От Gera Ответить на сообщение
К All
Дата 04.06.2002 09:21:55 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Манипуляция; Катастрофа; Версия для печати

Синдром пассивности

(неплохая статья)

Многие задаются вопросом: почему такое слабое сопротивление оказывало население России, в первую очередь русское население, наступлению на своё экономическое, социальное, политическое положение, предпринятому в 90-е годы 20-го века?

Ухудшение положения населения, угрожающее его жизни и здоровью должно приводить к массовым активным выступлениям, протестам, к национальному сопротивлению. Во всяком случае так бывает всегда при внутренних кризисах во всех промышленно-развитых странах. В России в 90-е годы 20-го века было совсем не так - чем хуже и невыносимей было положение населения, чем больше усиливалась его смертность, тем обреченней было поведение людей и невыразительней была их реакция.

Подобное поведение человеческой популяции, выражающееся в отказе от активного противоборства угрозе своей жизни в преддверии неотвратимой смерти в условиях социальной или национальной катастрофы, принято называть синдромом пассивности, а с середины 20-го века синдромом гетто.

Синдром гетто или синдром пассивности стал интенсивно исследоваться только после Второй мировой войны, несмотря на то, что подсознательный отказ от борьбы целых человеческих сообществ при угрозе их неминуемой общей гибели по необъяснимым для данного сообщества причинам - таково еще одно определение синдрома коллективной пассивности, проявлялся и раньше в истории человечества. В колониальную эпоху целые человеческие сообщества в Африке, Азии, Южной Америке в определенных обстоятельствах пассивно ожидали смерти или обращения в рабство, не предпринимая никаких активных попыток противодействия, даже не пытаясь бежать.

Но коренные народы Африки, Азии, Америки долгое время рассматривались, как народы в расовом и психическом отношении неполноценные. Считалось, что у таких народов их племенные и религиозные подсознательно-коллективные установки в какой-то мере подавляют свойственный людям инстинкт самовыживания любой ценой, инстинкт активной борьбы за свою жизнь и жизнь своей популяции при любых неблагоприятных условиях.

Однако после Второй мировой войны, когда мир узнал о загадочном поведении людей в многочисленных гетто, появившихся в войну в Европе,
стало ясно, что синдром гетто - это общечеловеческая проблема. И он стал предметом самого пристального изучения на Западе Интерес был связан не только собственно с наукой, но и с открывающимися перспективами программирования в кризисных условиях целых человеческих популяций.

Суть была в том, что во многих гетто, организованных гитлеровцами в Европе, - после уничтожения определенного процента обитателей гетто или отправки их в концлагеря, - гетто можно было уже не охранять. Обитатели гетто переставали сопротивляться и не стремились даже разбежаться, - наблюдался полный отказ от противоборства. Исключения были очень редки - просто единичны, и как правило касались детей или очень молодых людей. Десятки тысяч людей охранялись всего несколькими десятками полицейских, которые следили, только за формальным соблюдением порядка. И не смотря на то, что из гетто регулярно партиями отправлялись люди в концлагеря или на кладбища, никто из остававшихся в живых не пытался спастись бегством или оказать сопротивление.

Неестественность такого поведения заключалась в том, что у людей страх неотвратимой смерти проявляется, как правило, двумя способами. Или в виде безумной активности - люди, ощутив дыхание приближающейся смерти, чтобы избежать ее, готовы драться, бежать, убивать, совершать любые безумства. Причем в людях пробуждаются огромные силы, впоследствии кажущиеся просто фантастическими. Или в виде полного умственного и физического паралича, - люди ничего не в состоянии делать, не в состоянии жить, страх парализует полностью их физиологическую деятельность. Причем эти состояния могут сменять друг друга..

При синдроме пассивности картина совершенно иная. Люди, пораженные синдромом пассивности, продолжают вести казалось бы прежнюю жизнь, они не испытывают панического страха, у них внешне не меняется поведение. Но они полностью прекращают попытки сопротивления или каких-либо активных действий, чтобы предотвратить надвигающуюся беду от себя, от своего ближайшего окружения, от всей своей популяции. Люди просто становятся неосознанно стратегически пассивными, неадекватными ожидающей их перспективе, теряют полностью стремление и способность к сопротивлению, борьбе, - не видят смысла в отстаивании своих интересов, приближая тем самым подсознательно свою смерть или неотвратимую деградацию.

Отдельные люди, правда, начинают грабить и насиловать, почти не встречая сопротивления, таких же, как они психологически обреченных. Связано это в основном с возникавшим на фоне синдрома гетто психозом, - обеспечить свое личное или своего ближайшего окружения существование путем уничтожения всей пораженной популяции. То есть при синдроме гетто пораженное человеческое сообщество в том или ином виде охватывает инстинкт популяционного самоубийства.

В нашей стране по ряду обстоятельств не только открытое изучение, но даже упоминание об этой проблеме запрещалось. Связано это было с тем, что в той или иной мере население России, неоднократно поражалось разновидностями синдрома пассивности - разного рода синдромами подсознательного отказа от сопротивления, - во время массовых голодовок и социальных трудностей 19-го и 20-го веков. Кроме того, проведение на протяжении долгого времени разного рода непонятных для большинства жителей страны регулярных социальных и экономических экспериментов прививало населению комплекс социальной растерянности и непонимания происходящего, что также являлось элементами синдрома пассивности.

Все это вырабатывало сильную предрасположенность к синдрому пассивности жителей России и придавало синдрому пассивности в России возвратный, рецидивный характер. В результате такой предрасположенности, исторического утаивания информации, а также в результате проведения в 90-х годах 20-го века жесточайших репрессивных идеологических, социально-политических, экономических мероприятий, призванных подавить любое сопротивление и вызвать состояние обреченности, - население России оказалось погруженным в мощнейшее целенаправленно организованное состояние синдрома гетто - синдрома пассивности, выбраться из которого оно фактически само не в состоянии. Это послужило причиной огромной смертности и небывалой депопуляции населения России, в первую очередь русского населения, так как именно оно в отличие от других национальностей было не защищено от популяционного вымирания клановыми и родовыми традициями.

Экономическое, политическое, идеологическое внедрение синдрома гетто в сознание, вернее в подсознание, большинства граждан России в 90-х годах 20-го века, отвечало интересам необратимой трансформации экономических, государственных, социальных, внешнеполитических отношений не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. А самое главное делало такую трансформацию полностью защищенной от любых попыток противодействия. Сформировавшись же синдром гетто - синдром пассивности становится очень устойчив, он с трудом поддается разрушению, и при соответствующем постоянном психическом давлении, становится самодавлеющим фактором, делая недееспособной в социальном и экономическом плане на долгую перспективу всю человеческую популяцию.

В чем же корни синдрома пассивности? Почему этот противоестественный с точки зрения человеческого общества синдром вообще существует?

Представляется, что синдром пассивности - или его вариации - был длительное время практически единственным способом самовыживания человечества во время массовых эпидемий - путем пожертвования отдельными человеческими группами.

Эпидемиологические заболевания являлись самым страшным бичом людей с того времени, как только человеческие популяции увеличились в численности, стали тесно соседствовать и общаться друг с другом. Подобное тесное общение и связь человеческих популяций друг с другом стало следствием прогресса человечества. Однако страшные эпидемии чумы, оспы, холеры буквально еще сотню лет назад уничтожали миллионы и миллионы людей в Европе, Азии, Северной Африки. Поражая при этом наиболее плотно заселенные и развитые в цивилизованном плане человеческие ареалы. И, если бы не определенные природные предохранительные механизмы, подобные эпидемии могли бы вообще остановить ход мировой истории, - сделать невозможным существование плотно заселенных и коммуникационно друг с другом связанных территорий человеческого расселения.

Бороться с эпидемиями путем примитивной вакцинации стали всего лишь в конце 18-го века, а с помощью антибиотиков только в начале 20-го века. А до этого человечество было буквально безоружно перед эпидемическими заболеваниями.

Как же противодействовал синдром гетто - синдром пассивности эпидемиям? Любая эпидемия возникает всегда в начале в определенных областях. Как только в этих областях смертность резко повышалась, причем смертность наступала неотвратимо и во многом необъяснимо для среднего представителя популяции, включался в подсознании людей и общества особый механизм, который лишал членов популяции желания активно противоборствовать угрозе. Это было очень важно. Потому что одним из наиболее простых и естественных способов активно противодействовать смерти, является бегство.

Уйти, убежать - это инстинктивный способ избегнуть неотвратимой угрозы. Поэтому подсознательный механизм противодействия распространению эпидемии должен был подавлять естественные человеческие и общественные инстинкты. Он должен был делать людей в массе своей, как можно более пассивными в их стремлениях и возможностях избежать угрозы надвигавшейся неотвратимо и необъяснимо смерти. Для того, чтобы люди даже не пытались бежать из района поражения, так как при массовых эпидемиях самое страшное - это неограниченное самопроизвольное распространение заболевания.

В современных условиях обязательно устанавливаются карантины, то есть ограничения на вьезд и выезд из зоны эпидемии. Такой же механизм установления карантина, только на подсознательном уровне, был зарезервирован эволюцией для человека, точнее для человеческих популяций, чтобы давать им возможность развиваться, не взирая на численный рост людей и угрозы эпидемий.

Если бы не синдром пассивности, который парализовал волю и способность людей к активному противоборству в пораженных ареалах, то эпидемии спонтанно и неограниченно распространясь, могли настолько уменьшить концентрацию и плотность расселения людей, что развитие цивилизаций в принципе сделалось бы невозможным.

Природа распорядилась мудро, - как только сигнал о массовом заморе населения становился явным или неявным образом общим достоянием пораженной популяции, немедленно включался механизм психического и психологического торможения. Конечно этот механизм включался осредненным образом, действуя по разному на разных людей, но большая часть людей на него должна была реагировать.

В настоящее время синдром гетто - синдром пассивности является определенного рода атавизмом, во многих случаях играющим отрицательную роль. В 20-м веке его механизм инспирировался во многом уже искусственно. При этом паралич бессилия под воздействием синдрома пассивности охватывал население, и оно ничего не предпринимало, чтобы активно пусть с риском для жизни попытаться изменить свою судьбу.

Снять искусственно вызванный массовый синдром пассивности можно, как показывает практика, только широким информированием населения о самом синдроме, о его симтомах, условиях существования, а также о силах, вызывавших его, и целях, которые они преследовали. Только так после 2-ой мировой войны удалось снять синдром пассивности у европейцев. Если же этого не делать, то любая человеческая популяция, пораженная синдромом пассивности, обречена воспроизводить его при все меньших и меньших уровнях воздействия всю остающуюся ей недолгую жизнь.

Полторакин Александр Михайлович
e-mail: alexpol@pisem.net
um_ru@e-mail.ru
г. Краснодар 2002 год.