От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 18.02.2002 22:29:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Е.Пищикова. "Соловьевы, простая семья"

Соловьевы, простая семья.

НЕДАВНО в семье Соловьевых играли свадьбу. Приехала родня Веры Семеновны
из города Долгопрудного. В числе приглашенных приехала тетушка Веры
Семеновны Александра Васильевна, большая мастерица по часта
матримониальных обычаев- Александра Васильевна встала возле подъезда,
как двадцать девятый панфиловец, и в качестве выкупа за невесту
выторговала у жениха бутылку водки <Ферейн>, бутылку вина <Монастырская
изба> и триста пятьдесят тысяч рублей. Вера Семеновна была потрясена
щедростью зятя. Она отобрала у Александры Васильевны триста пятьдесят
тысяч рублей и полбутылки водки "Ферейн" (вторая половина изъятию уже не
подлежала) и отдала жениху со словами: <Не бросайся, дорогой зятек,
пробросаешься>.
Вера Семеновна и Юрий Александрович подарили молодым телевизор <Фунай>.
Как обычно бывает на свадьбах, семья Соловьевых к середине застолья
испытала потребность в самоопределении. <Вы уж не обессудьте, дорогие
родственники, - сказал Юрий Александрович, адресуясь когорте жениховых
приглашенных, - но мы - простые люди. Простая семья>.
Семья Набатниковых (Рита Соловьева стала Ритой Набатниковой) приняла
этот гордый вызов. "Мы тоже простая семья, мы тоже простые люди", - и
началось предусмотренное братание. Все отдали должное куриным окорочкам,
в приготовлении которых есть своя тайма, которую мы ниже откроем тебе,
читатель. Оставайся с нами.
<К обеду Анна (Каренина. - Е. П.) вышла опять в новом, очень простом
белом платье. Однако Долли знала, сколько стоит эта простота>.
Извиняюсь, Лев Толстой. Не только Долли знала, сколько стоит простота.
Вера Семеновна тоже хорошо это знает. Простота стоит целой жизни.
Простая семья выживает в одиночку. Покровительство ей неведомо.
Единственный путь напомнить о себе - донос или прошение. Человек
публичный осознает, что в момент опасности лучше всего предать свои
проблемы огласке и поддержки искать в известности. Для простой семьи это
странный, прямо негодяйский парадокс. Спасение она видит и ищет только в
безвестности.
Приблизительные параметры простой семьи таковы: цель жизни - сама жизнь.
Жаждуемые условия жизни - благополучие. Сверхзадача - <чтобы все было не
хуже, чем у людей>. Люди, по которым сверяется жизнь, - собственное
окружение. Конгломерат простых семей.


Вера Семеновна и еда.

Вере Семеновне сорок восемь лет. У нее двое детей, две девочки - Рита и
Олеся. Вера Семеновна носит 56-й размер - как почти все женщины ее руга
в ее возрасте. Вера Семеновна никогда в жизни не была в ресторане и
никогда в жизни не отдыхала на юге. У ней нет подруг, если не считать
приятельниц по последнему месту работы. Служит Вера Семеновна мойщицей
посуды в пищеблоке крупной и дорогой клинической больницы. Можно было бы
считать , что Вера Семеновна чрезвычайно замкнутый образ жизни, если бы
не феноменальный интерес ко всем подробностям существования соседей,
знакомых и родственников. Вера Семеновна нисколько не сомневается , что
и сама со всей своей семьей является причиной столь же напряженного
любопытства.
Убеждение это совершенно не ошибочно. Таким образом, Вера Семеновна
принадлежит к элите своего круга. Равно как и каждый представитель(ница)
этого социального сообщества. Ибо что такое элита, как не группа людей,
чьи действия вызывают у окружения жгучий интерес? Другой элиты Вера
Семеновна не знает и в другой не нуждается.
Удивительно, до какой степени преувеличены возможности политических и
общественно значимых кругов в деле манипулирования простои семьей.
Между тем Вера Семеновна очень мало и плохо думает о великих и абсолютно
точно знает , что значит правильно жить. Правильно жить -это не идти
супротив Мира, работать и покупать. "Когда я купила свой первый ковер, -
говорит она, - мне казалось, вся улица смотрит, какой я су красивый и
дорогой ковер!"
В доме Соловьевых два ковра. Один висит на стене в "холле" - это
значит, в большой комнате, другой на стене в маленькой комнате, где
теперь будут жить молодые - Рита с мужем. В маленькой же комнате теперь
стоит подаренный телевизор "Фунай" за двести долларов, а в холле стоит
цветной телевизор <Горизонт>, довольно еще хороший, восемьдесят седьмого
года выпуска. Также в квартире наличествует набор мягкой мебели,
купленный полгода назад за два миллиона триста тысяч (почти 500
долларов), и стенка из древесно-стружечной плиты - необходимейший
предмет домашнего обихода. Вся эта приличная обстановка -стоила Вере
Семеновне немало соображений, расчета и экономии.
Два главных существительных в ее языке - это Вещь и Еда. До 91-го года,
до подорожания, покупка Вещи была проблемой, покупка Еды обыденностью.
После заклятого года все изменилось. Семья Соловьевых в 91-м году не
закатывала в банки вареную колбасу, как многие из соседей и знакомых. То
есть делалось это так: пол-литра рассола, два килограмма крупно
нарезанной колбасы по два рубля двадцать копеек и трехлитровая банка.
Всю технологическую цепочку повторить, как минимум, десять раз и полгода
питаться очень соленой, но дешевой колбасой, в то время как все ели не
соленую, но дорогую. Колбасу Вера Семеновна не солила, не таковская она.
Но мясо вялила. Причем вялила, как индеец, в деревне, в бане.
Навялили они с Юрием Александровичем двадцать килограммов говядины,
приобретенной по рубль девяносто. И потом несколько месяцев, грамотно
размачивая увяленное, варили дешевый мясной суп. Экономия для простой
семьи - почти философское понятие.
Семья Соловьевых выработала следующий способ справляться с инфляцией. На
премии и прогрессивки, ранее складываемые в копилку <на крупное>,
Соловьевы начали закупать партии еды. И складывать все это дело на
антресоли и в сортирный шкафчик. К нынешнему маю, при всем при том, что
были потрачены продукты на свадьбу, в закромах малой родины у Соловьевых
хранится следующее количество съестного: тушенки немецкой два ящика,
шпрот тридцать банок, лосося дальневосточного два ящика, сайры двадцать
банок, сто пакетиков китайской лапши, гречки, еще из ветеранских
заказов, двадцать килограммов и столько же литров развесного
подсолнечного масла. А в кладовой присутствует рис, еще и картонных
пачках, пакеты с сухими супами и киселем. Главный принцип экономии состо
ит в том, что всякий раз на стол попадает продукт, купленный не менее
чем полгода назад, и, значит, купленный дешево.
Но, конечно же, на одних консервах не проживешь - посему ежедневная
кормежка продумана Верой Семеновной досконально. В семье не покупают
мяса. Последний раз кусок мяса Рита и Олеся видели у себя на кухне лет
пять назад. Килограмм хорошего мяса стоит тридцать тысяч, а килограмм
свиных хрящей -от двенадцати тысяч рублей, и еще меньше - куриные
окорочка.
Из одной куриной ноги, если она большая и жирная, можно приготовить
огромное количество блюд! Одна нога идет на целую кастрюлю супа.
Ободранная и утопленная в чугунке риса, она символизирует собой блюдо
плов (не забыть много моркови и лука). Нога в капусте - уже солянка.
Вареная нога, пропущенная через мясорубку и заключенная в тесто,
называется курником. Нога, тушенная с картошкой, это уже тушеная
картошка с куриной ногой. Нога с холодным картофелем и яйцами есть
мясной салат. А ведь одна куриная нога стоит всего пять тысяч, и это
целый обед на четырех человек! Маринованные куриные ножки можно подавать
на свадьбу, если их хорошо зажарить в огромной плите больничного
пищеблока.
Стиральный порошок Соловьевы не покупают - Вера Семеновна приносит его
из больницы. Еще Вера Семеновна приносит хозяйственное мыло и хлорку.
Хлеб, сметану, майонез в трехлитровых банках, панировочные сухари, чай и
какао. Иногда, когда приходит ее очередь, - дешевую посуду и постельное
белье. На казенном в месяц можно экономить до двухсот тысяч рублей,
Ровно столько же Вера Соловьева и получает.
Мы с Верой Семеновной подсчитали, что продуктовые запасы, ежели
продавать их по действующим ценам, имеют стоимость семь миллионов
рублей. Это запас небольшого продуктового ларька. Если же в случае нужды
пробовать реализовать вещевое имущество Соловьевых, расклад получается
следующий: телевизор <Горизонт> продать невозможно вообще. Новый
телевизор -двести долларов, мягкая мебель пятьсот. Кто их купит -
непонятно. Стенке пятнадцать лет, она рассыплется в процессе деструкции.
Из драгоценностей
У Веры Семеновны есть два золотых колечка и цепочка. В ломбарде она
получит за эти пещерные сокровища миллион. Итого --четыре миллиона
триста тысяч. Все -таки еда перетянула.


Юрий Александрович и рынок.

Юрий Александрович пал под стол, предварительно безмерно надоев гостям
своими северными рассказами. Он даже спел любимую песню, привезенную из
Воркуты.
В Воркуту Юрий Александрович попал десять лет назад, завербовавшись на
шахту с целью заработать денег. Пять лет он провел этом увлекательном
городе. Как есть понятие "журнале в журнале", у Юрия Александровича
случилась "жизнь в жизни". Свой воркутинский <срок> он вспоминает как
особенное, счастливейшее время. Вера Семеновна в эти минуты остро
ненавидит мужа - для нее время его отсутствия стало годами бедности и
страха.
Юрий Александрович имеет профессию слесаря-инструментальщика. Он
работал на тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева и на
Новокузьминском мебельном комбинате. Увлекался трибунством в рабочих
курилках. Принадлежал к той политизированной части пролетариев, какая в
свое время приятно удивляла боевых интеллигентов своей неприязнью к
системе. Когда я знакомилась с Юрием Александровичем (а было это в 85-м
году), этот вольтерьянец с целью проверки собеседника начинал процесс
беседы следующим ритуалом: <Приятно познакомиться, - говорил он, -
рекомендуюсь- раб КПСС. С кем имею честь?>
В Воркуте конца восьмидесятых Юрий Александрович почувствовал себя дома.
Он входил в рабочую комиссию, которая, встречала на вокзале первые
поезда, груженные видеомагнитофонами, пришедшими по бартеру за первый
отосланный в Германию уголь. Стоял в забастовочных пикетах. Когда он
вернулся домой почти без накоплений, Вера Семеновна окончательно
утвердилась в роли нравственного лидера семьи.
До сих пор Юрий Александрович в кругу родных считается несколько
придурастеньким. Дабы избавиться от шутовского колпака, наш герой
зарабатывает деньги. Он стеклит балконы, работает поденно, от маленькой
строительной фирмы. Ему гарантировано два заказа в месяц. А это значит,
в месяц Юрий Александрович приносит домой полтора миллион рублей. Каждый
месяц из зарплаты откладываются сто долларов на приданое девочкам и
крупные покупки.
Несмотря на дерзновенность внутренней жизни, Юрий Александрович плоть от
плоти своей семьи. Порукой тому его хобби - оптовые рынки. Наверное,
никто лучше Юрия Александровича в Москве не знает, какой рынок дешев, а
какой "дороже магазина", где зеленый горошек на триста рублей дешевле
самого дешевого горошка, продающегося на Дмитровском.
Как мыслящий тростник. Юрий Александрович вывел для себя свою теорию
торговли. Он считает, что в нашей стране дорого можно продать только
говно, потому что хорошую вещь можно продать и дешево. Также он придумал
два главных принципа американского маркетинга - можно от немногих
пытаться получить много, а можно от многих брать немногое. Брынцалов
берет за свой "Ферейн" пятнадцать тысяч (что значительно меньше цены
кристалловской водки), а Довгань за свою - сорок пять тысяч, - что
значительно больше. При этом неизвестно, чья водка хуже.
Но в чем Юрий Александрович готов побожиться, это в том, что ни один
член простой семьи ни одну бутылку довганьской водки еще не купил,
потому что только интеллигенция покупается на рекламуиз-за пристрастия к
логике. Раз тратятся на рекламу большие деньги , значит, фирма богата,
значит, товар хорош... И потому считает Юрий Александрович ,
интеллигенцией манипулировать гораздо легче. Она на идею отзывчивая.


Девичьи мечтания. Соловьевы и телевизор.

Простая семья Соловьевых каждый день живет напряженной внутренней
жизнью. Вера Семеновна мыслит следующим образом - она судит. Ее
умственное хозяйство устроено на манер заседания народных заседателей.
Когда Вера Семеновна встречается с проблемой, она ее персонифицирует. И
получив в свое распоряжение действующих лиц проблемы, оценивает их
действия с точки зрения собственного опыта, заменяющего ей мировую
культуру и судебный прецедент. Но как у некоторых животных есть внешнее
пищеварение, так у Веры Семеновны - внешнее мировоззрение. Она страшно
зависит от мнения окружающих. Самый страшный упрек в ее жизни: <Ты
позоришь меня перед соседями>.
Юрий Александрович не судит, он анализирует. И всегда в своем анализе
отстает на один шаг. То есть он сентиментален, когда уже все романтичны,
и романтичен, когда уже все прагматичны. Тем не менее Юрий Александрович
считает себя очень умным, потому что он угадывает все, что в воскресенье
будет говорить Киселев. В каждой политической коллизии Юрий
Александрович всегда видит грубую интригу желания. С тех пор как он
ночью дежурил с членами рабочего комитета у дома директора шахты,
подстерегая утаенные от мира пять видеомагнитофонов (и их действительно
привезли!), Юрий Александрович считает, что для него в политике больше
нет тайн.
А Рита и Олеся любят музыку. Любят Сташевского. Любят же Сташевского
юные красавицы по следующей причине: весь свой досуг девушка из простой
семьи, если у нес нет друга, проводит в приятных мечтаниях. Мечтания
эти - умственная работа, поскольку девушки тратят время на продумывание
всех подробностей своего будущего идеального быта. Раз в неделю они
меняют декорации своих фантазий, а легко ли обдумать цвет обоев и, вид
мебели в пяти, как минимум, комнатах, не говоря уже о фасоне ночной
рубашки? При таком объеме воображаемого воображать еще и мужчину тяжело.
Легче пользоваться готовым фантомом.
Сидя у телевизора, семья Соловьевых общается. Возле экрана мамин суд,
папин анализ и дочкины мечты приобретают вес и жизненность. Замечания
бывают метки. Например, Юрий Александрович недавно метко заметил, что
Сванидзе еврей.
Телевизор понятен и хорош семье Соловьевых. Ведь он - предмет. А с
предметами Соловьевы умеют общаться. Потому что вообще умеют общаться
между собой и с миром только с помощью Предметов. Диван на этом языке
означает покой, новый диван - покой, полный удовлетворения, стенка -
фундамент и уверенность, более мелкие вещи служат междометиями и знаками
препинания. Вот емкая грамматическая конструкция, полная смысла жизни,
составленная по годовым покупкам семьи Соловьевых: туфли, свадебное
платье, телевизор <Фунай>, диван, новая входная дверь расшифровываются
так: о, мы надеемся на будущее, хотим его видеть, и чтобы оно было
спокойное и безопасное. Оптимистическая нота.
Каждый выходной они отправляются гулять. Одеваются нарядно. Дочки по
часу красятся. Идут на продуктовый и вещевой оптовый рынок. Ю.А.
суетится гидом. Семья делает очень обдуманнее покупки. Страшно подумать,
что бы делали Соловьевы, если бы не делали покупок. Как можно их этого
лишить?!
Ведь ежели отнять у Соловьевых зарплату, то это значит отнять и смысл
жизни.


Евгения ПИЩИКОВА
Общая газета, 1994г
===================
Другие работы автора из того же цикла о"структурах повседневности"
если будет возможность тоже выложу

эссе "Холодильник" (Известия 8.10.1999)

посвяшено этой"очень интимной,одновременно очень обшственной семейной
вещи.Вещественная жизнь семьи - это вообще саморазоблачающая
штука...интересны и легкие искажения в количестве необходимых для
семейного жизнеобеспечения предметов...Так, ваншем окраинном доме
принято осуждать"прорстые"(не ьогатые,а так, зажиточные семьи).на
котором семейный совет дает добро на покупку воторго и третьего
телевизора. это уже считается баловством...Зато знающие люди любят
гворить - вот Ивановы - сильненькая семья, у них два холодильника...Вот
так же в нашем рабочем квартале особенно радуются рождению мальчика -
потому, что два мужчин
считаются особой роскошью, как две автомашины одновременно.."

"Внутри семьи уже много лет Холодильник выступает как бы в парк с
Телевизорлм. Они объединены в некий институт Главных Семейных Вещей.
Они -какая-то естественная логическая пара....и немоного соперничают
друг с другом.Сначала - во времени("Вот станут на ноги наши молодожены.
купят сперва телевизор, а потом холодильник..." - и наоборот, сначала
холодильник, ежели в семье сразу же появился ребенок"

Еда не фетишизируется в современной русской семье, гурманских и просто
плотоядных впечатлений автор наколлекционировала совсем немного, и они
очень умеренные."В принципе, еда существует, когда она...не существует.
Еда есть не столько предмет, сколько ощущение. Как физическая боль. Боль
и еда очень быстро забываются. Навсегда запоминается только отсутствие
еды"

"В общем, мы предлагаем вам заглядывать в чужие холодильники. Это
гораздо интереснее, чем заглядывать в телевизор. А с точки зрения
социальной грамотности - еще и полезнее. Сегодня - два московских
холодильника".


(тут я сразу вспомнил уже упоминавшийся на Форуме эпизод с
разоблачением туфты о"жутком дефиците качественного питания" в позднем
советском доме. Шефф-корр из "Таймса" каждый раз обнаруживал в
московском доме такой стол и"холодильник", что немел от неожиданности -
СП).


и т.д.

Третья статья - о "новом феодализме"(определяющая черта) на низовом
уровне и отчасти о принципах воспитания подростков в жестком и жестоком
мире. "Князь Тимур и его команда"(Известия 21.09.1999). Оттуда вообще
только одна "заьойная"цитата, из Учителя Стегалова."Детей надо уводить в
леса. Потому что они все равно будут там жить""К несчастью, ни физически
ни метафизически невозможно, что 60лет нового века стали спокойными. Мы
ведь в любом случае больше спокойно не проживем...Значит, будем работать
над изменением сознания""Самое важное -правильно построить связь
человек-коллектив"

Ряд более поздних и менее концептуальных эссе автора есть в сети. вместе
поучается небольшая книжка по конутру"струкутр повседневности" на живых
жизненных ситуациях, на конкретных людях, часто умело взятых как
социальные типы. Это, повторяю - немалый дар.

Ссылки на сетевые работы доложу