От Товарищ Рю Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.07.2002 02:27:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Школа; Культура; Версия для печати

Школьное образование и общественные науки "там"

Здра!

В свое время были дискуссии по насыщенности и глубине образования в СССР/России и инде. Вот список дисциплин, тем и разделов курса "Общественные науки " (история там идет отдельно) для средних школ и гимназий в Чехии. Это и для получения аттестата, и для поступления в университеты.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В КУРСЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ГИМНАЗИИ ЧЕХИИ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология как наука, ее основные дисциплины и функции
Предмет психологии
Сущность психики, ограничения и характеристики восприятия
Психика сознательного и бессознательного
Задачи и значение психологии
Сравнение подходов к изучению психики человека
Человек как активный элемент общества
Учение о социуме
Психология личности
Личность, ее сущность, свойства и структура
Влияние наследственности, среды, роста и воспитания на формирование личности
Классификация психических явлений
Восприятие и представление
Память, условия запоминания
Мышление и речь
Психические состояния
Внимание
Эмоции, чувства, поведение
Динамические характеристики личности
Предпосылки, способности, одаренность, талант
Активационные характеристики личности - мотивация, потребность, интерес
Учение, его значение
Позиционные, относительные и саморегуляционные характеристики личности
Характер и его свойства

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

Возникновение и развитие социологии
Предмет социологии и его структура
Задачи и значение науки об обществе
Природа и общество
Процесс социализации
Общественные коммуникации, речь и язык в процессе общения
Социальные роли
Главные принципы социальной стратификации
Классы в марксистском и социологическом подходе
Общество, меньшинства и элиты
Социальные группы
Человек в группе и взаимные отношения в группе
Образ и стиль жизни
Культура и субкультура
Общественные организации, главные признаки организации
Структура, функции и дисфункции организации
Нормы и учреждения
Законность и легитимность власти
Техника управления обществом - тоталитаризм и демократия
Возникновение конфликтных ситуаций и их виды
Консенсус и переговоры
Проблемы молодежи
Партнерство, брак, основы семейной жизни
Социальные отклонения и протесты
Вандализм и криминальность
Проблемы свободного времени

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

Возникновение и сущность государства и права
Правовое государство и проблемы его формирования
Перечень основных прав и свобод
Конституция и закон
Современные плюралистические представительские демократии
Политические интересы, политические партии, выборы в плюралистических демократиях
Форма государства и правительства Чешской республики
Законодательная власть в Чешской республике
Исполнительная власть в Чешской республике
Населенный пункт как основная самоуправляющаяся единица гражданского общества
Судебная власть
Система судопроизводства
Положение и роль судьи
Гражданское права
Семейное право
Уголовное право
Криминальность молодежи

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Предмет философии и основные философские проблемы
Историческое развитие подхода к этим проблемам и их решение
Отношение философии к другим формам познания мира и жизненная ориентация
Отношения философии и религии
Отношения философии и науки
Философия и формальное знание
Отношения философии и искусства
Предварительное описание некоторых философских понятий
Общее и частное
Целое и часть
Вещество и действие
Явление
Качество и количество
Взаимоотношения
Объективное и субъективное
Материальзм и идеализм
Монизм, дуализм, плюрализм

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Начала философии в Древней Греции
Милетская школа и проблема прасущности
Пифагор и проблема основного количественного описания мира и предметов
Гераклит Эфесский
Элейская школа
Предшественники атомизма
Демокрит
Софисты и Сократ
Теория идеализма Платона
Аристотель
Главные школы т.н. эллинистического периода
Стоицизм
Эпикурейство
Скептицизм
Философия в период т.н. патристики
Философия в период схоластики
Философия и естествознание в период Возрождения
Френсис Бэкон
Рене Декарт
Проблема познания и начала современной философии
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм
Джон Локк
Готфрид-Вильгельм Лейбниц
Субъективный идеализм
Скептицизм
Французские просветители 18. века
Шарль-Луи де Монтескье
Жан-Жак Руссо
Франсуа-Мари Вольтер
Главные энциклопедисты
Иммануэль Кант
Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель
Людвиг Фейербах
Карл Маркс, Фридрих Энгельс - материалистическое понимание истории
Марксизм
Марксизм-ленинизм
Неомарксизм
Позитивизм
Философия иррационализма и волюнтаризма в Германии в 19. веке
Феноменология
Философия бытия
Философия экзистенции
Герменевтика
Философия бытия
Прагматизм
Неотомизм
Персонализм
Структурализм

ИЗБРАННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Споры о понятиях и смысле философии
Исторический подход в решении основного вопроса сущности
Движение, пространство и время
Истина как проблема философии
Проблема свободы и необходимости в человеческом поведении
Философия ценностей
Выдающиеся представители современной чешской философии

ОСНОВЫ ЭТИКИ

Этика как теория нравственности и морали
Обзор этических теорий
Этические теории Возрождения
Современные этические теории
Проблемы смысла существования
Индивидуум в семье и социальной группе
Честное поведение и моральная ответственность

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Плановая и рыночная экономика
Экономика и ее функции
Принципы действия рыночных механизмов
Спрос и предложение
Взаимодействия спроса, предложения и цены
Возникновение и сущность денег
Банки и банковская система
Конвертируемость валюты
Вопросы распределения и потребления
Труд и рабочая сила
Политика занятости
Национальный доход
Переход чешского народного хозяйства к рыночной экономике
Роль государства в управлении рыночной экономики
Положение Чешской республике в мировой экономике

ОСНОВЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

Введение в логику
Языковые выражения и их анализ
Выражение мысли
Психологический и логический анализ мысли
Выражения и их интерпретация
Суждения
Логические выводы
Спорность
Контрпример
Индуктивные суждения
Аргументация
Примеры ошибочной аргументации
Аргументация с ложными аргументами
Слабая индуктивная аргументация
Этика аргументации

===============================================

С уважением