От Игорь~Ш Ответить на сообщение
К Gera Ответить по почте
Дата 05.06.2002 12:56:29 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Манипуляция; Катастрофа; Версия для печати

не очень понятны выводы


>(неплохая статья)

>Многие задаются вопросом: почему такое слабое сопротивление оказывало население России, в первую очередь русское население, наступлению на своё экономическое, социальное, политическое положение, предпринятому в 90-е годы 20-го века?

>Ухудшение положения населения, угрожающее его жизни и здоровью должно приводить к массовым активным выступлениям, протестам, к национальному сопротивлению. Во всяком случае так бывает всегда при внутренних кризисах во всех промышленно-развитых странах. В России в 90-е годы 20-го века было совсем не так - чем хуже и невыносимей было положение населения, чем больше усиливалась его смертность, тем обреченней было поведение людей и >невыразительней была их реакция.

Не логично, так как не всегда внутренние кризисы в промышленно-развитых странах сопровождались активным противодействием населения. Вспомним "Великую Депрессию" в США. Сам по себе вопрос, касающийся поведения людей в экстремальной ситуации интересен, но выводы, сделанные в статье все же поспешые, так как в экстремальных ситуациях люди и общество в целом ведут себя по-разному. Скорее всего, этот синдром пассивности возникает в неперсонализированной угрозе, когда человек воспринимет всю внешнюю среду враждебной себе, первая попытка - менять среду (создание теневой экономике, тайыных обществ, переселений в другие регионы). Когда же не существует возможности реализовать изменение абсолютной враждебности внешней среды происходит адаптация как с положительной обратной связью, так и с отрицательной.
Положительная обратная связь - пассивное приспособление, отрицательная - активное приспособление/споротивление. Например, в начальный период Смутного Времени преобладало пассивное приспособление (когда угрозы были не конкретизированы), связанные с представлением о наказании Богом Руси за убийство царевича Димитрия и незаконным царстованием Бориса,а затем (движение Ляпунова, Минина, Пожарского, подвиги Скопина-Шуйского) активное сопротивление, когда угроза конкретизировалась. Тоже самое было и в начале 17 века в Юго-Западной Руси, находившейся в составе Речи Посполитой. Общая угроза унии делали русских пассивными в сопротивлении, доходило даже до того, что у жидов-управителей имениями польских магнатов хранились ключи от Праволсавных Храмов и все требы совершались за плату жидам. Но в концу 40-х годов 17 века, угроза стала конкретной и пошло казацкое восстание приведшиего в конце концов к разрушению Речи Посполитой.
В ситуации, подробно описанной в статье синдром гетто и заключался в неперсонифицированной угрозе жертвам насилия. Когда угроза стала контрнетной (завтра всех убьем) начинались восстание (восстание евреев в Варшавском гетто)