|
От
|
Temnik-2
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.07.2002 21:56:25
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Анатомия глобализма
Думаю, данная статья дает ответы на многие из вопросов затенной А. Решняком дискуссии.
------------------------------------
С.А.Батчиков. Глобализация: взгляд из распахнутой России
Доклад на IV международной встрече экономистов "Глобализация и проблемы развития" (Гавана, Куба, 11-15 февраля 2002 г.)
http://cuba.ru/view/docs/doc_read.php3?id_object=1264&id_rubr=1375
Введенный недавно термин глобализация - чисто идеологическая конструкция, прикрывающая то новое мироустройство, которое торопятся установить США и их партнеры на волне краха СССР. Глобализация как обмен людьми и продуктами культуры (навыками и техническими средствами, растениями и животными) идет с ранних стадий развития цивилизаций. Сейчас речь идет не об этом и вообще не о глобальных процессах в развитии человечества, а о специфическом проекте - попытке создания Нового мирового порядка. И о той мифологии, которая эту попытку идеологически прикрывает.
Основная цель этой глобализации - создание возможно более широкой капиталистической (или "посткапиталистической") системы, построенной по принципу "центр-периферия". Это соединение является паразитическим со стороны "центра", поскольку основано на внеэкономическом принуждении к неравному обмену или прямом грабеже с использованием насилия. Это принуждение было очевидным на этапе колоний (например, обращение в рабство значительной части населения Африки или изъятие и передача французским колонистам половины издавна культивируемых земель в Алжире). В настоящее время принуждение не так очевидно, оно опирается больше на политические, культурные и финансовые инструменты, но и морская пехота с авианосцами всегда наготове.
Это прекрасно выразил Т.Фридман, советник Мадлен Олбрайт: "То, в чем нуждается мир, сможет функционировать только в том случае, если США будет действовать всем своим силовым могуществом с позиции сверхдержавы: Невидимая рука рынка никогда не окажет своего влияния в отсутствие невидимого кулака. МакДональд не может быть прибыльным без МакДоннел Дугласа, производящего F-15. Невидимый кулак, который обеспечивает надежность мировой системы благодаря технологии Силиконовой долины, называется Вооруженные силы наземные, морские и воздушные, а также Корпус морской пехоты США" 1 .
Понятно, что в любой цивилизации и культуре, которые становились объектом такой экспансии, каждый раз вставал и встает вопрос об ответе на этот исторический вызов, вопрос о выработке способа сохранить свой культурный генотип - сохранить свои народы. Нынешняя волна глобализации - не первая. В XVII-XIX веках прошла большая волна колонизации. Объектом ее стали обширные зоны Азии, Африки, Америки и вся Австралия, это была именно глобализация прямого доступа Запада к ресурсам земного шара.
С конца XIX века началось вторжение западного капитала во многие формально независимые страны, что получило название "империализм". После Второй мировой войны была создана мировая система неоколониальной зависимости. "Третий мир" стал специфической глобальной социальной и политической системой. Нынешняя перестройка мира означает ликвидацию одной системы ("второго мира" и упрощение мироустройства до бинарной системы "центр-периферия". Уже в начале ХХ века Ленин и Каутский в дискуссии об империализме предвидели эту новую стадию глобализации, которую они называли "ультраимпериализмом".
До сих пор каждая волна капиталистической глобализации вызывала череду войн и революций. В это состояние мир втягивается и сегодня. Из истории мы знаем, что многие страны и культуры не нашли хорошего ответа на первые волны глобализации - они или погибли или были превращены в зону периферийного капитализма с угасанием собственной самобытной культуры. Уничтожены сложные цивилизации Америки и Австралии, в тяжелом положении находятся культуры Черной Африки.
В одних случаях национальная элита просто отказывалась от сопротивления и переходила на сторону Запада, став его приказчиком в своих придушенных странах. В других случаях были попытки закрыться от западной экспансии барьерами разного рода, что задерживало развитие, тормозило модернизацию и делало страну беззащитной против экспансии Запада. Россия и Китай в начале ХХ века были вынуждены ответить на вторжение западного капитализма огромными революциями. Они, по сути, породили именно мировую революцию, которая прокатилась по всем незападным цивилизациям и имела целью предотвратить губительный для них виток глобализации.
Но в любом случае, успешный или неудачный, опыт этих противостояний и столкновений дал нам один общий и важный исторический урок: для выработки гибкого и эффективного ответа необходимо достаточно полное и глубокое знание и понимание природы двух больших систем - собственной цивилизации и системы, осуществляющей экспансию (условно, "Запада"). А также знание и понимание доктрины и технологии исторически конкретной кампании глобализации.
Надо уметь хладнокровно, без надрыва и иллюзий ответить себе: "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?" - и сравнить свою культурную матрицу с той матрицей, на которой построена западная цивилизация. Только тогда станет понятно, чем мы не можем пожертвовать, осваивая институты и технологии Запада, в какой коридор нам надо стремиться толкнуть процессы втягивания нас в новое глобальное мироустройство.
Опыт России показал: в войне цивилизаций, получившей условное название "холодной" войны, СССР проиграл во многом потому, что, как было сказано, "мы не знали общества, в котором живем". Мы не знали, в чем суть советской цивилизации, что для нее полезно, что безвредно, а что смертельно. Поражение заставило нас задуматься, и что-то из полученного тяжелого урока и мы сами, и другие народы можем успеть освоить и применить в ходе нынешнего наступления на само бытие больших незападных культур.
Как видится суть глобализации из угнетенной части России - в беспристрастных, сухих понятиях? На этом форуме, государственных организаций, мы можем и должны называть вещи своими именами - без гнева и пристрастия, но и без наручников "политкорректности".
Наша задача облегчается тем, что та эйфория, которая овладела идеологами глобализации после победы в холодной войне, заставила их отбросить всякую осторожность и выражаться с поразительной для политиков откровенностью. Они излагают свои доктрины громогласно и торжественно, как наступивший на грудь поверженному врагу победитель. Нам не приходится искать замаскированного смысла - образ будущего они излагают открыто.
Финансист и идеолог Ж.Аттали говорит откровенно: "В гpядущем новом миpовом поpядке будут победители и побежденные. Число побежденных, конечно, пpевысит число победителей. Они будут стpемиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скоpее всего, такого шанса не пpедоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы, а на них никто не станет обpащать внимания из-за пpостого безpазличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сpавнению с такой каpтиной". В России, от наших представителей в теневом мировом правительстве мы слышим не менее поэтические формулировки.
Открытость глобальному рынку как ликвидация народного хозяйства
Новый мировой порядок, который, как предполагается, должен возникнуть из хаоса крушения биполярного мира, взял за основу экономического мироустройства модель, обеспечивающую порядок и равновесие во всех глобально присутствующих структурах метрополии (на "глобальном рынке"). Иногда это называют моделью глобального гомеостаза. Поиск равновесия - догма, лежащая в основе политэкономии капитализма. Это равновесие поддерживается именно и только в "ядре" мировой системы (т.е. в "первом мире"). Уже с ранних стадий капитализма, изначально, оно обеспечивалось перемещением ресурсов и отходов, для чего использовались "буферные" емкости сначала колоний, затем "третьего мира". Сегодня к этим емкостям причисляется и экс-СССР.
Эта центральная догма теории рыночной экономики - равновесие - описывает не норму, а особое состояние. Сегодня мы наблюдаем исчерпание "буферных" емкостей, из которых можно черпать ресурсы и куда можно "сбрасывать" неравновесия. Это как раз и означает достижение пределов роста капиталистической цивилизации, что зафиксировала Конференция ООН "Рио-де Жанейро 92".
Идея создания "глобальной гомеостатической системы" взамен сосуществования стремящихся к внутреннему равновесию национальных хозяйственных систем требует раскрытия этих систем с возникновением глобального экономического пространства. Это - одно из выражений старой утопии единой мировой цивилизации и мирового господства, спор о которой ведется в западной мысли с самого зарождения современного Запада. Утопия эта - часть евроцентризма и отражает идущее от ньютоновской модели мироздания техноморфное мышление человека западного индустриального общества. Устроить мир как машину, управляемую просвещенной элитой!
Сегодня философские представления о глобальном гомеостазе, развитые в первых докладах Римскому клубу, внедряются в практику. Они облекаются в политические формулы, экономические программы и даже первые войны нового типа. Мы видим финансовые войны, когда за сутки разоряют целые страны и погружают в бедность целые народы - без всякой связи с состоянием их реальной экономики. Мы видим разрушение из стратосферы или с моря мостов и электростанций в странах, с которыми даже не разрывают дипломатических отношений - войны со смутными или демонстративно абсурдными обоснованиями. Мы видим войны как кровавые телевизионные спектакли, порой с неизвестными и невидимыми режиссерами и актерами, как 11 сентября. Шок от этих зрелищ смерти и разрушения не дает людям задуматься над тем, что означает для человечества сама идея деструктурирования мировой системы народных хозяйств.
В основе идеи о полной открытости национальных экономик лежит очень специфическая, присущая лишь западной культуре антропологическая модель - индивидуализм. Это - представление человечества как конгломерата индивидов (атомов человечества), "человеческой пыли". Уже в докладах Римскому клубу исключено понятия народ - вообще этнических коллективных общностей как субъектов права. Как отмечает биолог и социолог из ФРГ Э.Гэртнер, "народы как действующая сила представляют собой для Римского клуба, для Киссинджера и для "Трехсторонней комиссии" только источник опасности, угрожающий их мировой системе"2 .
Реально открытость глобальному рынку ставит народы как структурные единицы человечества в совершенно новые условия. В перспективе утопии эти условия ведут к исчезновению народов с возникновением всемирного классового общества внетерриториальной, почти "внеземной" мобильной элиты и пролетариев-"локалов". Эти "локалы", по словам Ж.Аттали "окажутся в загоне и будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы". Некоторые философы даже предлагают говорить не о глобализации, а глокализации.
В целом, хозяйство стран в ходе этого процесса перестает быть "народным", и само понятие "страны" по сути дела стирается. Она превращается в пространство, на котором действуют "экономические операторы", производящие товары и услуги для удовлетворения платежеспособного спроса глобального рынка. Никакой связи с потребностями людей, живущих на данном пространстве и даже у стен предприятия, это производство не имеет. Устраняются последние следы естественного, натурального хозяйства - хозяйства ради удовлетворения потребностей. В рамках программы МВФ происходит полный разрыв связи между системой производства в стране и системой потребления. В некоторых странах уже сейчас потребление в среднем падает даже при росте производства.
Отсюда следует отрицание суверенитета народов над их территорией и ресурсами. Это повело к важному сдвигу в представлениях о праве. Те, кто обладают экономической и военной силой, чтобы формулировать принципы "нового мирового порядка", объявили свое право владения и распоряжения ресурсами всего мира. Как было сказано, Запад стремится "избежать pиска "pазбазаpивания" сыpья по национальным кваpтиpам". Таким образом, демонтаж национальных государств прямо предписан доктриной глобализации, а вовсе не является нежелательным побочным риском.
В 1977 году А.Печчеи заявил, что новый экономический порядок, за который развернулась борьба с середины 70-х годов, будет представлять лишь временную промежуточную стадию, ибо "в основе его лежит система из множества в значительной степени суверенных государств". Об этом главном препятствии к образованию глобального сообщества миллиардов людей в его книге говорится неоднократно.
Раскрытость и изъятие природных ресурсов
Первая практическая задача глобализации рынка - передача минеральных ресурсов под контроль ядра мировой системы ("первого мира") для обеспечения его глобально расположенной производственной системы. Для этого необходимо устранение национальных экономических границ и такое обеднение периферии, чтобы цены "свободного" рынка стали недоступны для остатков местного хозяйства - тем более при необходимости выплачивать растущий внешний долг.
Доктрина глобализации написана на языке неолиберализма, который означает "возврат к истокам" либеральной политэкономии и антропологии, а также социальной философии Гоббса и Локка. Иными словами, человечество вновь делится на тех, кто живет в состоянии цивилизации, и тех, кто живет в состоянии природы. На глобальном рынке "цивилизация" будет покупать ресурсы, извлеченные из мест обитания "дикарей" - природные ресурсы. По какой же цене? Будет ли это реально цена рынка или плата добытчикам?
В политэкономии капитализма природные ресурсы рассматривались как "бесплатная" мировая константа, экономически нейтральный фон хозяйственной деятельности. Рикардо утверждал, что "ничего не платится за включение природных агентов, поскольку они неисчерпаемы и доступны всем". Это же повторяет Сэй: "Природные богатства неисчерпаемы, поскольку в противном случае мы бы не получали их даром. Поскольку они не могут быть ни увеличены, ни исчерпаны, они не представляют собой объекта экономической науки". Как писал Маркс о капиталистическом цикле воспроизводства, "силы природы не стоят ничего; они входят в процесс труда, не входя в процесс образования стоимости" (Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов).
Именно так и будут "извлекаться" ресурсы из периферийных пространств. Они не будут покупаться у живущих на этой земле народов, а будут "добываться" из нее бесплатно. Расходы составит лишь подкуп местной элиты, манипулирующей массовым сознанием, и плата местному полицейскому государству, за которым оставлены лишь репрессивные функции.
Особо надо сказать об экологических ресурсах. Для идеологии Запада сегодня характерна экологическая риторика. На практике как "глобальный рынок" в целом, так и его "политбюро" - институты Бреттон-Вудс (МВФ и Всемирный банк) - продолжают распространять использование экологически разрушительной модели. Достаточно взглянуть на просочившийся в печать конфиденциальный меморандум тогдашнего главного экономиста Всемирного банка Лоуренса Саммерса, который он разослал своим ближайшим сотрудникам 12 декабря 1992 г.: "Строго между нами. Как ты считаешь, не следует ли Всемирному банку усилить поощрение вывоза грязных производств в наиболее бедные страны? Я считаю, что экономическая логика, побуждающая выбрасывать токсичный мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы должны ей следовать"3 .
Л.Саммерс честно сформулировал проблему: поведение хозяйственных агентов диктуется определенной экономической логикой. Она требует "открытости" тех стран, которые служат для Запада буферными емкостями экологических ресурсов - земли, воздуха, воды, которые можно локально отравлять. Эта логика несовместима с экологическими критериями. Принятая многими странами программа МВФ ("программа структурной перестройки"), ориентирующая их хозяйство на экспорт и обязывающая стабилизовать финансы и выплачивать долги, привела к деградации природы ("экологическому демпингу") в огромных масштабах. Глобализация полностью выводит экологические ресурсы из-под суверенитета народов.
Переток капитала в места с доступными дешевыми "природными" ресурсами будет означать перераспределение промышленной ткани в мировом масштабе. Согласно Докладам Давосского форума, глобализация означает практически исчезновение целостных национальных хозяйственных систем и передислокацию всего мирового хозяйства. Производственная деятельность передвинется в те регионы, где для нее будут созданы "наиболее конкурентоспособные" условия (прежде всего, дешевизна рабочей силы).
Предполагается, что "промышленными рабочими" для всего мира станут, прежде всего, народы Восточной Азии. Напротив, научные исследования и разработки, дизайн, развитие методов менеджмента сконцентрируются в США и Западной Европе. Многие страны даже с высоким уровнем промышленного развития станут объектом деиндустриализации. Этот процесс быстрыми темпами идет, например, в России. Если же в этих странах в силу природных или культурных условий нерентабельны другие виды производства, то для них уже вошло в обиход понятие "общности, которые не имеет смысла эксплуатировать". Иногда говорят "конченая страна".
Таким образом, глобализация означает посткапиталистический этап - капитал отказывается даже эксплуатировать значительную часть населения Земли, он будет иметь полную свободу передвинуться туда, где эксплуатация дает более высокую долю прибыли.
Итак, структуры натурального, народного хозяйства полностью ликвидируются, но при этом вовсе не гарантируется, что их место займет капиталистическое производство. Значительной части населения Земли не будет предоставлено возможности стать пролетариатом и продавать свою рабочую силу. Но им не оставляется и возможности стать крепостными крестьянами или хотя бы рабами. Это "общности, которые не имеет смысла эксплуатировать". Но им не оставят и лесов и степей, чтобы вернуться к первобытно-общинному строю. Эти миллиарды людей должны угаснуть, исчезнуть с лица Земли.
Закрытость ядра системы под лозунгом глобализации
Известно, что концепция классического либерализма ("свободный рынок") сводится к триединой формуле: свободный рынок товаров, финансов и рабочей силы. Неолиберализм означает принципиально новый этап. Под знаменем глобализации рынка происходит закрытие "первого мира", превращение его в крепость. Только так, за крепостными стенами, и может быть обеспечен гомеостаз "общества потребления".
Протекционизм рынка труда индустриально развитых стран, исключающий свободное передвижение рабочей силы, в конце 80-х годов обходился "третьему миру", по данным ООН, в 500 млрд. долл. в год, то есть масштабы его уже тогда были колоссальны. Сегодня рынок рабочей силы Запада закрыт для "бедных" стран железным занавесом. Это позволяет Западу получать рабочую силу периферии по очень низкой цене - упакованной в произведенном на месте продукте, а не в человеке. Ж.Аттали ввел в оборот образ Запада как гетто или даже крепости, и этот образ быстро обретает реальные черты: за десятилетие 1980-1989 гг. на границе США и Мексики застрелено около 2 тысяч "контрабандистов рабочей силы"4.
Из философии всегда вытекает социальная практика, которая этой философией легитимируется. Сегодня из "третьего мира" и России буквально добываются как бесплатные "природные агенты" не только сырье и готовые металлы, но и компоненты машин и целые машины. Почти бесплатным "природным агентом" для западного капиталиста является уже и рабочая сила, "произведенная" природой и обществом "Юга". По данным Всемирного экономического форума в Давосе, развитые страны капитализма обладают 350 млн. промышленных рабочих со средней зарплатой 18 долларов в час. Китай, Индия, Мексика и республики бывшего СССР вместе имеют 1200 млн. рабочих такой же квалификации со средней зарплатой 1-2 доллара в час. Открыть рынок труда для этой рабочей силы в соответствии с провозглашенными принципами либерализма означало бы экономию почти 6 млрд. долл. в час! Иными словами, экономика "первого мира" при действительно свободном рынке была бы абсолютно неконкурентоспособной.
Таким образом, если отодвинуть идеологическую мишуру вроде "глобальной деревни" и "нашего общего космического корабля Земля"), а трезво взглянуть в суть явления, то можно сказать так: глобализация - это доведенный до крайности паразитизм капитализма метрополии, который на время распоясался, так как его некому приструнить.
Об экономической сути доктрины глобализации или, как говорят в России, "золотого миллиарда" хорошо сказал уже в 1990 г. один советский экономист-международник (А.Цикунов): "За этим термином стоит определенная, целостная геополитическая, экономическая и культурная концепция: pазвитые стpаны, сохpаняя для своего населения высокий уровень потребления, будут военными и экономическими меpами деpжать остальной миp в пpомышленно неpазвитом состоянии в качестве сыpьевого пpидатка и зоны сбpоса вpедных отходов. Население этих "замороженных" в своем развитии стран в условиях бедности деградирует и никакой функциональной ценности для "первого мира" не представляет, создавая, в то же время, глобальные социальные проблемы. Это население должно быть сокращено с помощью целой системы новых социальных технологий".
Понятно, что доктрина глобализации означает принципиальный отказ от демократии и обоснование диктатуры ради поддержания "равновесия", то есть порядка в загоне для пролетариата и "общностей, которые не имеет смысла эксплуатировать". Уже в докладах Римского клуба (70-е годы) речь прямо идет о "глобальной системе, управляемой благотворительной диктатурой технократической элиты". Появилась масса рассуждений о том, что демократия не обеcпечивает "управляемости мира", что "расширение демократизма угрожает демократии" и т.д.
Ликвидация национального государства и изменение общественной ткани
С точки зрения поли