От Pout Ответить на сообщение
К Роман Ш. Ответить по почте
Дата 02.08.2002 09:01:17 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Компромисс; Глобализация; Графики; Версия для печати

Обсуждение Закона о национализации в "Эксперте"


Роман Ш. сообщил в новостях следующее:64331@kmf...
>
> >Слабое звено в том, что Вы считаете, что строй останется нынешним с
монополией олигархов. Если так, то Вы правы. Национализация сейчас
приведет в дальней перспективе к ухудшению. Если ишодить, что режим
сменится, то национализация - единственный иосточник денег для развитиай
экономики.
>
> Нет, я так не считаю и нигде ничего подобного не писал. Наоборот, я
удивился, как мог появиться проект закона, ущемляющего интересы
олигархов.


Обсуждение Закона о национализации в "Эксперте"
-------------------
Эксперт, #43 (255) от 13 ноября 2000 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


оглавление ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Совсем не страшно
Национализация будет законной, выборочной и возмездной. Более того, от
нее вполне возможно защититься и даже заработать на сбыте ненужных
активов государству
Максим Рубченко


Закон о национализации, о необходимости которого столько времени
говорили коммунисты, да и не только они, в скором времени все-таки
появится в России. И ничего в этом страшного нет, тем более что понятие
"национализация" есть в действующем Гражданском кодексе. А близкое
знакомство с проектом закона "Об обращении имущества, находящегося в
собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской
Федерации (национализации)" окончательно убедит всех желающих, что у
российских предпринимателей нет больше оснований вздрагивать при слове
"национализация".


Три вопроса по существу
Законопроект, подготовленный Министерством имущественных отношений РФ
вместе с депутатами, входящими в думский комитет по собственности,
предусматривает, что национализации могут подлежать предприятия,
продукция которых имеет стратегическое значение для национальной
безопасности. При этом национализация любого предприятия может
осуществляться только на основании отдельного федерального закона и при
условии предварительного и равноценного возмещения из бюджета владельцам
предприятия полной стоимости имущества и всех убытков, размеры которых
определяются на основании заключения независимого оценщика.
Исключительным правом инициативы в проведении национализации обладает
только федеральное правительство.

Надо сказать, что документ производит весьма благоприятное впечатление,
особенно на фоне законопроектов, предлагавшихся ранее левыми фракциями.
Однако возникает и ряд вопросов, требующих дополнительного разъяснения.
Первый - какие предприятия у нас относятся или, наоборот, не относятся к
стратегически значимым. Все более или менее крупные отечественные заводы
в свое время были построены родным государством ради каких-то
национально-государственных интересов, так что при желании можно без
особого труда обосновать национализацию практически любого предприятия.
"Стратегические интересы страны - это достаточно размытый критерий, и
формализовать его нам, к сожалению, не удалось, - признается заместитель
министра имущественных отношений Сергей Моложавый. - Поэтому любое
предприятие может быть национализировано, если правительство решит, что
оно входит в сферу стратегических интересов государства. Но доходить до
абсурда правительство не будет. Тем более что у нас есть доктрины и
стратегические программы, в которых стратегические интересы как-то
определены. Они и будут одним из ориентиров".

Второй вопрос - как будут подбираться независимые оценщики. "Я не
исключаю, что выбор оценщика, как и любой крупный проект, будет
предметом серьезного лоббирования, - отмечает Сергей Моложавый. - Чтобы
подобные вещи пресекать, будет создаваться комиссия по национализации,
состав которой определяется правительством. Процесс национализации будет
штучный, поэтому каждый раз будет проводиться конкурс по выбору
независимого оценщика для каждого случая. При Минимущества уже есть
аккредитованные оценщики. Нельзя сказать, что они у нас такие же
независимые и мощные, как на Западе, но тем не менее есть уже серьезные
организации, с которыми можно работать".

И наконец, третий вопрос, требующий разъяснения: как реально будут
производиться выплаты компенсаций? "У нас закон о бюджете вносит только
правительство, - объясняет г-н Моложавый. - Если правительство решит,
что необходимо провести национализацию того или иного объекта, оно в
расходную часть бюджета внесет соответствующую строку: национализация -
столько-то миллиардов рублей. Другой вариант: в случае какой-то
чрезвычайной ситуации можно в срочном порядке принять изменения к
бюджету в одном чтении. Сейчас, когда бюджет имеет профицит,
правительство может найти деньги на национализацию практически любого
объекта. В условиях бюджетного дефицита, если у государства не будет
денег, чтобы что-то национализировать, процесс национализации не
пойдет".


Бизнес дырочку найдет
Как бы логично и цивилизованно ни выглядели разъяснения г-на Моложавого,
нет никаких гарантий, что у бизнеса и правительства не возникнет
расхождений по поводу национализации того или иного предприятия. С
чувством глубокого удовлетворения можно отметить, что у предпринимателя,
который не хочет, чтобы его национализировали, есть возможность этой
процедуры избежать. Например, согласно ст. 4 законопроекта, федеральный
закон о национализации может быть принят только в отношении имущества,
расположенного на территории РФ и принадлежащего юридическому лицу,
государственная регистрация которого осуществлена на территории РФ, или
гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуально предпринимателя
на территории России. "Авторы законопроекта сделали правильную вещь - не
включили в объект национализации имущество обычных граждан, -
рассказывает президент компании "Минфин" Александр Волков. - Это вполне
оправданно, но сразу возникает 'дыра', которая может сделать закон
недееспособным. Предприниматель, который предполагает, что его могут
национализировать против его желания, по договору займа передает
подлежащее национализации имущество физическому лицу, не являющемуся
индивидуальным предпринимателем. И все. Это имущество становится в
определенной степени собственностью займополучателя, у предприятия на
балансе его нет. Национализировать его по этому закону невозможно. Ровно
так же имущество можно передать не гражданину, а предприятию,
находящемуся на стадии банкротства".

Впрочем, для кого-то перспектива национализации может показаться весьма
привлекательной, хотя сами авторы законопроекта верить в такое
отказываются. "Если ты станешь государственным унитарным предприятием,
это не означает, что государство будет давать тебе какие-то
дополнительные деньги, - считает Сергей Моложавый. - Более того, в
соответствие с законом о бюджете мы можем акционерному обществу давать
деньги в обмен на акции. А у государственного унитарного предприятия
минимальные шансы получить какие-то дополнительные деньги. Так что
здравомыслящие менеджеры добровольно пойти на национализацию не
захотят".

Однако в России сегодня еще существуют структуры, которые на волне
приватизации нахватали всего, что под руку попало, а сегодня не знают,
что делать со своими предприятиями. Весьма вероятно, что они не
откажутся от возможности вернуть свои приобретения государству за
адекватную компенсацию, а может быть, и с изрядной выгодой для себя.

"В преддверии национализации можно заключить договоры, в условия которых
заложены огромные убытки в случае национализации, - рассуждает Александр
Волков. - В пункте втором статьи пятнадцатой законопроекта говорится,
что размер возмещения, выплачиваемого собственнику, определяется исходя
из рыночной стоимости имущества, убытков, причиненных собственнику в
результате национализации, убытков, возникающих у собственника в
результате обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной
выгоды. Объемы этих средств, заложенные в условия договоров, ничем не
ограничены. Все они должны будут компенсироваться из бюджета, то есть из
кармана налогоплательщиков".

А поскольку бюджет не резиновый, не исключено даже, что между
финансово-промышленными структурами развернется жестокая борьба за право
включить свои лишние предприятия в списки на национализацию под первым
номером.

Судя по всему, авторы законопроекта отдают себе отчет в возможных
негативных последствиях национализации и не собираются браться за нее
форсированными темпами. "Я не думаю, что процесс национализации начнется
скоро, и мы, конечно, будем набивать шишки на этом пути, - признается
Сергей Моложавый. - Поэтому появление этого закона стоит рассматривать в
первую очередь как заполнение законодательной бреши, как решение скорее
юридической, чем экономической проблемы".


2000 - #43 (255) Эксперт Экономический анализ - Совсем не страшно
(просмотр: 40)
Кондрашев Александр -- Понедельник, 13 Ноябрь 2000, at 10:11 a.m.

---------------

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЩЕНИИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН И
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, В СОБСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НАЦИОНАЛИЗАЦИИ)


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при
обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических
лиц, исключительно в собственность Российской Федерации
(национализации).

2. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, с участием
иностранных лиц в качестве собственников имущества применяются положения
настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации.

Статья 2. Понятие национализации

Для целей настоящего Федерального закона под национализацией понимается
принудительное обращение в собственность Российской Федерации имущества,
находящегося в собственности граждан и юридических лиц и
удовлетворяющего требованиям статьи 4 настоящего Федерального закона.

Национализация производится на основании отдельного федерального закона
о национализации индивидуально-определенного имущества, принимаемого в
соответствии с настоящим Федеральным законом, с возмещением собственнику
стоимости имущества и других убытков.

Статья 3. Законодательство о национализации

1. Законодательство, регулирующее национализацию в Российской Федерации,
состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса
Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации,
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Правительства
Российской Федерации.

Статья 4. Имущество, в отношении которого может быть принято

решение о национализации

1. Федеральный закон о национализации индивидуально-определенного
имущества может быть принят исключительно в отношении предприятия, как
имущественного комплекса либо его части, продукция (товары или услуги)
которого имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и
национальной безопасности Российской Федерации (далее -
индивидуально-определенное имущество).

2. Федеральный закон о национализации индивидуально-определенного
имущества может быть принят в отношении имущества, расположенного на
территории Российской Федерации и принадлежащего юридическому лицу,
государственная регистрация которого осуществлена на территории
Российской Федерации, или гражданину, зарегистрированному в качестве
индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

3. Не допускается национализация имущества, принадлежащего лицу, в
отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве или
принято решение о признании данного лица банкротом.

Статья 5. Принципы осуществления национализации

1. Национализация имущества может быть осуществлена только на основании
отдельного федерального закона о национализации
индивидуально-определенного имущества, принимаемого в соответствии с
настоящим Федеральным законом, исключительно в целях обеспечения обороны
и национальной безопасности Российской Федерации.

2. Национализация имущества может быть осуществлена только при условии
предварительного и равноценного возмещения Российской Федерацией
стоимости имущества и других убытков.

Глава 2. Порядок принятия решения о национализации Статья 6. Основания
национализации

1. Национализация имущества осуществляется на основании федеральных
законов о национализации индивидуально-определенного имущества,
принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и
федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год,
предусматривающего финансирование затрат на осуществление национализации
индивидуально-определенного имущества.

Статья 7. Инициатива осуществления национализации имущества

1. Инициатива в проведении процедуры национализации
индивидуально-определенного имущества принадлежит Правительству
Российской Федерации.

2. Постановление Правительства Российской Федерации о подготовке
процедуры национализации индивидуально-определенного имущества должно
содержать:

цели национализации и обоснование ее необходимости; сведения об
имуществе, в отношении которого предлагается принять решение о
национализации;

наименование лица (лиц), являющегося собственником национализируемого
имущества;

состав комиссии по национализации и решение о ее созыве; сроки
осуществления процедуры подготовки имущества к национализации, которые
не могут превышать шести месяцев со дня издания настоящего
постановления.

3. Постановление Правительства Российской Федерации о подготовке
процедуры национализации индивидуально-определенного имущества доводится
в письменной форме до сведения собственника (собственников) такого
имущества в трехдневный срок с момента его принятия.

Статья 8. Комиссия по национализации

1. Решение о созыве комиссии по национализации принимается
постановлением Правительства Российской Федерации о подготовке процедуры
национализации индивидуально-определенного имущества.

Комиссия по национализации не является постоянно действующим органом.

2. В состав комиссии по национализации входят следующие лица:
представитель собственника (собственников) имущества, в отношении
которого предлагается принять решение о национализации;

представитель работников организации в отношении имущества которого
предлагается принять решение о национализации;

представитель федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего
проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики;

представитель органа по управлению федеральным имуществом; представитель
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и
регулирование в соответствующей отрасли (сфере) экономики, или
представитель федерального органа исполнительной власти, в компетенции
которого находятся вопросы использования национализируемого имущества в
целях обеспечения обороны и национальной безопасности Российской
Федерации;

представитель субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится имущество.

В состав комиссии по национализации Правительством Российской Федерации
могут быть включены и иные лица.

Правительство Российской Федерации вправе привлекать к работе экспертов,
а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.

Председателем комиссии по национализации является представитель органа
по управлению федеральным имуществом.

3. Комиссия по национализации:

рассматривает вопрос о национализации индивидуально-определенного
имущества, в том числе на предмет обоснованности и финансовой
обеспеченности национализации;

определяет состав национализируемого имущества, рассматривает акты
инвентаризации, бухгалтерский баланс, определяет состав нематериальных
активов, а также долгов (обязательств), включаемых в состав имущества;

рассматривает обращения собственника национализируемого имущества;

проводит конкурс по определению оценщика либо назначает оценщика в
порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона;

принимает и рассматривает отчет об оценке стоимости национализируемого
имущества и величине убытков, причиненных собственнику;

определяет сроки и порядок национализации и выплаты собственнику
стоимости национализируемого имущества и других убытков;

принимает решение о внесении предложения в Правительство Российской
Федерации:

либо о прекращении процедуры национализации имущества; либо о внесении
на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации законопроекта о национализации имущества;

осуществляет иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным
законом.

4. За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или
являющейся конфиденциальной, члены комиссии несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Заседания комиссии по национализации являются правомочными, если на
них присутствуют не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Решения
комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии при открытом
голосовании, при равенстве голосов - голос председателя комиссии
является решающим.

6. Единый порядок деятельности комиссии по национализации для всех
создаваемых комиссий, определяется положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Решение комиссии по национализации

1. Решение комиссии по национализации о рекомендации Правительству
Российской Федерации провести национализацию индивидуально-определенного
имущества должно содержать: цели национализации и обоснование ее
необходимости; сведения об имуществе, в отношении которого предлагается
принять решение о национализации;

наименование лица (лиц), являющегося собственником национализируемого
имущества;

сроки и порядок национализации и возмещения собственнику стоимости
национализируемого имущества и других убытков, причиняемых собственнику;

стоимость национализируемого имущества и величину других убытков,
определенные независимым оценщиком;

указания на статьи расходов федерального бюджета Российской Федерации,
определенные для выплаты собственнику национализируемого имущества
стоимости национализируемого имущества и других убытков.

К решению комиссии по национализации прилагаются: проект федерального
закона о национализации индивидуально-определенного имущества;

отчет независимого оценщика об определении стоимости национализируемого
имущества и величине убытков, причиняемых собственнику.

2. Решение комиссии по национализации о рекомендации Правительству
Российской Федерации прекратить процедуру национализации
индивидуально-определенного имущества должно содержать обоснование
такого решения.

3. Решение Комиссии по национализации доводится в письменной форме до
сведения собственника (собственников) национализируемого имущества в
трехдневный срок с момента его принятия.

Статья 10. Постановление Правительства Российской Федерации о
прекращении процедуры национализации

1. Постановление Правительства Российской Федерации о прекращении
процедуры национализации имущества должно содержать:

сведения об имуществе, в отношении которого прекращается процедура
национализации;

наименование лица (лиц), являющегося собственником указанного имущества.

Статья II. О внесении проекта федерального закона о национализации
имущества в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации

1. Проект федерального закона о национализации
индивидуально-определенного имущества вносится Правительством Российской
Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации одновременно с внесением проекта федерального закона о
федеральном бюджете на соответствующий год.

2. Срок внесения проекта федерального закона о национализации
индивидуально-определенного имущества может быть отложен до рассмотрения
спора о правах лиц в отношении национализируемого имущества и иных
споров, связанных с подготовкой решения о национализации.

Статья 12. Федеральный закон о национализации имущества

1. При принятии федерального закона о национализации
индивидуально-определенного имущества не может быть уменьшен размер
возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества и других
убытков, причиняемых собственнику.

2. Федеральный закон о национализации индивидуально-определенного
имущества должен содержать: цели национализации и обоснование ее
необходимости; сведения об имуществе, в отношении которого предлагается
принять решение о национализации;

наименование лица (лиц), являющегося собственником национализируемого
имущества, с указанием полного фирменного наименования или фамилии,
имени, отчества, места нахождения или места жительства;

сроки и порядок национализации и возмещения собственнику стоимости
национализируемого имущества и других убытков, причиняемых собственнику
при национализации;

стоимость национализируемого имущества и величину других убытков,
определенные независимым оценщиком;

порядок финансирования национализации, указания на статьи расходов
федерального бюджета Российской Федерации, определенные для выплаты
собственнику национализируемого имущества стоимости имущества и других
убытков, причиняемых собственнику при национализации;

дату введения в действие закона о национализации
индивидуально-определенного имущества.

3. Собственник национализируемого имущества имеет право участвовать во
всех слушаниях, связанных с рассмотрением законопроекта о национализации
принадлежащего ему имущества, проводимых в Государственной Думе и Совете
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с
законом Российской Федерации "О государственной тайне".

Глава 3. Оценка стоимости национализируемого имущества

Статья 13. Основные требования к проведению оценки стоимости
национализируемого имущества

1. Оценка национализируемого имущества проводится независимым оценщиком
в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности на основании договора, заключенного с оценщиком органом по
управлению федеральным имуществом.

2. При проведении оценки установлению подлежит рыночная стоимость
национализируемого имущества и других убытков.

3. По требованию собственника национализируемого имущества,
направляемому в комиссию по национализации, может быть проведена
повторная оценка стоимости национализируемого имущества на дату выплаты
возмещения.

4. Оплата вознаграждения оценщика осуществляется из федерального бюджета
Российской Федерации и включается в статью расходов на проведение
национализации.

5. Споры о достоверности результатов оценки, а также о проведении
повторной оценки и ее достоверности разрешаются в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.

Статья 14. Порядок определения оценщика

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, оценщик
определяется по результатам открытого конкурса, проводимого комиссией по
национализации. Порядок проведения конкурса определяется Правительством
Российской Федерации.

Конкурс, в котором участвовал только один участник, признается
несостоявшимся.

2. Комиссия по национализации обязана опубликовать извещение о
проведении конкурса по определению оценщика в официальном издании
Правительства Российской Федерации в срок не позднее, чем за один месяц
до даты проведения конкурса.

Извещение о проведении конкурса по определению оценщика должно содержать
следующие сведения:

данные об имуществе, подлежащем оценке; место и время проведения
конкурса;

порядок проведения, условия конкурса и критерии определения победителя;
срок проведения оценки;

иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. В случае признания повторного конкурса по определению оценщика
несостоявшимся решением комиссии по национализации назначается оценщик,
который подал заявку и был единственным участником конкурса, признанного
несостоявшимся.

В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе по определению оценщика
он может быть назначен решением комиссии по национализации.

4. Итоги конкурса, а также решение комиссии по национализации о
назначении оценщика могут быть признаны недействительными в судебном
порядке по основаниям, предусмотренным действующим законодательством
Российской Федерации.

Глава 4. Порядок возмещения собственнику стоимости национализируемого
имущества и других убытков

Статья 15. Размер возмещения стоимости имущества

1. При национализации имущества возмещению подлежит стоимость
национализируемого имущества и другие убытки, причиняемые собственнику
при национализации, определяемые независимым оценщиком (далее -
возмещение).

2. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого
имущества, определяется исходя из рыночной стоимости имущества и
убытков, причиненных собственнику в результате национализации, включая
убытки, вызванные невозможностью исполнения собственником обязательств
перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

3. Размер возмещения определяется на дату проведения оценки (повторной
оценки) в рублях.

Статья 16. Формы платежа и сроки выплаты возмещения

1. Возмещение стоимости имущества производится в полном объеме до
момента перехода к Российской Федерации права собственности на
имущество.

2. Выплата возмещения производится в денежной форме в валюте Российской
Федерации.

3. Выплата возмещения осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

4. Выплата возмещения производится единовременно, не позднее одного
месяца с момента вступления в силу федерального закона о национализации
индивидуально-определенного имущества.

5. Не допускается осуществление национализации, предусматривающей
рассрочку выплаты возмещения.

6. Фактическая передача национализированного имущества может
осуществляться только после получения собственником равноценного
возмещения, произведенного в порядке, определенном настоящим Федеральным
законом.

Глава 5.

Особенности передачи и использования национализируемого имущества

Статья 17. Особенности передачи имущества в собственность Российской
Федерации при национализации

1. При национализации собственник имущества обязан передать в
собственность Российской Федерации имущество в составе, определенном
настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей,
которые собственник не вправе передавать другим лицам.

2. Состав имущества определяется на основе полной инвентаризации,
проводимой в соответствии с установленными правилами проведения
инвентаризации. Расходы на проведение инвентаризации оплачиваются из
средств федерального бюджета Российской Федерации.

3. Передача имущества осуществляется по передаточному акту, в котором
указываются данные о составе имущества и об уведомлении кредиторов о
национализации.

4. Подготовка имущества к передаче, включая составление и представление
на подписание передаточного акта, является обязанностью органа по
управлению федеральным имуществом и осуществляется за счет средств
федерального бюджета Российской Федерации.

5. Передача недвижимого имущества осуществляется после регистрации права
собственности Российской Федерации на указанное имущество в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Переход права собственности при национализации, правовой
режим национализированного имущества

1. Переход права собственности на недвижимое имущество к Российской
Федерации подлежит государственной регистрации в соответствии с
Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" и осуществляется с момента такой регистрации.

2. Национализированное имущество является имуществом государственной
казны Российской Федерации. На базе национализированного имущества может
быть создано исключительно федеральное государственное унитарное
предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие). Решение о создании федерального казенного
предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

3. С момента перехода права собственности на национализированное
предприятие к Российской Федерации, в лице органа по управлению
федеральным имуществом или федерального казенного предприятия,
созданного на базе национализированного предприятия, переходят:

обязательства по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми
предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью,

обязательства по всем трудовым договорам (контрактам), действующим на
момент передачи имущества. Трудовые отношения с согласия работников
организации, имущество которой национализируется, могут быть продолжены
с федеральным казенным предприятием; долги (обязательства), включенные в
состав имущества.

Статья 19. Ограничения на совершение сделок

1. С момента доведения до сведения собственника, имущество которого
национализируется, информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 7
настоящего Федерального закона и до момента передачи имущества в
собственность Российской Федерации ограничиваются права собственника по
владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом.
Собственник имущества не вправе без согласия органа по управлению
федеральным имуществом осуществлять следующие действия (сделки):

осуществлять реорганизацию предприятия, имущество которого
национализируется; сокращать численность работников; совершать сделки с
недвижимым имуществом;

совершать сделки стоимостью более 5 процентов балансовой стоимости
активов имущества на дату утверждения его последнего балансового отчета,
за исключением сделок, совершаемых в рамках основной уставной
деятельности организации;

получать кредиты;

осуществлять эмиссию ценных бумаг.

Указанные действия (сделки) являются исчерпывающими и не подлежат
изменению или дополнению.

2. Сделка, совершенная с нарушением требований, предусмотренных
настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску органа

по управлению федеральным имуществом или органа, которому в соответствии
с законом предоставлено право на обращение в суд с таким требованием, в
порядке, установленном действующим законодательством Российской
Федерации.

Статья 20. Функции органа по управлению федеральным имуществом

1. Орган по управлению федеральным имуществом: осуществляет все
необходимые действия, связанные с фактической передачей
национализированного имущества;

осуществляет выплату возмещения собственнику национализированного
имущества;

включает сведения о национализированном имуществе в реестр федеральной
собственности;

в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации,
осуществляет полномочия собственника федерального имущества от имени
Российской Федерации;

в установленном порядке закрепляет национализированное имущество за
федеральным казенным предприятием;

осуществляет управление национализированным имуществом до момента
определения его правового режима;

осуществляет контроль за эффективностью использования
национализированного имущества, закрепленного за федеральными казенными
предприятиями;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным
законом.

2. Орган по управлению федеральным имуществом не вправе использовать на
национализацию средства, расходование которых на эти цели не
предусмотрено федеральным бюджетом Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин


=============