От Дмитрий Ниткин Ответить на сообщение
К Никола
Дата 05.06.2002 16:41:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Хозяйство; Версия для печати

Не будем

>Дело не столько в коллективных формах (хотя навскидку на ум пришло подсечное земледелие в Киевской Руси, когда чтобы землю расчистить сначала лес валили сообща),
Это была немного другая община. Родовая.

>а в отсутствии абсолютизации частной собственности в интересах выживания коллектива (участками менялись, общие посевные фонды формировали и т.д.).
Общих посевных фондов не было. А земельные переделы были. Но чем они помогали выживанию коллектива? На самом деле речь шла не столько о выживании коллектива (коллектива как такового не было), сколько о гарантиях выживания для каждого члена общины.

>>И как Вы прокомментируете тот факт, что на русском Севере (Вологда,Архангельск) общинные порядки были развиты гораздо слабее, чем в центральных губерниях?
>
>Прокомментировать не могу, я там не бывал особенно в те далекие времена ;-)), а предположить могу, что объяснялось это плотностью населения.
Плотность - это да. На юге и в центре плотность населения была высокой, отсюда возникала нужда в частых земельных переделах "по едокам". А на севере плотность населения была меньше, земли всем хватало, только рожала она плохо. Отсюда высокая роль доходов от подсобных и отхожих промыслов, в которых решающим фактором успеха были инициатива, сметка и мастерство самого крестьянина. В таких условиях для общинного механизма перераспределения просто не возникало материальной базы. И община насаждалась государственной властью насильственно - как способ гарантированного и простого выкачивания налогов.

>Если сделаете, обязуюсь показать Вам экономиста-комммуниста, утвержающего, что неважно, бедные мы или богатые, важно что у нас социализм.

Конкретных цитат нет. Одно впечатление осталось... Интересно, как такое получилось? Ну да ладно, исполняю обещание.

http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/bazarov/biogr/bazarov_b1.txt&img=brief.gif&name=bazarov

"Но разве у нас не бывает таких моментов,-возмущенно ораторствовал с трибуны Коммунистической академии Струмплин,- когда мы идем на известные жертвы и производительными силами? Разве их не требует прежде всего сама эпоха социальной революции? Ведь мы не мальчики, мы прекрасно понимаем, что если мы идем на социальную революцию, то мы тем самым идем в течение ряда лет на понижение, на разрушение производительных сил, на попятное движение в этой области" ... "Во имя чего же мы это делаем? - гремит под сводами научного храма гневный голос Струмилина.- Во имя социализма"