От And Ответить на сообщение
К Нина
Дата 17.12.2000 13:30:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ни о чём

Да, хотя бы это. Можно вместо "нет" говорить на всё "да". Да, Кара-Мурза прав, да, рабочий Алексей прав, да Смит прав, да, Хайек и Поппер правы. Иногда говорят, что правда у каждого своя. Возможно, вы не поверите в возможность такой постановки в один ряд всех перечисленных и неперечисленных.

Если понаблюдать за собой, то вы обнаружите, что говоря фразу, вы не делаете пауз между словами, одно слово и фраза звучит протяженно, прерываясь в дыхании запятыми и другими знаками. Собственно запятые, в правильном, вычитанном тексте ставятся не в первую очередь по правилам грамматики, но по правильному распределению перехвата дыхания, имеющего немаловажное значение для смысла. Вы можете поинтересоваться техникой декламирования и найдете там подтверждение этому. Слово и фраза неразличимы, деление на отдельные слова -- результат деятельности, рефлексии человека. В отличие от животных, человеческая рефлексия отличается самым существенным -- способностью изМЕРять. Для данной области, языковой, человек нашел МЕРу -- приблизительно равно понимаемый смысл для некоторого звучания. Неудивительно, что примерно полторы тысячи одних и тех же слов кочуют из одного текста в другой. Наверное, неудивительно, что и отдельные фразы, в точности визуальные копии друг друга, также повторяются. Не вижу никаких преград продолжить такое объединение в объект "слово" уже абзацев, глав, наконец, книг. Книга -- это одно слово, вторая -- другое. По силам вам задача читать новый текст, схватывая взглядом не рисунок нескольких слов в строке, -- так мы читаем; не абзац, что в общем-то невозможно, а целыми книгами, системами воззрений? Не пробегают же перед вашими глазами заново строчки, когда вас спрашивают о прочитанной книге? Вы мгновенно вызываете из себя ее суть, охватываете ее смысл, как взглядом рисунок короткой фразы. Человек разделил фразу на мелкие сравнимые части, на слова, использовав в качестве критерия содержащийся в них смысл. Многие книги тоже содержат ясный смысл, что нам мешает считать их за пусть несколько непривычные, но слова? Знакомо вам выражение: жизнь -- прочитанная книга? Догадываетесь, что я хочу сказать?

Да, читать такой ТЕКСТ -- удовольствие не для всех, это трудно, требует известного одиночества для некоторой тренировки. Но для тех, кто найдет в этом удовольствие, не нужны будут никакие внешние подпорки для ощущения удовольствия, вроде богатства, признания в обществе и у противоположного пола, поклонения поп-кумирам или удовлетворения своих копошащихся внутренностей. Найдя в этом чтении удовольствие, очень вероятно, что вы найдете и смысл, вашего существования. Поверьте, это навсегда избавит от страха перед Временем и смертью. Происходящее вокруг настолько интересно, что улыбка очень часто станет появляться на вашем лице и хорошее расположение духа станет обычным состоянием. Ничтожества не будут вызывать у вас злобу, потому что как бы не был хорошо поставлен спектакль, вы уже не сможете забыть, что это лишь исполнение роли у опытного режиссера. В конце концов, не обижаетесь же вы на буквы, из которых составлено обидное предложение?

Неясность текста на первых порах может вызвать раздражение, я говорю здесь о тексте в широком смысле, упоминавшимся выше, это наиболее часто высказываемое раздражение в диалогах. Но тогда вспомните, как вы читали детектив -- пока не прочитаете более половины, определить большинство ролей затруднительно. Нужно терпение и ожидание того, что закрытая книга станет словом, добытым иногда с трудом, иногда легко, но лишь словом, в новом тексте.

Чем дальше вы будете читать, тем более подробно станут видны связи, роли и отдельные приемы автора. Чем дольше вы читаете, тем чаще будете угадывать некотрые действия и мелкие события, становясь почти пророком в глазах окружающих. Бывали люди, которые соблазнялись попользоваться в своих прежних целях ухваченным знанием и становились после этого лишь еще одной безликой ролью, застывшим очертанием в этом самомодифицирующемся тексте, потеряв навсегда возможность его читать.

приятных выходных,
--
Куликов Андрей