|
От
|
Pout
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
21.05.2002 19:36:47
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
"Евангелист" (текст для сборника памяти Т.А.Айзатулина). ч.1
Выкладываю в Копилку текст для сборника, посвященного памяти
Т.А.Айзатулина. Из-за особенностей форматирования ясный для восприятия
вариант лучше читать в Ворде, как он лежит в Копилке. Текст еще будет
несколько корректирован и дополнен (во второй части). Предложения
принимаются в этой ветке. Давайте свои соображения
Одновременно хочу предложить всем желающим принять участие в
конференции. Пишите по указанному в корневом постинге адресу.
СП
==================
Евангелист
Тамерлан Айзатулин - такой, каким он присутствует в Сети Интернет,
- это яркий образец"евангелиста", ключевой фигуры сетевого сообщества.
"Форум -- в Древнем Риме площадь или рынок;
соответствует древнегреческой агоре. На форуме собирались комиции
(народные собрания), заседал сенат, здесь хранились казна и архив,
находились наиболее почитаемые храмы.Через этот форум проезжали
триумфаторы".
(Исторический
энциклопедический словарь)
Сетевой форум и самоорганизующаяся общность
------------------------------------------------------------------
Как только появился Интернет, появились и веб- сообщества. Один
из типов сетевых сообществ - группа, собирающаяся вокруг определенного
предмета обсуждения.
Форум в сети или сетевая конференция - это место обсуждений с
настраиваемым веб-интерфейсом. Дискуссии - это способ структурировать
обсуждение. Их вид определяется как программистом-дизайнером, так и
настройками участников. Удачно устроенная, с применением лучших
средств и сетевых технологий,обладающая гибким в настройке и
дружественным интерфейсом сетевая конференция может стать "домом"
компании единомышленников, совместно занимающихся общением и делами. В
таком "доме"приятно побывать, в нем удобно "двигаться" , легко
составлять сообщения, находить интересующие тебя реплики
собеседников - все это располагает к дружескому общению. Даже новички,
не обладающие развитыми навыками писательства, могут быстро, "с колес"
включиться в жизнь сетевой общности.
Общение в форуме не слишком похоже на простой обмен мнениями в
курилке. Оно тщательно организовано и структурировано. В "корень", или
"ствол", дискуссионного "дерева", помещаются заглавные статьи. Обмен
репликами происходит по поводу статей, сообщения содержат в поддержку
аргументации ссылки на литературу, гиперссылки на сетевые ресурсы, к
которым легко перейти, кликнув по ссылке на ресурс. Этой "литературой"
вполне могут также оказаться вчерашние реплики - или книги, которые
можно найти тут же, в удобно организованных библиотеках. На сетевом
форуме С.Г.Кара-Мурзы существует и Основная библиотека текстов, которые
знает каждый член сообщества. Это предмет, который объединяет и
обсуждается. Библиотека постоянно пополняется.
Прежде всего приходящему на форум читателю видна площадка для
обсуждения. Каждому участнику присваивается имя("ник-нейм" или просто
"ник"). Обсуждение происходит в виде дискуссий между персонажами,
которые могут быть виртуальными. Чтобы обсуждение было содержательным и
цивилизованным, оно регламентируется набором определенных правил
поведения. Например, нельзя высказываться от чужого имени или иметь
одновременно несколько "ников".
Сообщения(постинги) могут ссылаться и на другие места обсуждений в
Интернете, на другие подобные дискуссии - происходит своеобразное
взаимное "опыление" разных сообществ. В сообщения может включаться
разнообразная графика, фотографии, изображения, таблицы, они могут
выглядеть как веб-странички с выделенным разными шрифтами текстом, с
фрагментами "отквоченного"(цитированного из предыдущего сообщения)текста
собеседника. Участники могут сами "принести" и разместить для общего
доступа уникальные тексты в специальном хранилище - копилке.
Результаты обсуждений,"субпродукты" и продукты деятельности также
структурируются и хранятся в архивах и в выделенных для отдельных
категорий статей хранилищах-"мешках". Сервисные возможности обеспечивают
удобную и быструю навигацию по всем подсистемам форума -
по"дереву"сообщений с его многочисленными "ветвями", по архивам и
библиотекам., по персональным данным и координатам участников. Есть и
средства персональной коммуникации - внутренняя почта (приватный
е-мейл), по которой через форум можно мгновенно связаться с участником
дискуссии для беседы наедине. Для любителей коллективного вольного
разговора есть прекрасно оборудованный чат ("комната"для
непосредственного контакта любого количества людей в реальном времени ).
Для тех, у кого нет возможности или средств постоянно присутствовать в
сети в режиме он-лайн, есть удобный "новостной" интерфейс, который
позволяет читать конференцию и писать в нее через е-мейл (электронную
почту).С помощью специально настроенного поискового сервиса легко
отыскать в архивах любое сообщение, даже однажды промелькнувшее на
форуме слово, автора, мысль.
В общем, сетевая конференция предоставляет великолепные
возможности не только для досугового общения, но и для более весомых
занятий, включая организацию настоящих семинаров и тематических курсов.
Нужно только овладеть немалыми возможностями и сервисами форума и уметь
гибко их использовать.
Протей и Гидра
-------------------------
Понятие "цели"(лучше говорить о "смысле") существования и
функционирования развитой конференции - довольно непростое. Замыслы
создателей могут быть одними, группы участников декларируют и пытаются
осуществлять другие, а неявно проводятся третьи. Некоторые "смыслы"
неожиданно обнаруживаются порой уже задним числом. (Досуговые дискуссии
и общение в популярном стиле разговора-чата оставим вне рассмотрения).
Форум активно живет, дискуссии быстро движутся, "дерево" ветвится -
короче говоря, это не линейное застывшее образование, а "динамический
контент". Поскольку формирование контента (содержания) , сухой остаток
его динамики, его структура зависят от множества преходящих причин, цели
"плывут", конференция меняется, порой мутирует до неузнаваемости. В
пределе она становится Протеем - бесформенным, бесструктурным и
постоянно "мутирующим" , безвольно плывущим "по волнам памяти"
образованием. Содержательная сторона дискуссий при таком развитии
событий утрачивается, а "смыслы" вырождаются. .
При гибком администрировании и упорстве актива группы ее
"протеизации" не происходит. Но ее саморегуляция предполагает постоянные
импульсы и кумулятивные воздействия разных составляющих группы -
подгрупп "писателей", "читателей", "флудеров"(флуд - затопление
короткими обрывочными сообщениями), "чатлан"(по-русски - любителей
потрепать языком) и пр. Чем мощней и постоянней влияние каждой из этих
подгрупп, тем сильнее "прогиб" форума под ту или иную конфигурацию. Иной
раз два-три флудера-чатланина способны "затопить" всю конференцию
обрывками своего досужего "творчества".
Если долго существующая общность участников набирает
достаточный состав ( несколько сотен, включая "мигрирующих "персонажей),
сколько-то сбалансированный по отдельным категориям , то существуют
реальные предпосылки превращения ее в собственно сообщество -
коллективную сетевую "Гидру". Начинается сложение реального
коллективного "мы", которое не обходится без особого персонажа сетевой
природы -"евангелиста". Иначе нельзя, у нас каждый человек - личность!
Гибкие формы самоорганизации позволяют не просто противостоять
опасностям протеизации, но и наоборот, активно "прогибать" под уже
формирующееся "мы" позиции участников ,вовлеченных в орбиту действия
группы .Речь не идет о воздействиях прямого типа, это подспудные и
всегда индивидуальные процессы, с каждым происходит свои метаморфозы.
Вовлеченный незаметно для себя становится немного другим человеком,
оставаясь уникальной личностью. Такое сетевое сообщество имеет свою (и в
этом функция евангелиста прежде всего)"идеологию "и другие атрибуты
своего "мы". Часто стадии этого процесса незаметны изнутри и видимы
извне, со стороны. Тогда внезапно обнаруживается, что контингент уже
именуется тем или другим термином со стороны. Это не всегда приятные
контингенту, не всегда соответствующие первоначальным целям и
декларациям термины, порой и клички. Важно другое. Участники
обнаруживают, что они уже имеют свое характерное поименованное "мы" -
пока еще в отстраненном виде "это-вы".
=======продолж============