От Almar Ответить на сообщение
К Almar Ответить по почте
Дата 26.07.2002 16:54:07 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Общинность; Версия для печати

сам текст сухого остатока

Аналитический центр группы "НСП"

Результаты работы семинара по теме
"Истоки дедовщины в советской армии"

Семинар проводился на базе интенет-форума "С.Г.Кара-Мурза о ситуации в России"
http://vif2ne.ru/nvz/forum

июль 2002 года

СОДЕРЖАНИЕ

Важность темы и методологические соображения 1
Армия как модель обычного коллектива 2
Подходы к классификации дедовщины 3
Формальное описание ритуалов дедовщины 5
Хронология возникновения дедовщины 6
Причины появление и живучести дедовщины 7
Общие причины первого уровня 7
Деградация управленческих механизмов общества 7
Снижение степени солидарности советского общества 7
Демократизация общества и ослабление дисциплины 8
Влияние кампании против стукачества, проводимой шестидесятниками 9
Частные причины второго уровня 9
Долгий период отсутствия боевых действий и облегчение условий службы 9
Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов 9
Ослабление младшего командного состава 10
Конфликты поколений 11
Роль офицерского корпуса 11
Возможные методы борьбы с дедовщиной 12
Кампания по борьбе с дедовщиной в перестройку 14
Список участников семинара, обсудивших данную проблему 15
Использованные внешние источники 15

Важность темы и методологические соображения

Тема важна для общего исследования советского общества. Дедовщина -один из пороков, имевших место в период его зрелого развития. Сейчас анализ таких частных болезней важен как часть общего диагноза. Сами по себе частные болезни, будут стерты общей катастрофой, а после нее проявятся в совсем новой форме.
Возникновение дедовщины интересно тем, что появилась она практически мгновенно, и сразу приняла формы довольно развитой субкультуры. Некоторые оппоненты солидарного общества выдвигают тезис о том, что любое солидарное общество, построенное в наше время, с неизбежностью самоорганизуется на принципах дедовщины в Советской Армии, т.к. дедовщина отвечает каким-то неосознанным стремлениям к формированию определенных общественных структур в этих условиях.
Является ли это закономерным для солидарного общества, результатом ошибок руководства, результатом действий деструктивных сил или же следствием стечения случайных обстоятельств - в этом предмет настоящего исследования.
Дедовщина, как явление, легализующее угнетение одними людьми других, в миниатюре предварила более глобальный сдвиг в по этому же направлению, совершенный уже всем советским обществом в процессе перестройки.

Армия как модель обычного коллектива

Несомненно, армия (особенно призывная) - это в какой то мере слепок общества, даже в некотором смысле пародия, карикатура, где многие проблемы и болезни общества (сегодняшние и даже завтрашние) проявляются в чистом, незамаскированном, в гиперболизированном виде.
Однако не стоит полностью отождествлять армию и общество и спешить сделать вывод о том, что дедовщина в солидарном обществе - закономерность, как в армии. Сама по себе армия никакого отношения не имеет к солидарному обществу. Армия в принципе антидемократична. Там могут быть элементы солидарности, но не они правят балом. Главное - единоначалие и неукоснительное выполнение приказов.
Вернее было бы вести беседу в русле, что в армии так или иначе отражаются многие общественные проблемы, включая пороки. Ведь армия - это большая социальная группа, один из рычагов государства, обладает чертами корпоративности, но еще не коллектив. Да, слепок с общества, а слепок – это еще не оригинал. В слепке "лепиться" может что угодно, как реальные, так и самые «извращенные» формы и отношения.
Армия не может быть признана обществом из-за значительных различий с тем, что мы обычно подразумеваем под обществом. Например, армия не должна устойчиво воспроизводится самостоятельно. Выживание армии не зависит от ее структуры. Армия организована не "изнутри", а "снаружи". Есть и другие глобальные отличия.
Армейский коллектив также существенным образом отличается от трудового коллектива в общем смысле. Отношения в трудовом коллективе складываются естественным образом. Собственно, трудовой коллектив - это самая обычная и нормальная среда общения. Поэтому по нему и можно в какой-то степени судить об обществе. А в армии все функционально важные отношения регламентированы. В идеале, личные отношения между военными вообще не должны влиять на это "сообщество". В этом и заключается смысл устава. Для обычного же общества эта ситуация не нормальная.
Если утрировать, то можно сказать, что коренное отличие армии от трудового коллектива - это совершенная несвобода военного. Солдат должен выполнять приказ, а всего остального он делать не должен. Ни коллектив, ни общество по такому принципу существовать не могут.
Осторожно стоит также сравнивать армию и школу. Там как бы разные "императивы поведения". В армии главное - выполнить приказ. И вся структура армии на это направлена. Воплотить волю главнокомандующего в последнем солдате, быть отлаженным механизмом - вот функция армии.
Задача ученика в школе - получать знания. Школа это не механизм, и не конвейер, она не предназначена для реализации воли единого командира. Правила, которым ученик подчиняется в школе, направлены не на подавление личности, как в армии, а на ее развитие. И отношения учителя с учеников в идеале именно, что должны учитывать особенности каждого ученика. в этом полная противоположность армии. В идеале учитель как раз должен досконально знать каждого ученика. В итоге, армия, как система, стремиться к устранению всякой роли личности, но вынуждена терпеть ее. А школа - стремиться к максимальному вниманию к личности, но вынуждена идти на коллективность со всеми вытекающими, иначе учителей не напасешься.

Подходы к классификации дедовщины

Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Речь идет, конечно, не о неформальных внеуставных отношениях вообще (совместное празднование дней рождения сюда не входит), а только о тех, которые так или иначе приводят или сопровождаются насилием над личностью (неуставное унижение человеческого достоинства и издевательства военнослужащих над военнослужащими же). Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки).
В узком смысле дедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.
Дедовщина интересна прежде всего особым культом, который вокруг нее поддерживается. Именно этот культ и делает ее живучее других форм неуставных взаимоотношений. Людям легче покориться, проглотив свою гордость, когда принуждение с помощью грубой силы предварительно подкрепляется солидным философско-теоретическим обоснованием. Если это обоснование действительно грамотно построено, то обычно в применении собственно силы и нет необходимости.
Это одна из причин, вследствие которой большая часть призывников сносят издевательства дедов. Кроме это они вынуждаются к этому следующими обстоятельствами:
- деды создают иллюзию противостояния один на один, т.е. непосредственно в момент унижений и издевательств противостоит молодому солдату один старослужащий, однако, при последующей возможной разборке, и это ни для кого не секрет - за него "впишутся" другие деды, поэтому шансы на честный поединок сводятся практически к нулю (даже не учитывая большую физ. подготовленность деда)
- ввиду иллюзии - любые действия по официальным каналам получают трактовку стукачества - с соответствующими последствиями для молодого солдата. Даже если по его жалобе деда упекут в дисбат, звание стукача приклеится к нему намертво.
- молодой солдат ставится в условия, когда даже его готовность рискнуть своей собственной жизнью и здоровьем для прекращения издевательств не будет сопровождаться равным риском для старослужащих (в лучшем случае стая дедов изобьет молодого в сортире, в худшем ему отобьют почки и т.д.)

Дедовщина может иметь несколько уровней градации по степени унижения человеческого достоинства. (В конкретном воинском коллективе могут присутствовать только некоторые уровни - это можно назвать "степенью глубины дедовщины").
1. Имеет место некий ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того, как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего".
2. Работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени, независимо от срока службы, непропорционально перераспределяются на молодых солдат. Типичный пример: молодой и старослужащий назначаются в наряд: молодой усиленно драит шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником.
3. Работы вообще перекладываются на лиц, никакого отношения к ним не имеющих. Пример: в наряд назначили только двух старослужащих, которые вместо выполнения своих обязанностей заставляют за них работать молодых, никакого отношения к этому наряду не имеющих.
4. Старослужащие заставляют молодых выполнять за них некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать носки и т.п.
5. Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или даже разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.
Легко заметить, что в данной градации присутствуют различные качественные уровни. Так явления (1) и (2) часто распространены во многих коллективах и не только в армии. Под ними обычно вообще не подразумевают дедовщины, тем не менее они рано или поздно вырождаюся в более глубокую дедовщину, если коллектив с ними не борется. Именно с учетом этого надо подходить к вопросу: есть ли дедовщина также и в иностранных армиях или гражданских коллективах.
В начале девяностых проскочил сюжет на нашем ТВ. На штатовском корабле старослужащие MARINES устроили дедовщину, какой и у нас не везде было. Скрытая камера засняла трогательную сцену в кафелированном гальюне: пять-шесть старослужащих производили в "солдаты" молодняк. Следующим образом: значок военнослужащего с длинной иглой (что бы крепче держался, когда придётся драпать из какой-нибудь миротворческой операции, надо полагать) со всей дури прибивали прямо к груди новобранца-контрактника (и вообще - свободного человека). Вкалывали его прямо до кости. Продолжалась эта традиция долго. Кто-то стуканул - ну и раскрутили. Потом, кстати, диктор добавил примерно следующее: по сообщениям чего-то там проблема неуставных взаимоотношений стоит в американской армии достаточно остро. Это в США называется hazing. Т. е. жестокий ритуал. Встречается не столько в армии и флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы и т. п. Смысл ритуала - символический. Новичок демонстрирует как бы готовность стерпеть боль (и в какой-то степени унижение), чтобы приобщиться к избранным. Американский фильм о проблемах дедовщины - "A few good men", "Несколько хороших человек". Похожие на дедовщину явления были, например, в английских частных школах, типа Итона. У Roald Dahl есть рассказ на эту тему, в основе которого - его собственные воспоминания. Личное обслуживание старших, физические наказания, но у них это было отчасти легализовано.

Формальное описание ритуалов дедовщины

Все солдатское общество делится на следующие группы (в скобках даны возможные жаргонные наименования):
• военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме; (карантин, слоны, мамонты, салабоны)
• военнослужащие первого периода службы (0-0,5 года); (дух, салабон, щегол, чижик)
• военнослужащие второго периода службы (0,5-1 год); (молодой, морж, леник, щегол)
• военнослужащие третьего периода службы (1-1,5 года); (котел, черпак, помазок, фазан)
• военнослужащие четвертого периода службы (1,5-2 года). (дед)
• военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас ( дембельского приказа ), их называют дембелями или, реже, квартирантами

(Первая и последняя группы несколько выбиваются из общего ряда).

Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы . Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит. Духи обязаны выполнять все работы, возлагаемые на солдат, в том числе и самые непрестижные (грязные, тяжелые, рутинные), например, после подъема они заправляют свои кровати и кровати старослужащих, натирают пол в кубрике (помещении, отведенном под одно подразделение) при помощи натирок - кусков сукна или иной плотной ткани - или моют пол. Лишь после этого, если у них остается время, они умываются, в это время старослужащие или лежат на кровати (если в подразделении нет офицеров - кадетов или прапорщиков - прапоров), или же занимаются своими делами. После этого солдаты отправляются в столовую на завтрак, а затем распределяются по местам работы. Вечером, после возвращения солдат в казарму и ужина, духи приступают к обслуживанию дедов . Наиболее распространены такие виды работ, как стирка и глажение белья старослужащих, подшивание белых подворотничков (для этого используется специальный лоскут белой ткани - подшива , или подшивка , который часто отрывается от простыни), опять же уборка помещения и др.
Особенно ярко противопоставление духов и дедов проявляется в форме одежды. Дух обязан носить не подогнанную по фигуре ( неушитую ) форму, которая состоит из кителя (гимнастерки) и брюк. Молодой солдат должен подпоясываться духовским ремнем, сделанным из кожзаменителя. Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом нельзя было просунуть палец. На голове полагается носить духовскую шапку - это шапка обычно слишком большого размера или бесформенная, серого цвета. Деды же, напротив, ушивают (т.е. подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя. Дедовский ремень сделан из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах), его пряжка выгибается под углом примерно в 120-90 градусов. Ремень носится очень свободно, на бедрах. Дедовская шапка - маленького или даже очень маленького размера, она подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой. Нормы, регулирующие форму одежды военнослужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком высшей "касты" - воров - также является ушитая и отутюженная униформа, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки.

Хронология возникновения дедовщины

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для всего периода советской армии. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 69-70 года такого явления не было в принципе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 70 года.
Вот что рассказывают на эту тему:
- У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было.
- У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил)
- Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей , родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах.

То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. Это так работают мозги у обычного человека. В этом наше спасение. Ежели старики отказывались верить в дедовщину по причине ее глупости и невозможности, то так и должно быть. Очень хороший индикатор поганости явления. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь , хлебнули лиха. Но остались Людьми. Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство , например, или увечья , или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства , как глубокое моральное падение. Вот что стоит за фразой "такого не бывает".

Причины появление и живучести дедовщины

Все причины можно символически разделить на две группы: общие причины первого уровня и частные причины второго уровня (фактически, это уже не причины, а поводы). Обе группы взаимосвязаны и обе являются необходимыми условиями возникновения дедовщины. Отдельно рассмотрена роль офицерского корпуса.

Общие причины первого уровня

Деградация управленческих механизмов общества

Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе деисциплины и беспомощность офицеров. Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу . Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось . Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты , уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.

Снижение степени солидарности советского общества

Явления, сходные с дедовщиной, распространены в любых коллективах с древних времен, но, конечно, этого не должно быть в идеальном солидарном коллективе. Снижение степени солидарности советского общества также являлось причиной расцвета дедовщины.
Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Старая "общинная" традиция вытеснялась "городской" (разумеется, названия условны). Армия оказалась неготовой к нашествию "горожан" - людей, отвыкших от ... (чего? личной ответственности? ответственности за общее дело? чувства товарищества?) Советское общество тоже оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали. Что, в конечном итоге, и привело подавляющую часть народа к предательству своей страны (за бочку варенья и корзину печенья).

Демократизация общества и ослабление дисциплины

Советская армия в 60-70-х гг. находилась именно в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - все эти наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
Советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре. Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Хрущевские реформы по всем направлениям были направлены на «улучшение» сталинской системы, а не на ее слом. Убирались только самые одиозные элементы. Фактически тогдашняя военная реформа свелась к следующим мероприятиям: 1. Поднятие роли и престижа политорганов, придание им автономии внутри армии при непосредственном подчинении ЦК КПСС. 2. Прекращение работы статьи уголовного кодекса о неповиновении и неисполнении приказа. В свете новых указаний прокуратура прекратила возбуждать уголовные дела по этим статьям. 3. Массовое сокращение армии — в первую очередь расставались с фронтовиками. Через некоторое время начался обратный процесс, но новым критериям отбора ветераны не соответствовали. Военная же машина, хотя у нее демонтировали важнейшую деталь, должна была работать — требования к обороноспособности отменены не были. Система обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Влияние кампании против стукачества, проводимой шестидесятниками

Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи власти СССР сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.

Частные причины второго уровня

Долгий период отсутствия боевых действий и облегчение условий службы

Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.
Одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.
Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.
Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов
Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.
Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.
Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.
Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.

Ослабление младшего командного состава

В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних. В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Вообще-то планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики (типа как в одном фильме про Афган), но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старорежимного старшины заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.
Высказывают предположение, что ослабление института младшего командного звена и сверхсрочников делалось для экономии средств. Но так ли уж велика была экономия от увольнения этих людей? Указывается, что старшина был примерно один на роту, т.е. на примерно на 100 военнослужащих. Даже если считать размер армии в те годы в 5 млн. человек - это 50 тыс. сверхсрочников, ну, пусть 100. тысяч - абсолютно невероятно, чтобы их было столько же сколько офицеров (1 офицер на 3 солдат). Следовательно, вся экономия на зарплате, даже если их зарплата была 5.000 в год (что сильный перебор) - не более 500 млн. руб. - или, если принять расходы на оборону даже в 25% (в 1989 году - 15%) от союзного бюджета (20 млрд. руб в 1970 году) - вся экономия с большим запасом составила бы 2.5% военного бюджета Так что, мысль, что за счет сокращения сверхсрочников попытались сэкономить деньги - не самая удачная. Скорее причина в естественном развитии. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.

Конфликты поколений

Первый конфликт произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.
Второй конфликт. Если быть более точным в датировке, то массовые инциденты, с которых начинается любое социальное явление, начались не после 45-го, а гораздо позже. Этот период приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.

Роль офицерского корпуса

Известно, что дедовщина процветала потому, что ее молчаливо одобряла большая часть офицерского состава. Почему же так стало происходить? В связи с общей тенденцией к отпусканию гаек, демократизации и гуманизации управления обществом, у офицеров оставалось все меньше и меньше методов и возможностей заставить солдат выполнить приказ и вообще поддерживать дисциплину. (Сегодня, кстати, тенденции сохраняются: недавно в армии отменили губу, то есть она осталась, но сажать можно только по решению суда). Поэтому офицеры, чтобы выполнить свою задачу, вынуждены были негласно поощрять дедовщину, т.к. деды могли применять такие методы поддержания дисциплины, которые были офицерам недоступны. Эта система оказалась чрезвычайно живучей, т.к. еще более углубляла уже и без дедовщины существовавшую схему: А.Зиновьев пишет: "Если некоторая категория людей имеет какие-то привилегии сравнительно с другой категорией людей, более низкого уровня в социальной иерархии, она ради сохранения этих своих привилегий готова мириться с тем, что имеются категории людей, занимающие более высокое положение в социальной иерархии и обладающие привилегиями более высокого ранга. Этот закон объясняет тот факт, что главными защитниками существующего общественного устройства являются не высшие и даже не средние слои, а слои, слегка возвышающиеся над самыми низшими (подобно тому, как армейская дисциплина поддерживается не столько старшими офицерами и генералами, сколько сержантами и младшими офицерами)" (Зиновьев А. "Желтый дом").
Сам офицерский корпус претерпел ряд изменений косвенно способствующей указанной тенденции.
- В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений.
- Как раз в это время служить в армии стало выгодно. Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
- При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами ...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов».

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).
Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят". Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло." И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.
Но здесь опять же, анализируя подобные высказывания, надо сделать поправку. Дедовщина имеет различные градации (см. классификацию) и не вполне понятно, что подразумевает под ней конкретный опрошенный. Так он всегда задним числом может оправдаться, что вовсе не включал в одобряемое им явление различные случаи явного унижения человеческого достоинства (например, когда молодые стирают носки старослужащим).

Возможные методы борьбы с дедовщиной

Методы борьбы с дедовщиной естественно вытекают из анализа причин, ее порождающих. Например, альтернативой снижения солидарности советского общества явилось бы ее укрепление. Однако понятно, что это проблема более сложного порядка, чем борьба с дедовщиной.
Что же касается практических шагов, которые можно было бы предпринять вне зависимости от общественного устройства, то обычно предлагаются следующие варианты борьбы с дедовщиной:
1. Занять солдат делом, так чтобы не оставалось времени на то, чтобы "резвиться" старослужащим и молодым в отсутствие войны сложно подобрать такое дело для армии (чтобы избежать покраски травы - надо опять же сменить/перевоспитать офицерский корпус).
Проблемы:
- где взять офицеров, которые займут людей делом
- будет ли этого достаточно для устранения дедовщины
2. Выделить каждому молодому солдату персонального наставника из старослужащих, который отвечает за любые его действия/состояние. Якобы, подобная практика существует в США и называется "бадди систем" (можно перевести как система боевого товарищества).
Проблемы:
- цель командира - боеготовность части, а не контроль за состоянием лиц бойцов, соответственно в этом сейчас причина поощрения/попустительства офицеров дедовщине (деды обеспечивают боеготовность и порядок),
- кто проконтролирует, какими средствами старослужащий будет осуществлять свое наставничество,
- будут ли офицеры заинтересованы в осуществлении такого наставничества, или будут попустительствовать наличию личных рабов у старослужащих,
- дедов в части всегда меньше, чем молодых разных сроков службы (четверть личного состава дедов против трех четвертей черпаков, шнурков, духов и т.д.) кого будем закреплять за отслужившими полгода, когда их наставники-деды уволятся? Или каждого деда закреплять за тремя-четырьмя молодыми солдатами?
3. Увеличить в частях число офицеров (ввести институт сержантов/сверхсрочников) (для повышения контроля за солдатами)
Проблемы:
- в армии и сейчас 1 офицер на 3 солдат, больше чем в других армиях (в которых есть сержанты или унтера)
- большие временные затраты
- большие финансовые затраты
- основная проблема - где взять офицеров/сержантов, не поощряющих дедовщину
4. Ввести независимые от командиров частей органы надзора, чтобы туда могли жаловаться (прокуроры, комиссары и т.д.)
Проблемы:
- большие финансовые затраты, новая бюрократическая структура со своими следователями, штатом и т.д.
- поощрение "стукачества"
- независимые от армии структуры будут искусственно раздувать случаи дедовщины, игнорируя требования боевой подготовки (когда принуждение солдата к выполнению долга (тренировать мускулы после отбоя) дедом будет расцениваться как проявление дедовщины - с клеветой,оговором и т.д.)

5. Разрешить дуэли как средства оздоровить армию, поднять престиж военнослужащих, устранить дедовщину, сделать армию непривлекательной для подонков и карьеристов:
Проблемы:
- Большинство призывников боятся противостоять дедам, будут бояться и вызвать их на дуэль. Трудно определить, способен молодой солдат, будучи загнан в угол издевательствами, преодолеть свой страх/непротивленчество или нет.
- Большая физическая/профессиональная подготовленность старослужащих превратит дуэль в банальное убийство
- Дуэли, даже если будут разрешены в среде офицерства только приведут к выбиванию квалифицированных кадров и будут запрещены по тем же мотивам, что Ришелье запрещал дуэли дворянства
- Кто будет контролировать поединки и соблюдение правил вызова на дуэль?
6. Формирование подразделений из военнослужащих одного срока службы. (Якобы в ФРГ была та же ситуация с неуставными отношениями. Поступили очень просто: стали формировать войсковые подразделения (ну скажем взвод, роту) из солдат одного призыва, а руководили ими
сержанты-"сверхсрочники". И неуставные отношения сошли почти на "нет", хотя какие-то элементы остались, но очень незначительные).
Проблемы:
- прослойку сверхсрочников надо делать огромную, чтобы обеспечить преемственность специалистов при увольнении в запас практически всей части
- возможна замена дедовщины другими аналогами, например, землячеством, не имеющим плюсов дедовщины, но имеющим все её минусы да ещё своих отрицательные стороны у землячества хватало. Этот
экскремент проводился в 70-80 годы в армии в некоторых частях.

7. Переход на полностью профессиональную наемную армию.
Проблемы:
- большие финансовые затраты
- будет ли такая армия боеспособной в условиях реальной опасности
Вообще же обсуждение проблем наемной армии является отдельной темой и выходит за рамки данного исследования.
Кампания по борьбе с дедовщиной в перестройку
В 1985-88 годах в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Одним из ярчайших проявлений ее был выход в свет повести Ю.Полякова "Сто дней до приказа". Сам автор позиционировал свою работы как повесть скорее "за армию", чем "против". Так оно на самом деле и было (не зря же генерал Волкогонов активно запрещал ее). Но использовали эту повесть нечистоплотные демократы в струе своей общеразрушительной кампании (сам Поляков это потом с горечью признает). Фильм, снятый по повести, вообще мало похож на оригинал. Потом появились и другие произведения об армии, например, повесть С.Каледина "Стройбат" - это уже был откровенный пасквиль, где армия изображалась как тюремная зона. Но даже и до этого кампания в прессе сделала свое дело. В среде призывной молодежи был просто панический страх перед дедовщиной, переходящий в психоз. Так, например, некоторые призывники на полном серьезе собирались проситься добровольцами в Афганистан, лишь бы не сталкиваться с дедовщиной (считалась, что там ее нет). В результате, похоже, возник интересный феномен. Чем большее время поколение молодежи подвергалась на гражданке подобной психологической промывке мозгов, тем более податливо оно оказывалось к дедовщине, то есть призыв 89-го более был склонен к подчинению дедам, чем призыв 87-го. Хотя, возможно, общий уровень дедовщины под давлением кампании в прессе все же и понизился.

Список участников семинара, обсудивших данную проблему

Приведены Ники (в интернет), которые лишь в некоторых случаях совпадают с реальными именами и фамилиями.
C.КАРА-МУРЗА, Виктор, Almar, Pout, Георгий, quest, Дмитрий Кобзев, Баювар, Silver1, Максим, Игорь, Добрыня, Ф. Александер, Микола З., Flashpoint, VladT, Скептик, И.Пыхалов, Айша, Gera, VVV-Iva, self, Colder, Товарищ Рю, Александр, А.Б., Дмитрий Ниткин, user, Fox, Begletz, Ростислав Зотеев, Yuriy, Михаил Едошин, miron, alex~1, Афанасий

Использованные внешние источники

Андрей Кузнецов МОРДОБОИ КАК ОСНОВА ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НГ—НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ 11.02.95)

М.Т. Дьячок СОЛДАТСКИЙ БЫТ И СОЛДАТСКОЕ АРГО (Русистика. - Берлин, 1992, № 1. - С. 35-42)
http://www.philology.ru/linguistics2/dyachok-92.htm

Форум ВИФ-2 http://web.referent.ru:2003/nvk/forum/