От Pout Ответить на сообщение
К Сысой Ответить по почте
Дата 19.06.2002 08:07:45 Найти в дереве
Рубрики История; Идеология; Тексты; Версия для печати

в архивах фроума о Грамши (*)


Статья Цецилии Кин про перепетии жизни Грамши, в том числе про
обстоятельства написания писем из тюрьмы

http://www.politstudies.ru/archive/authors/268.htm


ветка в Архиве. "Исторические взгляды А.Грамши". Отрывки из книги
Григорьевой

http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/12/12399
...
Первое направление - историцистское. Его основоположником выступил
Антонио Грамши, внесший оригинальный вклад в марксистскую теорию. Из
факта поражения революционного движения в развитых капиталистических
странах он вынес убеждение о специфике массовых социальных движения на
Западе. Он считал, что в странах Центральной и Западной Европы, в
отличие от России, задачи политической борьбы осложнялись наличием
широко развитой системы политических надстроек, созданных более высоким
развитием капитализма, в результате чего действия масс носят более
медленный и более осторожный характер. Новаторский подход Грамши к
решению социальных проблем проявился прежде всего в том, что огромное
значение он придавал роли культурных, интеллектуальных и моральных
факторов как в рабочем движении, так и в общественном развитии в целом.
Акцент на культурологической проблематике сильно отличал его работы от
многих деятелей не только Второго, но и Третьего Интернационала, в том
числе Ленина, который обратился к этой проблематике лишь в своих
последних статьях.
Разработка Грамши положений о "гегемонии", "историческом блоке",
определения марксизма как "философии практики" и "абсолютного
историцизма" означали концептуальный сдвиг в марксистской теории. Он
считал несостоятельными попытки ортодоксов "выводить" всеобщие законы
диалектики из природы, а затем "распространять" их на общество и
историю. Ибо философия практики - это теория диалектики истории,
политики и экономики, взятых в их органическом единстве. Грамши считал,
что главным предметом философии практики должны быть не попытки создать
универсальную систему законов, единообразных во всех сферах бытия, а
разработка всего круга мировоззренческих вопросов, связанных с
проблематикой человека в его социокультурном развитии.
Некоторые современные итальянские философы (Л.Коллетти, У.Черрони,
А.Дзанардо и др,) утверждают, что именно грамшианское определение
марксизма как "абсолютного историцизма" отражает сущность "подлинного"
марксизма. С этой целью они предприняли многочисленные попытки заново
переосмыслить наследие К.Маркса. Согласно этой реинтерпретации
"подлинный" марксизм - это только наука об истории, теория общества,
классовой борьбы и революции, метод конкретного анализа
конкретно-исторической ситуации, а не более поздние попытки
ортодоксальных марксистов создать систему каких-то наиболее общих
законов и категорий, названную "диалектическим материализмом".

=========