«В августе исполняется десять лет приватизации промышленных предприятий России. До этого они находились в общенародной собственности, распорядителем которой было государство».
Да, общенародная собственность на средства производства была основой советского строя. Давайте проговорим вслух, почему народ легко от этой собственности отказался. Думаю, мы все знаем, почему.
Да, народ получал от собственности дивиденды. И расходы на управление собственностью были не чрезмерны. И отказ от собственности был глупостью. И это действительно была общенародная собственность.
То, что имелся распорядитель, управляющий имуществом, который в данном случае совпал с государством – это нормально и неизбежно при таком собственнике, как народ. Но народ в данном случае являлся не только бенефициарием – получателем дивидендов – но и учредителем управления. И как учредитель народ был ущемлён. Учредитель обязательно должен иметь средства контроля над управляющим (см. например, ст. 1022 ГК РФ). Иметь реальную возможность спросить с него, а то и уволить. И отдельно оговариваются вопросы, связанные с отчётностью.
А что было в СССР? Что народ контролировал государство в гораздо меньшей степени, чем один генсек – это бы ещё ничего. Но управляющий стал обманывать учредителя, да ещё и в издевательской форме. Каждый день по телевизору, как важнейшую новость, сообщали что-то типа: на такой-то печи достигнута рекордная выплавка, а в таком-то совхозе удои выросли на 30%. При этом информация нарочно подавалась так, чтобы её невозможно было понять. Например, называлась цифра надоя от коровы-рекордсменки, но не назывались средние цифры надоев. Не показывалась история этого показателя и не объяснялось его значение.
Что делать с наглым управляющим, который перестал отчитываться о результатах предприятия, а кормит учредителя отдельными частными цифрами, явно с целью надуть его? Применить власть. А власти-то и нету. Неудивительно, что народ впал в уныние и усомнился в том, что он полновластный собственник. Люди ясно понимали, что с общенародной собственностью какой-то непорядок. И когда манипуляторы «объяснили» в чём дело, им легко поверили. Действительно, с одной стороны у нас явная ерунда, а с другой – на Западе большие успехи. На этих двух реальных фактах и зиждился успех манипуляторов.
Это отчуждение народа от собственности сложилось исторически к 50-м годам. А затем, несмотря на все попытки, преодолеть это отчуждение не удалось. Думаю, потому и не удалось, что народ не участвовал в решении этой задачи. Ситуация типа порочного круга :-).
В результате, хоть собственность и была общенародной, но воспринималась многими как чужая, казённая. Чтобы воспитать отношение к общенародной собственности как к своей, надо было показывать, как повседневная жизнь связана с этой собственностью. А этого не делали, наоборот, старались скрыть.