в основном поверхностно. Но с двумя - довольно доверительно. Один из них мой друг, другой - женат на сестре. Оба в прошлом получали ленинскую стипендию в своих институтах - тульском политехе и свердловском горном. Там и сейчас живут. Я и сам был директором МП, мне их легко понять.
Недавно я задумался об их жизни, о причинах явной интеллектуальной деградации. И выделил три фактора, которые на них давят и задавливают. Во-первых, это постоянное нервное напряжение. Все эти инспекции, бандиты, конкуренты. С ними периодически возникают неприятные проблемы. Из магазинов надо выбить деньги. Организовать доставку, работу коллектива, помещения, телефоны. Каждая проблема грозит ударить по карману, а то и разорить. В результате директор МП и после работы, и в выходные продолжает переживать и вспоминать, что он ещё забыл. За несколько лет нервы расшатываются, возникают и обостряются хронические болезни. Во-вторых, директор непосредственно руководит своим маленьким коллективом. Начинается всё с товарищеских отношений почти на равных. Но постепенно... Иногда некогда дискутировать, и директор просто приказывает. А люди от него сильно зависят, тем более в провинции. И постепенно директор развращается: уже кажется ему естественным, что подчинённые живут не так, как он. Возникает лесть, которую директор не замечает, а любое возражение кажется ему поводом для репрессий, бунтом. В-третьих... Каждый человек стремится достойно выглядеть в собственных глазах. А у директоров, насколько я заметил, это и вовсе гипертрофировано. Может, чуют, чьё сало съели? Но они с пеной у рта (иногда буквально) доказывают, что делают полезное для народа дело (торгуют товарами японских фирм). В частности, дают работу людям. На днях я пристыдил одного такого директора (не из тех двух), что он разместил товар в том же отделе, что и другой предприниматель, его друг. Решил вытеснить, съесть своего друга. Он мне ответил, что он делает доброе дело: не сам ставит товар, а дал его своему знакомому, которому надо кормить семью, тот и ставит. Сам он, конечно, имеет свою накрутку. Вот такое доброе дело - дал человеку работу, себе - прибыль. Ради этого и друга не жалко.
И вот, под воздействием этих факторов, люди постепенно меняются. Перестают читать книги, а раньше читали запоем. Избегают разговоров (кажется, и мыслей) о беспризорных детях, о будущем свои детей. Если о чём-нибудь таком начать их распрашивать, им как-будто больно становится. Могут выйти из себя, кричать. Даже жалко их.