>Когда я говорил, что "не могу влезть в шкуру", я имел в виду, что не могу "прочувствовать", чтобы те условия, в которых люди находились тогда, могли именно держать за горло. Кстати, все же, по-моему, "держание за горло" разное тогда и сейчас.
Да, такое бывает! У меня есть два знакомых. У одного жена красавица, но абсолютно не умеет готовить, что постоянно раздражает её мужа. У второго всё наоборот: она закармливает его вкусной едой, но - толстушка и даже страшненькая, от чего её муж тоже находится в постоянном раздражении. С моей точки зрения, чувство "раздражения" у них одинаковое, но они не могут понять друг друга. Моя жена неплохо умеет делать и то, и другое, и у меня если и бывает чувство раздражение к жене, то - лёгкое, мимолётное. Тем ни менее, я понимаю обоих своих приятелей.
Видимо, постоянное чувство отрицания (например, чувство "раздражения") не способствует пониманию жизни, других людей, себя...
----------------
Лирическое отступление. Некоторые ученые делят людей по сексуальному (любовному) поведению на три группы:
1. Моногамные - это природные однолюбы. Их стандарт поведения: влюбиться раз и навеки, женится девственником (девственницей), прожить вместе до гробовой доски, не изменяя супругу. Если любовь не удалась, то остаются старыми девами или бобылями. Этот стандарт им никто не навязывает, они сами выбирают такой образ жизни, согласуюясь со своим природным строем психики. В жизни эти люди не заметны, хотя их 10%. О таких людях, о их ожидании и верности любят писать поэты и писатели: жди меня и я вернусь, только очень жди.
2. Полигамные - это природные многолюбы. Они теряют девственность обычно уже к 14 годам, и вся их жизнь - это непрерывная череда любовных приключений, смена партнёров. Этот стандарт поведения им тоже никто не навязывает, они по другому жить не могут. Они всегда на виду. И хотя их тоже 10%, но кажется, что почти всё бабы (мужики) - такие.
3.Остальные 80% - адаптивные (нормальные). Их поведение зависит от воспитания, от окружения, от условий жизни, от ситуации.
Моногамные и полигамные сотавляют природную силу общества относительно среза "сексуальность, любовь, супружество". Между ними идёт невидимая, часто неосознанная, психологическая борьба (за влияние на адаптивных), хотя способы этой борьбы у них разные. Они тянут общество в разные стороны: одни - к всеобщему разврату, другие к тихой, счастливой семейной жизни. Обычно результат этой борьбы - равновесие, немного смещённое в одну или в другую сторону. Но, не дай Бог, эти две группы объединятся в единое целое - например, против естественного секса. Моногамные могут в принципе жить без секса вообще. Полигамных в принципе устроят и гомосексуальные отношения. Всё - капец тогда человечеству!
Примерно такое же разделение людей на пропорции 10%-10%-80% существует не только в сексуальном поведении, но и в других срезах общества: например, в отношении к труду (лентяи, трудоголики, нормальные), в отношении к богатству, к детям, к старикам, к еде, к алкоголю и т.п.
>Тем людям (в послесталинское время) была гарантирована жизнь. Мне (и никому теперь) - нет.
>Кому-то это нравится. Но вряд ли большинству.
Действительно, каждому был гарантирован необходимый минимум уровня жизни, причём общество следило, чтобы ниже этого минимума никто не опускался, и если надо было, "силой" заставляло работать, учиться, лечиться, отдыхать и т.п. Кроме минимума был и примерный максимум уровня жизни, заходить за который тоже было нельзя. Итак имеем срез общества по отношению к гарантиям жизни, условий жизни:
1. 10% - им никакие гарантии не нужны.
2. 10% - им нужны завышенные гарантии условий жизни, которые в частности реализуются накоплением недвижимости и других богатств, и для которых недостаточно высокого общественного статуса, связей, профессионального образования.
3. 80% - - адаптивные (нормальные).
То жизнеустройство (с гарантиями условий жизни), которое сложилось в СССР после 60-х годов устраивало не менее 80% население, но, увы, оно не устраивало главные (природные) силы общества по этому "гарантийному" срезу. В конце концов, эти две силы объединились, и повели остальных на развал общественного строя.