От Pout Ответить на сообщение
К Temnik-2 Ответить по почте
Дата 05.07.2002 11:19:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

масштабный текст

(перенос из корня, куда он попал случайно)
Temnik-2 сообщил в новостях следующее:61250@kmf...
> Думаю, данная статья дает ответы на многие из вопросов затенной А.
Решняком дискуссии.

Такое впечатление, что в нем есть развитие и углубление некоторых
положений концепции СГКМ -например, насчет аспектов архаизации для
России, причем положения выглядят продвинутыми относительно постановок
прошлого года.

вот эти отрывки например
===============
..
Государство - огромная ценность, выработанная человечеством за пять
тысячелетий. Разрушение государства требуется капиталу метрополии, как
говорят, ради его "освобождения" от оков пространства. Эта потребность
якобы возникла из-за того, что информационные технологии освободили его
от "оков времени".

Да, какая-то часть мирового капитала становится экстерриториальной и
стремится устранить для себя неудобства национальных границ и
международного права. Но это будет оплачено ценой избыточных, часто
невыносимых страданий миллиардов людей. Какую жалкую яичницу планируют
себе изжарить на пожаре мироустройства! Глобальная интеграция рынков
неминуемо вызовет распад, диссоциацию, разрушение стран и обществ. Место
обитания народа теряет свойства публичного пространства - не здесь
определяются уже критерии Добра и зла, не здесь ведутся переговоры и
ищутся компромиссы.

Агенты глобализации нуждаются в фрагментации, распаде государственного
структурирования пространства. При этом глобальные финансовые и
информационные потоки станут обтекать те регионы, в которых не
обеспечена пороговая норма прибыли. "Конкурентоспособные" части стран
получат мощный стимул и поддержку мировой метрополии для того, чтобы
вырваться из национального хозяйства и правовой системы и включиться в
глобальный рынок, не неся никакой ответственности перед своей страной.
То, что раньше делали колонизаторы (как, например, выделение Кувейта из
Ирака), теперь станет узаконенным и почти автоматическим сепаратизмом.

Появление в каждой стране анклавов "золотого миллиарда", изымающих
ресурсы из окружающей их природной и социальной среды, разделит каждое
общество, каждый народ на "первый" и "третий" мир. Это будет означать
разрушение гражданского общества, маргинализацию большинства населения,
архаизацию его хозяйственного уклада и образа жизни. Мы явно движемся к
гибельной ситуации полного разрыва между элитой и народом, к полной
утрате заданного Просвещением импульса к универсализму, к становлению
общества на основе общей системы права, ценностей, памяти. Это
происходит даже в ядре системы, где складывается новый тип рынка труда -
"гибкий", постмодернистский, с краткосрочными контрактами и "забыванием"
профессии. В "загон" вытесняется из общества и часть трудящихся самого
Запада. Вовсе не все немцы или испанцы будут приняты в "золотой
миллиард".

Необходимо подчеркнуть это малозаметное воздействие глобализации,
которое заключается в архаизации большой части жизнеустройства, что
особенно драматически проявляется на периферии. Колонизованные страны не
были так архаичны в момент колонизации, как сегодня. Как выразился
Леви-Стросс, "Запад построил себя из материала колоний". Он высосал из
них соки. Чтобы в Бразилии, которую втянули в хозяйственную орбиту
метрополии, иметь вкрапления нужного Западу современного производства,
значительная масса населения должна жить в трущобах, вести примитивное
хозяйство. Она должна быть отделена от цивилизации - превратиться в
часть природы, стать источником бесплатных ресурсов для обеспечения
модернизированного уклада. С социальной точки зрения глобализация
означает переход к гораздо более жестокой эксплуатации и гораздо менее
эгалитарным отношениям, нежели в буржуазном обществе - даже в период
дикого, "манчестерского" капитализма.

В этом смысле особенно красноречиво положение России. Для нее принять
правила "глобализации" означает ликвидацию как страны и как культуры.
Такова же будет и участь братских России народов. Скорее всего, это
означает и физическую гибель большинства населения - климат не позволит
нам выжить при деиндустриализации. Движение к такому исходу видно уже
сегодня. Прогноз ЦРУ на 2015 г. предсказывает сокращение населения
России еще на 15 миллионов человек.

Вот простой факт, объясняющий переживаемую нами катастрофу: в России
быстро сокращается добыча энергоносителей и увеличивается их экспорт.
Энергоносители, минеральные удобрения и металлы (эти продукты можно
считать материализованной энергией) являются главными статьями экспорта,
необходимого для выплаты внешнего долга. Долг этот растет, и возможности
снижения экспорта энергии поэтому не предвидится. Таким образом, для
внутреннего потребления России остается небольшое и постоянно
сокращающееся количество нефти и газа. Его уже недостаточно не только
для восстановления производства, но и для отопления жилищ.

Все отчетливее виден и еще один источник массовых страданий, вызревающий
в ходе глобализации и устранения государства. Утопия глобализации как
демонтажа национального государства "сверху", как создания
наднационального "мирового правительства" ("глобальной системы,
управляемой благотворительной диктатурой технократической элиты"),
просто маскирует процесс сотрудничества и даже сращивания этой
"технократической элиты" с преступным миром. В действительности
разрушение государства в ходе глобализации идет одновременно сверху и
снизу, только так и удается сломать хребет государству. И можно
выдвинуть гипотезу, которая, к несчастью, имеет уже достаточно
эмпирических оснований: преступный мир сегодня организован, силен
экономически и интеллектуально примерно в той же степени, что и
легальный капитал. Однако в силу того, что он менее связан правовыми и
моральными нормами, он сможет гораздо быстрее и шире воспользоваться
разрушением национального государства, нежели капитал легальный.

Это самым драматическим образом проявилось во время перестройки в СССР и
нынешней реформы в России, когда "технократическая элита" ради
уничтожения СССР вступила в сговор одновременно с идеологами
глобализации на Западе и с отечественным преступным миром. Именно
теневой и криминальный капитал быстрее всего интегрировался в мировое
сообщество на своем уровне, именно он принял самое энергичное участие в
присвоении государственной собственности и влил свои капиталы в
глобальную финансовую систему, обескровив национальную экономику СССР и
его республик.

Но разве не то же самое мы наблюдаем на нынешнем витке глобализации и в
западном мире? Под зонтиком глобализации в разных частях света возникают
"серые зоны" - непрозрачные и в экономическом, и в политическом смысле.
Они соединяются, образуя общемировую "серую зону" на определенном уровне
социальной иерархии и развитых, и развивающихся стран. Теневой и
криминальный капитал, который действует в этой зоне, сращивается с
легальным капиталом. Иногда "серые зоны" формируют даже
квази-государственные системы, со своими армиями, квази-правом, даже
системой социального обеспечения. Возникают необычные постмодернистские
социумы - бандобщества как "структуры вызывающего индивидуализма". Это
уродливое сочетание буржуазных ценностей индустриализма с архаической
этнократией и клановой организацией власти.

Значительная часть населения Земли, проживающая в таких "серых" зонах,
оказывается совершенно беззащитной. При ухудшении экономического
положения в этих зонах архаизация образа жизни принимает небывало
жестокие, бесчеловечные формы - в виде систематического похищения людей,
массовых убийств и работорговли. Исключительно красноречив тот факт, что
атака этих "серых" квазигосударственных образований на национальное
государство получает открытую поддержку со стороны идеологов
глобализации. Это мы наблюдаем в России в ходе борьбы государства, пусть
и пораженного коррупцией, против откровенно преступной "серой зоны",
созданной в Чечне. То же самое мы наблюдали в Косово, в Анголе, да и в
Афганистане, когда агент ЦРУ Усама Бен-Ладен организовывал движение
"талибан" для ликвидации государственности страны.

Глобализация неизбежно и закономерно ведет к возникновению нового типа
войны - не мировой, а поистине всемирной, "молекулярной" которую будут
вести новые социальные группы ("коллективные хищники") против остатков
государства и гражданского общества. Это "мятежевойны", которые по
масштабам жертв среди населения обещают намного превзойти даже мировые
войны между государствами. И это - вовсе не страшные метафоры, это
повседневность, которую мы наблюдаем и на Кавказе, и в Средней Азии, и в
Африке. Попытки замаскировать ее спектаклями бомбежек каменистых пустынь
и деревень Афганистана действуют только на средний класс благополучных
зон метрополии, куда еще не докатились волны этой молекулярной всемирной
войны.

.Концепция "золотого миллиарда" - путь к глобальному фашизму

Таким образом, глобализация означает подчинение ресурсов Земли "первому
миру" и разделение человечества на два подвида, находящихся в
смертельной борьбе - так, что победители составят "золотой миллиард". Он
будет особой наднациональной расой с иной моралью и иными правами,
нежели "побежденные". Идея устроить мир как двойное общество "золотого
миллиарда" и массы живущего за барьером рабочего быдла, есть новая
версия фашизма, только теперь глобального.

Раньше немецкие фашисты, в утопии "национал-социализма", надеялись стать
расой господ, сделав славян и татар своим "внешним пролетариатом".
Теперь господа мира вместо "национал-социализма" хотят устроить
элитарный "интернационал-социализм". В свою расу примут и элиту Запада,
и понемногу космополитов из всяких национальностей. Сейчас идет создание
идеологии, экономических и военных структур этого глобального фашизма.
Новизна в том, что это не привычный нацизм, а сплочение глобальной расы
господ, выступающих под привле6кательными идеологическими знаменами
(например, "прав человека").

Что же вытекает из той картины мироздания, что нарисовали сами идеологи
глобализации?

Во-первых, элита "золотого миллиарда" радикально и полностью рвет с
идеалами Просвещения - с гуманизмом, свободой, равенством, демократией и
т.д. Она впадает в утопию "новой античности", нового, глобального
рабовладельческого строя. Ропщущее большинство, загнанное в мировое
гетто, будет удерживаться господами в повиновении с помощью дубинок и на
ркотиков разного рода, от LSD до телевидения и компьютерных игр.

Во-вторых, эта элита окончательно рвет с христианством, отбрасывает
секуляризованные христианские ценности. Люди в этом Новом мировом
порядке уже не будут братья даже в идеале, искупительная жертва Христа
отменяется. Человечество теперь делится на два племени, в отношениях
между которыми не будет места ни жалости, ни состраданию. Кто кого!
Это - крайнее неоязычество. Рим хотя бы включал завоеванные народы в
империю, а будущая империя будет расовой, с апартеидом. "Золотой
миллиард" обретает самосознани е особой расы!

Наконец, во всей этой новой философии уже сделан шаг к расчеловечиванию.
Духовный лидер неолиберализма фон Хайек декларировал необходимость
изъятия природных человеческих инстинктов солидаpности и состpадания.
Это означает "сотворение" нового "сверхчеловека", аналог "белокурой
бестии". Утопия "золотого миллиарда" порождает растущую агрессивность -
вначале в идеологии и культуре, затем в политической и военной сфере.
Нам уже говорят от имени бестии - пусть не белокурой, как в случае
нацизма, а "сборной", как команда звезд.

Весь дискурс глобализации - "по ту сторону добра и зла", в нем нет места
этике, вопросу о справедливости такого мироустройства, о солидарности
людей, о сострадании, о праве на жизнь и т.д. Это - идея сверхчеловека,
не первый раз она появляется в момент тяжелого духовного кризиса. Идея
эта жалкая и недолговечная, потому что человек отличается от зверя тем,
что обладает моралью и делает свой выбор под давлением нравственных норм
и запретов. Мы видим, что не только в тех культурах и народах, которые
ощущают риск стать жертвой разрушительного эффекта глобализации, но и в
значительной части общества богатых стран зреет отрицание планов Нового
мирового порядка. Духовный, этический и даже эстетический накал этого
отрицания растет. Люди не желают быть хищниками или даже пользоваться
подачками хищников.

Человечество, как исключительно гибкий биологический вид, обретший разум
и создавший культуру, справится с аномалией в своем организме, с
приступом "бестиальности" у разбогатевшего меньшинства.

......

Искусственно созданные слова, искажающие суть обозначаемого ими явления,
лишают людей возможности не только объяснить и понять реальность и
выработать альтернативный проект, но даже и выразить собственные
интересы.

Здесь - первый вызов тем силам, которые стремятся не допустить гегемонии
Нового глобального порядка. Людям нужен новый проект "расколдовывания"
построенного метрополией виртуального мира, проект по демистификации
всего понятийного аппарата глобализации. Мы должны кардинально обновить
язык, дать людям ясные и сильные понятия, этически и эстетически
насыщенные метафоры и символы, восстанавливающие здравый смысл, чувство
ответственности и историческую перспективу человека. Этот язык должен
быть адекватен угрозе и степени ее зрелости.

Язык, унаследованный от Просвещения, уже не годится, его слова "устали",
лежащая в его основании рациональность не отвечает фундаментальной
нестабильности нынешнего мироустройства. Да она и разрушена
неоязычеством нынешнего глобального капитала и его культурной индустрии.
Культурный проект антиглобализма не может строиться на фундаментализме
модерна, на стремлении спрятаться от исторического вызова в привычных
формах. Язык нашей борьбы должен быть свободен от грез утопического
прогрессизма, он будет отражать реальную сложность и даже трагичность
бытия. Он должен соответствовать современной научной картине мира как
сложной и хрупкой эволюционирующей системы. История человечества,
написанная на таком языке, не будет сентиментальной, она покажет, что
жизнь общества полна неравновесных состояний, кризисов и конфликтов,
ошибок и фатальных, необратимых выборов. Это будет язык, который
напомнит каждому человеку о его личной ответственности за судьбу его
близких, его народа и всего человечества. Создание этого языка -
огромная культурная, духовная и даже религиозная программа.

Скорее всего, на первый период нам следовало бы снизить уровень
абстракции нашего языка и перейти к абсолютным, однозначно трактуемым
земным понятиям. У нас нет времени и сил, чтобы вести последовательные,
слой за слоем, раскопки тех смыслов, которые господствующее меньшинство
скрыло под многослойной косметикой идеологической лжи. Да, кто-то из нас
должен "вернуться в Британские музеи" - вырабатывать доктрину
контрнаступления. Но тем, кто находится на переднем крае обороны,
сегодня необходима "шунтирующая" интеллектуальная аорта. Ни
академический политкорректный язык социал-демократии, ни элитарный
алармизм экологии уже не воспринимаются людьми, предчувствующими
бедствие.

Мы должны мыслить и говорить в жестких понятиях жизни и смерти, измерять
цели и ограничения в калориях питания и граммах белка, получаемых
ребенком. Мы должны взвешивать явления надежными гирями, требуя от всех
политических акторов явного предъявления их системы мер и весов. Надо
вернуть реальный, абсолютный смысл праву на жизнь как фундаментальному
естественному праву, первичному по сравнению с идеологически
легитимированными правами.


Превращение исторического опыта в уроки на будущее

Не может появиться альтернативного, а тем более освободительного,
проекта, если мы не восстановим способность к рефлексии в собственной
среде. Мы должны понять структуру наших собственных рассуждений и логику
тех решений, которые мы принимали в последние десятилетия. Если этого не
произойдет, нам останется лишь утешительный "спектакль антиглобализма" -
там десяток сожженных машин, тут попорченные гнилыми помидорами костюмы
министров-глобалистов. Довольно быстро этот спектакль будет интегрирован
культурой глобализма и станет частью ее ритуала. Более того, режиссером
этого спектакля станет сама правящая мировая верхушка.

Инструментом рефлексии должно для нас стать то, что летчики называют
"разбор полетов" - структурированное описание и анализ событий недавней
истории. И, прежде всего, событий, которые воспринимаются как поражение
народов в их противостоянии нынешней глобализации. Можно назвать два
разных по масштабу, но очень иллюстративных процесса: уничтожение и
разорение СССР; разорение Аргентины. Обе эти программы проведены в двух
очень разных по типу обществах, но в рамках большого проекта
глобализации, с присущими ему философскими обоснованиями и технологиями.
Обе эти программы и их результат мистифицированы мировыми СМИ и
официальной общественной наукой.

Мы в России внимательно изучаем горький опыт Аргентины. Это чистый,
безжалостный эксперимент, проведенный над целым народом в лаборатории
глобализма. Но здесь, на земле Латинской Америки, я скажу о России. Вот
уже более десяти лет в ней происходят изменения, которые многими
наблюдателями квалифицированы как "социальный Чернобыль". Это -
катастрофический слом не только хозяйства, но и всего жизнеустройства
сотни народов, проживающих на территории, занимающей 1/6 часть суши. Во
время таких катастроф, на изломе цивилизации, буквально во всех ее
"срезах", открывается важное знание о человеке и обществе, об экономике
и культуре, о власти и гражданине, о праве и преступлении. Это знание
скрыто от глаз в стабильный, спокойный период.

Пока что от этого знания бегут, представляя катаклизм мирового масштаба
малосущественными, уже почти забытыми конфликтами идеологий или
политических проектов (капитализм против социализма, тоталитаризм против
демократии и т.д.). А ведь даже если взять самую явную, лежащую на
поверхности компоненту этого катаклизма - экономический кризис, речь
идет о процессах новых, небывалых. Это - самый длительный в истории
индустриального общества кризис с самым глубоким спадом производства и
самым массовым обеднением населения. По сути, это явление даже нельзя
квалифицировать как кризис, речь идет о параличе, при котором
омертвлены, разъединены все вроде бы имеющиеся в наличии ресурсы: труд,
капитал, сырье, энергия и информация.

....

Любое обращение с антиглобалистской программой вызывает явный или
неявный вопрос общества: а каково ваше отношение к тому большому
политическому и социальному проекту, который реально, а не на словах,
противостоял доктрине глобализации, который на целый исторический период
обрел необходимую для противостояния государственность и силу?

Ведь советский проект был именно тем альтернативным проектом, который
возник как ответ на вызов империалистической глобализации. Модернизация
без вестернизации, без превращения в зону периферийного капитализма -
вот в чем был смысл русской революции, да и китайской тоже. Так что же
вы, антиглобалисты, предлагаете сегодня, если вчера вы принципиально
отвергли советский проект?

...
Как мы видим будущее

Как идея, глобализация относится к разряду утопий, она неосуществима.
Уже в недалеком будущем эту технократическую утопию ждет крах. Даже
биосфера, если не перейден критический порог в ее деградации, обладает
огромной способностью "переварить" яды, починить разрушения и
восстановить разнообразие и жизнеспособность. "Экосистема" культуры
обладает такой способностью в еще большей степени.

Уверенность в этом вытекает и из научного знания о существовании сложных
систем (а мироустройство - это большая сложная система), и из
исторического опыта и наблюдений за нынешними процессами. Из теории
систем известно, что такая конструкция, о которой говорит
"технократическая элита" глобалистов, неустойчива. Система устойчива,
только если обладает достаточно большим разнообразием. Мир - не машина,
люди - не атомы идеального газа. Человечество живо, пока в нем много
типов хозяйства и культуры, языков и стилей.
========
>