1. Народничество - оригинальная русская теория.
2. Основа ее - сопротивление западу и его аморализации экономических отношений
3. Народничество оказалось главной теоретической основой цепи освободительных революций в незападных странах
4. Марксизм унаследовал евроцентризм западной Европы 19-го века с его делением мира на "передовых" - Запад и "отсталых" - Восток и оправданием империализма "прогрессивностью" капитализма
5. Марксизм основан на идее свободного от моральных обязательств обмена. Маркс даже жену и детей в семье считал рабами, предполагая свободу мужа от каких-либо моральных обязательств перед ними. Господин свободен от раба, а раб - зависим от господина.
6. Народническая теория никак не зависит от марксистской и построена не совершенно иной, нерыночной основе, в иной культурной среде, не признающей свободного от моральных обязательств обмена. Так для народников отец и муж связан массой моральных обязательств с детьми и женой. Он не свободен как пролетарий Маркса.
7. Народники поддерживали контакты с марксистами как две параллельные освободительные школы: западная и Восточная.
8. Народники использовали работы Маркса лишь
а) как иллюстративный материал аморальности запада, а материала такого рода полным полно и без Маркса - Адам Смит, Мальтус, Гоббс с Локком, художественная литература, личный опыт русских на западе и общения с иностранцами дома
б) для того чтобы общаться с евроцентристами либералами-западниками на понятном для них языке. Тут от марксизма, в конечном счете, было больше вреда чем пользы
9. Ведущие марксисты: Маркс, а потом независимо от него, Ленин признали ошибочным пролетарский освободительный мессионизм марксизма и восприняли идеи народничества о том что не обман на рынке, но сам рынок с его свободой обмена от моральных обязательств является основным злом - аморализацией экономики, а вслед за ней и остальных сфер жизни.
10. Причинами "непонимания Марксизма", относимого евроцентристами за счет тупости народников была независимость народнической школы от теоретических выкладок Маркса о "прибавочной стоимости", смене формаций, определении культуры уровнем развития средств производства и т.п. Народничество было основано на совершенно иных культурных постулатах.
11. Современные попытки изобразить народничество как вторичное по отношению к марксизму явление объясняются:
а) евроцентризмом своих авторов - ни одна оригинальная теория не может появиться вне запада в "отсталых странах".
б) верой в "столбовую дорогу цивилизации" и "ошибочность" незападного пути.
в) недооценкой культурного фактора: первичности культуры и вторичности экономики
г) политическим желанием создать рыночную экономику свободную от морали