>>А вот г-н Ефремов учил противоположному: нужно, дескать, идти "по пути
>>духовного прогресса, даже и ценой существенных материальных ограничений".
>Если мы говорим об одном Ефремове (Час быка), то имею наглость сказать, что он и не думал никого учить. А
>учили другие "идеологи", которые предлагали "на научной основе ограничивать материальные потребности
>населения", в пользу духовных, разумеется. Точнее, они говорили "классовых". Только когда эффективность
>экономики таких идеологов не могла сравниться с экономикой индивидуалистов (по потреблению на душу
>населения, по качеству и т.д.), наш духовно развитый народ сделал меркантильный выбор не в пользу таких
>идеологов.
Не совсем согласен. Деятели, говорившие вслух о классовых интересах -- это ранний совок.
Они были заводные ребята, и народ сделал выбор в их пользу, что неудивительно, так как массы
любят все живое и бойкое. И экономика при них давала сто очков вперед частным индивидуям,
хотя методы были ... неканонические.
А позднесовковые деятели говорили о "догнать и перегнать по нейлоновым колготам" и слетели с треском,
что эмпирических факт.
>Чтобы развиваться духовно, необходимо прежде обеспечить материальные потребности. Которые растут.
Которые растут с опережением и пределов не имеют. И человек, который будет ждать момента, когда
все его материальные потребности будут удовлетворены сполна, так и сойдет в гроб духовно неразвитым.
По Стругацким, впрочем, его быстро макнут.