|
От
|
Pout
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
27.06.2002 14:21:12
|
|
Рубрики
|
Прочее; Хозяйство;
|
|
Кто придумал толлинг (свежий номер газеты"Стрингер")(*)
Большой материал - интервью с "отцом"(сам себя так называет)толлинговой схемы Л.Черным.
Полностью тут
часть1
http://www.stringer-news.ru/Publication.mhtml?PubID=277&Menu=&Part=39
часть 2
http://www.stringer-news.ru/Publication.mhtml?PubID=278&Menu=&Part=39
отрывки
....
В конце 80-х к нам приехали знакомые, которые за несколько лет до этого эмигрировали на Запад. Они нам предложили заняться более прибыльными и крупными делами. И где-то в 90-м году мы создали совместное предприятие, тогда это было модно. Чем только не занимались! Арендовали озера в Карелии и выращивали там форель; выделывали шкуры; заготавливали древесину. И хотя СП было небольшое, для меня это был период обучения международному бизнесу. Нужно было работать с банками, добиваться кредитов, согласовывать контракты, двигать финансы, сырье и продукцию в нужные точки и в нужное время. Адова была работа! Но интересная. В этой круговерти в 1992 году мы познакомились с братьями Рубенами. У них был банк, в который мы обращались за кредитами. Но главным их занятием было трейдерство на Лондонской бирже металлов в составе группы компаний ТWG. Они покупали алюминий в России, и в это время у них возникли проблемы с поставками с Красноярского завода.
- Тогда лихорадило всю страну. 1992 год, начало гайдаровских экспериментов, когда производственная сфера в одночасье осталась без оборотных средств...
Вот тогда Дэвид Рубен сказал, что ему нужен человек, который разбирался бы в международном предпринимательстве и сумел понять, как и что надо делать в России, чтобы сохранить бизнес и обеспечить поставки. Так я пришел «в алюминий».
И у меня опыта не хватало, и в стране была неразбериха: непонятно, кто за что отвечает, у кого надо просить и с кого спрашивать. А потом дело наладилось. Бизнес рос. В активах ТWG появились Братский и Саянский алюминиевые заводы, Новолипецкий металлургический комбинат, предприятия в Казахстане. Я стал генеральным координатором производственных программ группы в странах СНГ и Восточной Европы. Получал хорошие бонусы. Начал приобретать акции заводов и получать свою долю прибыли от продажи металла.
- Трудно поверить, что коррумпированное чиновничество позволило вам овладеть значительной частью металлургической отрасли страны. Ходили упорные слухи, что вас «опекал» всемогущий в свое время вице-премьер Олег Сосковец.
- С Олегом Николаевичем Сосковцом я виделся, по-моему, не больше двух раз в жизни. И не убежден, что при нашем знакомстве в 93 году он меня заметил и запомнил. Что касается чьей-то иной помощи, то ее не было и не могло быть по определению. У власти всегда была отлажена система распознавания «свой-чужой». Именно в рамках этой системы были сформированы приватизационные документы и правила, которые небольшая группа людей явно писала «под себя». Они готовы были, как говорится, все прибрать к своим рукам, но сразу на все не хватало сил. Отечественная собственность - кусок огромный, и как бы широко ни был открыт жадный рот, все сразу туда не входило, хоть умри! А тут - мы. Конечно, поначалу нас не воспринимали всерьез, мало кто мог предположить, что мы прорвемся. А мы начали скупать ваучеры, участвовать в чековых аукционах, работать по формированию рынка. И получилось! Мы одни из первых и, кстати, из немногих, кто приватизировал крупную собственность по правилам и законам, написанным правительством. При всем том негативном отношении к братьям Черным, компании ТWG, которое в середине 90-х культивировали СМИ, никто и никогда не смог уличить нас в незаконности наших приобретений! Наверное, нас попросту «проглядели», обратив все административное внимание на формирование пула собственников в нефтяной и газовой сфере, которая давала более быстрые и малозатратные деньги. А когда увидели, что у алюминия объявился законный хозяин, смирились с тем, что придется с нами работать. А может, надеялись, что мы не сегодня-завтра рухнем, лишенные сырьевых и финансовых баз.
- И тогда вы придумали толлинговую схему?
Идея толлинга ничего нового из себя не представляет. Это - переработка так называемого давальческого сырья под таможенным контролем, когда владельцем конечного продукта является собственник сырья. Он платит только за переработку и забирает все. Обидно? Конечно. Но в ином случае придется попросту остановить лишенные сырья заводы! А это не доменное производство, это технологический цикл, который, остановив однажды, вторично уже не запустишь! Давайте остановим Красноярский или Братский заводы. Это обойдется в 2 миллиарда долларов с каждого, потому что потом придется строить новые заводы. Нет 4 миллиардов? И зачем России собственное алюминиевое производство?... Так всерьез рассуждали в некоторых высоких кабинетах. Мы были против такого подхода!
...Против толлинга были все. В том числе и Олег Сосковец, которого СМИ чуть ли не определили мне в отцы-покровители. Надо было искать выходы на более высокий уровень. А куда уж выше? Только Борис Ельцин! Но попробуй к нему подойти. И тут происходит чудо. Возвращаясь из Америки, Борис Николаевич делает остановку в Сибири и проводит какое-то совещание на Братском алюминиевом заводе. Одному из наших менеджеров удалось пробраться к деловому столу, он стал кричать, что если Борис Николаевич не подпишет бумагу, одобряющую толлинг, то завод остановится. А это - 15 тысяч работающих, плюс семьи, да еще смежники со своими родственниками, - ни много, ни мало, сотни тысяч душ наберется. Куда им податься?
Не уверен, что Борис Ельцин с ходу разобрался в особенностях толлинговой схемы, но он обладал каким-то обостренным чувством опасности. И, наверное, именно это чувство заставило его подписать нужные документы, еще раз, кстати, продемонстрировав решительность и способность «снимать вопрос на месте». А потом и Олег Сосковец, вникнув, а скорее, оперевшись на президентскую визу, оказался в рядах наших «союзников».
Кстати, схема толлинга применялась и по-прежнему применяется во всех отраслях промышленности России: химии, нефтяной, легкой, фармацевтике, - без каких-либо ограничений. И только алюминщики должны были получать специальные разрешения Минэкономики... Может быть, потому, что их «проглядели»... Так что, по-моему, виза Бориса Ельцина и «союзничество» Олега Сосковца были не покровительством, а скорее своеобразным разрешением нам работать по правилам и законам, даже более строгим, чем были написаны правительством для всех.
Заработал ли Запад на толлинге? Еще как! Но он оказался бы в еще большей прибыли, если бы мы потеряли свою алюминиевую индустрию. И когда в прессе звучали обвинения в адрес толлинга и его авторов (меня и моих единомышленников), я знал, что ноты, по которым поют эти «песни», написаны отнюдь не в нашей стране. Кстати, это быстро понял и занимавший в то время пост министра внутренних дел Анатолий Куликов, которого пытались «науськать» на нас.
Справка «Стрингера»
Из выступления МВД Анатолия Куликова на заседании Госдумы 21 февраля 1997 года:
«Следственный комитет МВД расследует преступления, связанные с хищением государственных денежных средств с помощью фальшивых авизо. По делу установлено, что в 1992 году фирмой TWG заключены контракты с российскими предприятиями алюминиевой отрасли, в том числе с Братским, Красноярским и Новокузнецким алюминиевыми заводами, а также с Ачинским глиноземным комбинатом. Оплата по этим контрактам осуществлялась с помощью фальшивых авизо. Согласно свидетельским показаниям и документам, интересы TWG представлял Лев Черной».
Тот наезд правоохранительных органов и мощнейшая атака в СМИ закончились для TWG и для самого Льва Черного отказом от бизнеса в России. Бизнес ушел в другие руки. Так было приказано. Однако наш герой не говорит об этом ни слова. Кто же были те люди, которые заставили Льва Черного отказаться от бизнеса?
- Ваш следующий знаменитый проект носит имя собственное. Олег Дерипаска. Как ваш бывший рядовой брокер превратился в «алюминиевого короля»? Вы сознательно взращивали эту фигуру или она выросла до таких размеров вопреки вашей воле?
Сначала, конечно, сознательно. Парень молодой, цепкий, неглупый, быстро обучающийся, умеющий и считать, и рисковать. И очень работоспособный. Вы много таких назовете в России начала 90-х? Вот мы его учили, поддерживали, продвигали. Конечно же, теперь я действовал бы иначе, и людей подбирал бы иначе. С акцентом на идею. Даже на идеологию, не побоюсь этого слова, в бизнесе. И на стратегические долговременные отношения в рамках крупного проекта, основанного на такой идеологии. Энергия беспринципности - это все-таки не та энергия, которая нужна для по-настоящему крупных дел. А у Дерипаски оказалась именно такая энергия. Я кое-что видел, но надеялся, что взросление, чувство ответственности возьмут свое: энергия останется, а беспринципность уйдет. Случилось иначе. Но я ни о чем не жалею. Есть свои законы у этой энергии беспринципности. Она - как встроенный механизм разрушения и саморазрушения. Раньше или позже это сработает.
Говорят, если тигр однажды попробовал человечины, то это навсегда. Он становится людоедом.
Справка «Стрингера»:
По нашим данным, алюминиевый бизнес Льва Черного понравился «Тане и Вале». Помочь в вопросе отъема бизнеса для важных покровителей вызвался Борис Абрамович Березовский. Он познакомил Таню с Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской, которые с тех пор являются ставленниками истинных хозяев бизнеса. Лев Черной отказался от всех приобретений в считанные дни. По нашим сведениям, его поставили перед традиционным выбором: «кошелек или жизнь». Он выбрал жизнь. После этого травля толлинга внезапно прекратилась, и он спокойно применяется Олегом Дерипаской на предприятиях отрасли.
Взять хотя бы незаконную эмиссию акций на Саянском алюминиевом, когда наши компании потеряли возможность контролировать управление предприятием. Или то, как Дерипаска вместе с нашими бывшими компаньонами пытался отнять у нас собственность в Казахстане. Если уж он понял, как это вкусно «кидать», то он будет это делать со всеми. Я убежден, что это плохо кончится для него.
- Ваш конфликт со старшим братом Михаилом тоже как-то связан с «энергией» Дерипаски?
- У нас с самого начала было разное отношение к бизнесу. Он всегда немного упрощенно к нему относился: как к финансовым схемам, движению средств и сырья и т.п., и очень не любил, когда его предложения отвергали, а мои принимали. Он с детства был заводилой любых компаний. Так что мы нередко спорили до хрипоты еще во времена кооператива и СП. Он страшно упрямый. Правда, я, говорят, тоже.
А когда они вместе с Дерипаской уменьшили собственность ТWG на Саянском алюминиевом заводе, мы совсем поругались. Правда, я не исключаю, что нас с братом еще и старались поссорить. Было кому. А при этом он очень требователен к родным и близким, добр и лоялен к приятелям и, как выяснилось, к вновь приобретенным партнерам. Были и другие причины, но это наши семейные дела.
- Дерипаска - представитель новой волны российской бизнес-элиты. В чем ее отличие от предыдущей?
Они просто другие. Вся их жизнь - борьба, конкуренция. В чем они конкурируют? У кого дом лучше, у кого любовница круче, у кого денег больше. А почему бы им не конкурировать в том, кто дольше продержится на плаву в бизнесе, кто создаст лучшую социальную базу на своих предприятиях, кто предложит ярче проект оздоровления России?
Я не хочу принижать их. Многие ребята толковые, но они не хотят брать на себя ответственность за то, что они имеют и что должны делать. А на таком фундаменте ничего нельзя построить. Надо меняться, это историческая необходимость. Иначе нас разорвут. Я во многом негативно отношусь к личности Сталина. Но однажды им был определен локомотив, который вывез нашу страну на передовые рубежи в мире. Индустриализация! Да, она обошлась недешево нашему народу, но если бы не она, мы бы сегодня не имели того потенциала, который позволяет нам еще претендовать на ранг мировой державы, несмотря на десятилетие разрушительных экспериментов.
Сегодня я пытаюсь отыскать тот локомотив, который, как в 30-е, вновь потянет нашу страну в гору.
- Эти поиски идут в рамках движения «Мобилизация и развитие», которое вы создали почти три года назад вместе с коллективом единомышленников из числа видных российских ученых, промышленников, политиков? Некоторые наблюдатели считают, что таким образом вы хотите как бы легализовать себя на политическом поприще.
Те, кто легализуются, говорят общие красивые слова, действуют по принципу «и нашим, и вашим». Мы же жестко определяем свою позицию, причем такую, которая может не понравиться многим. Мы даже рискуем получить обвинение в антирыночности, что в современном деловом обществе равносильно смертному приговору с конфискацией заработанной репутации.
Серьезные люди в мире знают, что рынок сам настоящего капитализма не породит. Настоящий капитализм - это не «порядок из хаоса». Настоящую общественную систему надо не только опосредованно порождать через рынок. Ее надо целенаправленно строить. Настоящий капитализм везде строили. А раз так, то для строительства мобилизовывали ресурсы, прежде всего - человеческие. Всегда думали, как привлечь к развитию не только силу или мозги работника, но и его творческий потенциал. Его инициативу. Его собственную заинтересованность в развитии. Заинтересованность в том, чтобы детям и внукам жилось лучше.
...А мировые конкуренты этот самый капитализм продолжают строить, развивать, совершенствовать! Глобализация - это ведь и есть дальнейшее развитие системы. Но происходит это с опорой на государство. У нас же все наоборот.
При всем при том, какими бы ни были коммунисты, большевики (я не согласен с ними во многом), - они имели государство, империю, если хотите. А почему капитал не может создать великую державу?
Помню, как я, тогда еще никто, выезжал из СССР за рубеж. На границе - «О, советский! Проходи!». А сейчас! «Ты кто? Из России? Постой здесь, твоя очередь последняя...»
Они, из новой элиты, думают, что вырвались, что к ним это не относится, а остальные потерпят. Ошибаются! Не через год, так через два, через пять и к ним будет такое же отношение.
- Многие представители крупного бизнеса рассуждают так, как вы?
- Многие понимают, но не хотят говорить на эти темы.
- А почему говорите вы? Не проще ли вновь заняться материальным производством, делать деньги и не знать хлопот с этой, никак не желающей обустраиваться Россией?
Я никогда не сожалел о том, что уже продал. Если заработаю еще пару копеек, то я ведь их все равно не проем, и мне этого не надо. Я живу в московской квартире, езжу на дачу. Там - деревянный дом с минимумом удобств, хотя нормальный. Хорошая баня, это я люблю. Мои потребности далеки от роскоши. Всего хватает. Одного не-достает: я живу в государстве, которое не заявило еще, куда мы идем. Но я - гражданин этого государства - не только не хочу слепо подчиниться чьему-то выбору (возможно, опрометчивому); я хочу и могу принять посильное участие в определении вектора нашего развития. Своим опытом, своими знаниями, своими ресурсами.
Смотрите! Кто получает огромную ренту с мировых финансов? Прежде всего монополист доллара - США.
А на уровне высоких технологий (информационных, биотехнологий, военных технологий) есть глобальный рынок в строгом смысле этого слова? Нет! И высокотехнологичную ренту со всего мира за все это кто получает? Правильно, олигополия США и еще нескольких стран. Мы же, Россия, ни в финансовом укладе, ни в высокотехнологичном, всерьез в мире даже не присутствуем! А в производстве товаров и сырья мировая рента гораздо ниже и имеет тенденцию дальнейшего снижения. И тогда возникает вопрос - на каких ресурсах строить великую капиталистическую Россию? На нефти и газе не построишь! А вот ресурс для высоких технологий - научные, инженерные наработки - у нас есть. Но главное - есть высокообразованные люди! И если мобилизовать этот ресурс, можно сделать настоящий технологический рывок, который, как некогда локомотив индустриализации, потащит нашу страну наконец-то в гору.
Смогу этому способствовать, значит не зря прожито почти пятьдесят. И то, что нажито, тоже на пользу. Кому? Стране, а значит, и мне, ее гражданину.
Беседовал
Евгений ТОЛСТЫХ
Очередная конференция общественного движения «МИР» («Мобилизация и развитие») проходит в Москве 7 июня. Тема доклада президента движения Льва Черного - «Мир после 11 сентября и ключевые проблемы экономического развития России». Чего хочет «МИР»? Снова сделать нашу страну великой научно-технической державой, отказавшись от унизительного статуса «сырьевого придатка» развитого мира, к которому мы скатились в 1990-е годы.
===============
(это комментарии читателей)
Обсуждение статьи:
ypc (Jun 12 2002 2:09AM)
Объективности для...
(Добрый вечер)
...толлинговая схема была впервые предложена «письменно» правительству Союза ССР летом 1991 года. В числе прочих «буржуйских концептов», в концептуальной же брошюре «Русские Инициативы», приехавшей из г. Парижа по поводу известного Горбачевского конфуза с «русским займом».
Тов. Ег.Тим.Гайдар... (много позже, но «писменно» же) ...рецензировал ее положительно и велел принять к исполнению Комдрагмету РФ. (Поскольку речь шла о «толлировании» избыточного, неликвидного золота с аффинажных заводов на ювелирных фабриках Италии-Швейцарии.)
Если не путаю, одна такая сделка, таки удалась...
И потому, соблюдая приличия и «концептуальный копирайт», Великий Всероссийский Алюминиевый Толлинг полагалось бы считать удачной «репродукцией» с небесталанного оригинала...