|
От
|
Almar
|
|
К
|
Виктор
|
|
Дата
|
17.07.2002 10:12:00
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Культура;
|
|
парадокс: причина в том, что люди стали свободнее
Еще вот что приходит на ум.
Известно, что дедовщина процветала потому, что ее молчаливо одобряла большая часть офицерского состава. Почему же так стало происходить?
Думаю, дело в том. что советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. Это я имею в виду в хорошем смысле. К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью?
Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ. У офицеров оставалось все меньше и меньше методов и возможностей заставить этот приказ выполнить и вообще поддерживать дисциплину. (Отвлекаясь от темы: слышал, недавно в армии отменили губу, то есть она осталась, но сажать можно только по решению суда - без комментариев). Поэтому офицеры, чтобы выполнить свою задачу, вынуждены были негласно поощрять дедовщину, т.к. деды могли применять такие методы поддержания дисциплины, которые были офицерам недоступны.
Эта система оказалась чрезвычайно живучей, т.к. еще более углубляла уже и без дедовщины существовавшую схему:
А.Зиновьев пишет (Зиновьев А. "Желтый дом".)
===========
Если некоторая категория людей имеет какие-то привилегии сравнительно с другой категорией людей, более низкого уровня в социальной иерархии, она ради сохранения этих своих привилегий готова мириться с тем, что имеются категории людей, занимающие более высокое положение в социальной иерархии и обладающие привилегиями более высокого ранга. Этот закон объясняет тот факт, что главными защитниками существующего общественного устройства являются не высшие и даже не средние слои, а слои, слегка возвышающиеся над самыми низшими (подобно тому, как армейская дисциплина поддерживается не столько старшими офицерами и генералами, сколько сержантами и младшими офицерами).
==============