Новые книги. "Общество и политика" ^ С. Г. Кара-Мурза. "Антисоветский проект".
Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций/Под ред. В. Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 512 с.: илл.
ВЛАСТЬ
СВЕНИЦКИЙ А. Л. Док. псих. н. (1980), зав. каф. соц. псих. СПГУ).
Сила власти в зеркале социальной психологии.
* Проблема власти в социальной философии и психологии. (Зависимость, неопределенность и власть. Каким образом люди подвергаются влиянию? Какие бывают авторитеты? Основы социальной власти (психологические аспекты). Подчинение авторитету. От послушания - к агрессивности.)
* Лики власти вчера и сегодня. ("Позитивное незнание" как компонент советской ментальности. Власть диссидентская - власть инакомыслия. Вместо заключения.)
----------------------------------
ВАСИЛЬЕВ В. К. Канд. псих. наук (1981). Зав. лаб. полит. психологии СПГУ.
Феноменология лидерства.
*Определение сущности и компонентов лидерства. (Определение лидерства. Сопоставление родственных понятий. Типология лидерства.)
*Лидерство в сфере политики.
----------------------------------
КРАМНИК В. В. Док. политич. наук, проф. СПб Гос. ун-та экон. и финансов.
Власть и мы: ментальность российской власти - традиции и новации.
*Почему народ имеет ту власть, которую он заслуживает. (Ментальность есть реальность. Понятик менатльности. Виды ментальности.)
* Кто правит: ментальность элиты - источник стеснения и пеленания народа.
(Архетипы власти-подчинения: особый человек, простой человек, односторонний человек, однонаправленный человек, иерархический человек, радикальный человек, ригидный человек.
Самосознание элиты: "всезнающий" человек, близорукий человек, лгущий человек, "правильный" человек, нетерпимый человек, конфликтный человек, главный человек, однопартийный человек, авторитарный человек).
* Кем правят: народная ментальность - податливый объект власти.
(Общенародная ментальность: рядовой человек; терпеливый, неприхотливый, жертвенный человек; легковерный человек; харизматический человек; боязливый, бессильный человек; изолированный человек; пассивный человек; опекаемый, принуждаемый человек; бунтующий человек; неорганизованый человек; определяющийся человек; послушный, покорный человек.
Типы ментальности: новые, старые и средние русские. (Типология русских. Старые русские. Новые русские. Средние русские. Молодые русские.)
* Как правят: манипулятивная, реформистская и принудительная ментальность.
(Власть как система: подчиняющий человек, комбинирующий человек.
Власть как вера: убеждающий, манипулирующий человек; патриотический человек; благополучный человек; перспективный человек; угрожающий человек; верноподданный человек; бдительный, воинственный человек; отвлекающий человек; расслабляющий человек; двойственный человек.
Власть как выгода: вознаграждающий человек; альтруистический человек; "эгоистический" человек; эгоцентрический человек; "неэгоистический" человек; завистливый человек.
Власть как угроза: принуждающий человек; мягкий-жестокий-твердый человек.)
-------------------------------
МАНИЧЕВ С. А. Канд. псих. наук, зав. каф. эргономики и инж. психологии фак. психологии СПбГУ.
Мифология в политических технологиях.
*Особенности мифологического мышления.
*Миф как вербализированное действие и как драматизированная история жизни.
* Рождения мифа: миссия и биография героя.
* Миф в политических технологиях: проектирование биографии героя.
--------------------------------
СКРИПЮК И. И. Канд. псих. наук, доц. фак. психологии СПбГУ
Политическая реклама и политический PR в России
Особенности политической рекламы и PR в дореформенной России (Советском Союзе).
(Политическая реклама и PR. Пропаганда и агитация. Кино- и театральное искусство - средства решения пропагандистских задач. Призывы и лозунги. Примеры пропаганды и агитации. Руководство пропагандой и агитацией.)
Политическая реклама и политический PR в период реформирования России.
(Становление политической рекламы в стране. Опросы общественного мнения как инструмент деформации общественного сознания. Разрушение политического PR. Ассимиляция зарубежного опыта в области политической рекламы и PR: спутниковое радио, 25-й кадр, директ-мркетинговая технология, интерактивные системы на ТВ-каналах.)
Политическая реклама и политический PR в послереформенной России.
(Современное состояние и тенденции развития полит. рекламы и полит. PR в России. Пути и способы достижения основных целей PR. Формирование имиджа полит. кандидата. Эффективность полит. рекламы. Требования и особенности публичной политики в современной России. "Чистые" и "грязные" методы, методики и технологии в полит. рекламе. Технология сбора подписей. Технология организации и проведения масс. встреч с избирателями. Технология орг-ции агитац. кампании. Технология работы со СМИ. Технология ТВ-выступлений. Технология информ. воздействия на избирателей с помощью Интернет. Плакат как метод полит. рекламы. Предвыборная листовка как метод полит. рекламы. Письма и поздравительные открытки как метод полит. рекламы. Отдельные методы работы с избирателями. Сколько стоит "неподкупная" и "независимая" пресса? Реклама, PR, пропаганда и миф о "черном" PR. Интернет: полит. реклама и PR. Что есть в Интернете о полит. партиях? Инфо-войны и инфо-"гангстеризм" в полит. пропаганде.
Перспективы и задачи полит. рекламы и полит. PR в России.
ОБЩЕСТВО
БОЛЬШАКОВ В. Ю. Доктор псих. наук, директор ООО "Соц. -псих. центр".
Социальные течения.
-------------------------------------------
БОРОНОЕВ А. О. Доктор фил. наук, зав. каф. теории и истории СПбГУ.
СМИРНОВ П. И. Доктор социолог. наук, проф. каф. общ. социологии.
Российский менталитет и реформы.
*Менталитетные представления, ценности, строй мышления и поведения.
* Причины своеобразия рос. менталитета.
------------------------------------------
ВАСИЛЬЕВ В. Л. Доктор псих. наук, канд. юр. наук, профессор.
Психологический анализ экономических реформ в России.
*Психологические предпосылки проведения реформ.
* Манипулирование как альтернатива созидания
* Психология кризиса
-------------------------------------
ПОТЯКИН А. А. Канд. юр. наук, доцент, советник губернатора СПб.
Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания.
*Понятие, сущность и социальные корни правового нигилизма
*Факторы, способствующие становлению и развитию правового нигилизма в России
* Массовый и ведомственный юридический нигилизм
* Пути и меры преодоления правового нигилизма
-----------------------------------
РЯБЧЕНЮК Ю. В. Канд. экон. наук.
Совершенствование гос. управления и местного самоуправления в РФ
*Законодат.-правовые аспекты гос. устройства.
* Современное состояние местного самоуправления.
* Финансово-бюджетная политика.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ЧЕЛОВЕК
ЮРЬЕВ А. И. Проф., докт. псих. наук, зав. каф. полит. психологии СПбГУ.
Может ли общество одновременно думать и чувствовать?
* Научная и практическая значимость отношений эмоций и мышления в политике
(Политические проблемы, не разрешаемые психологией эмоций.)
* Политическая информация - эквивалент политического мышления
* Психолого-политические состояния - эквивалент психологии эмоций
* Понимание - место встречи полит. эмоций и мышления
--------------------------------------
ДЕЙНЕКА О. С. Докт. псих. наук, проф. каф. полит. психологии СПбГУ.
Экономико-психологические последствия политики переходного периода
* Психология - "общая территория" экономики и политики
* Психологические последствия экономической политики реформирования. (Общие тенденции изменений в личностном портрете и компонентах экон.-полит. сознания россиян. Отношение к деньгам. Отношение к своему экон. статусу, работе и др. людям. Этическая сторона трансформир. сознания. )
* Отношения в системе "гражданин-государство". (Отношение к государству. Иррациональное экон. поведение как следствие конфликтных отношений в системе "гражданин-государство". Общественное здравомыслие, или социальная восприимчивость, и корпоративное управление.)
-------------------------------------
КУЛИКОВ Л. В. Докт. псих. наук, профессор кафедры соц. психологии СПбГУ.
Детерминанты удовлетворенности жизнью
* Удовлетворенность и субъективное благополучие личности. (Определение основных понятий. Благополучие личности. Психологическое благополучие личности.)
* Источники эмоционального дискомфорта. (Основные группы причин эмоционального дискомфорта. Эмоциональный дискомфорт и настроение.)
* Потребности и удовлетворенность жизнью.
КАРА-МУРЗА С. Г. Антисоветский проект. (Серия: Тропы практического разума.) - М.: Алгоритм, 2002. - 288 с.
В книге сделана попытка описать основные черты антисоветского проекта - системы взглядов, понятий, логики и стиля того культурного и политического движения, которое стало главным действующим лицом перестройки и реформы. Этот проект зародился вместе с советским проектом, как его отрицание, как неприятие самых главных принципов жизнеустройства, которое складывалось в СССР. Придя к власти, носители антисоветского мироощущения реализовали свой проект в разрушении важнейших устоев жизни народа. Потенциал творчества и строительства оказался в нем ничтожным. Чтобы наметить пути предотвращения катастрофы, важно понять философию и практику антисоветского проекта.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОЗРЕВАНИЕ АНТИСОВЕТСКОГО СОЗНАНИЯ
... .
Комментарий из 2001 г.: "крыса в молоке" - эпизод психологической войны.
Глубина возникновения и широта охвата антисоветского мышления в общественном сознании.
"Новые русские" - радикальная антисоветская субкультура.
Антисоветизм "белых патриотов".
Отступление-практикум: "О чем думали рабочие?"
Глава 2. РОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИСОВЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Глава 3. ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ АТАКИ В АНТИСОВЕТСКОМ ПРОЕКТЕ
Образ государства.
Дополнение из 1992 г.: через "дело КПСС" - к познанию нашего общества.
Разрушение мира символов.
Требование свободы.
Подрые идеи братства народов.
Образ советской хозяйственной системы. (Отрицание сов. хоз-ва в целом. Отрицание гос. собственности. Отрицание сов. индустриализации. Отрицание плановой системы. Отрицание уравниловки: советское хозяйство и бедность. Советский строй и трудовая мотивация. )
Выводы: чего добились антисоветские идеологи.