От Роман Ш. Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 30.07.2002 21:56:46 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Безусловно

> Вот и объясните. Ждем’с!

Гумилёв нарушил принцип Оккама - он ввёл новую "сущность" - пассионарность для объяснения наблюдаемых им исторических явлений - завоевания, революции, и так далее - при которых люди ведут себя аномально активно. Якобы эта пасионарность приходит людям из космоса, причём, не всем, а какой-то конкретной этнической группе. Ну это всё равно как объяснять недавние авиакатастрофы пришествием зелёных человечков. При этом он не удосужился попытаться объяснить эти "аномальные" явления с помощью известных законов развития живого мира. Популяция живых организмов "питается" из определённых ниш - "кормушек". Как только кормушки истощаются, популяция вымирает за исключением мутировавших особей, которые могут питаться из других "кормушек", ещё не опустошённых. То же самое применимо и к человеческому обществу, которое тоже питается из определённых "кормушек", выращивая культурные растения, добывая полезные ископаемые, и так далее. При этом человеческое общество устроено так, чтобы как можно больше из этих кормушек вытянуть. Когда еда в кормушке заканчивается, общество должно либо найти новые кормушки, перестроившись при этом, либо погибнуть. Поиск новых кормушек требует от людей повышенной активности - "пассионарности". Поэтому те, кто был "расслаблен" в период полных кормушек либо становятся "пассионариями", либо погибают. Теперь смотрим на описанные Гумилёвым явления, например, татаро-монгольское нашествие. В 12-м веке был климатический максимум. Азиатские степи могли спокойно прокормить миллион с лишним человек, занимавшихся кочевым скотоводством. В результате, степи оказались плотно заселены. Потом, в 13-м веке, резко похолодало. Корма для домашних животных не осталось. Тогда, чтобы не умереть с голоду, жителям степей пришлось сбиться в орду и образовать государство, которое живёт не только за счёт кочевого скотоводства, но и за счёт грабежа/дани с соседей.