Сегодня утром в передаче "Средний класс" по "Радио России".
Интервью с каким-то Воронковым, директор центна обществ. мнения (за цитатную точность не ручаюсь):
"- Как Вы оцениваете сегодня тех, кто составлял род среднего класса в СССР: врачи, преподаватели, научные работники, инженеры и пр.? Приняли ли они новые ценности, стали ли "расталкивать локтями окружающих" и т. д.
- Думаю, значительной перестройки в их среде не произошло. Они пытаются приспособиться к новым, рыночным условиям со старыми ценностями, используя старые стереотипы поведения. Это, знаете ли, подростковая психология: они хотят пользоваться теми возможностями, какие открылись в новое время, просят их извне, но не хотят измениться и что-то делать для этого сами. Они хотят иметь права, не возлагая на себя ответственность за свою жизнь. Большинство из них не учится и не умеет учиться новому. Инновационная активность отсутствует. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, они подчас образуют в своей среде что-то вроде общин (некоторые из них достаточно сильны), в которых сохраняют прежний тип отношений, защищаясь от внешнего мира, замыкаясь в себе. (выделено мной. - Г.)
- А ощущают ли они себя средним классом теперь?
- Нет. И что интересно: ведь многие из них живут теперь гораздо лучше, чем раньше, в советское время. Но у них нет прежней уверенности, и частенько присутствует даже ностальгия по прошлому. Мы проводили обширные опросы, и долго разговаривали с каждым опрашиваемым. Когда мы указывали опрашиваемому на то, что, как же так - теперь у вас есть новая современная техника в доме, дети нередко в Америке учатся,- они воспринимали это с удивлением, потому что не связывали подобные приобретения со своим ощущением, ощущением бедности.
- Каковы, по-вашему, их перспективы в плане формирования нового среднего классса?
- Думаю, что это поколение останется советским до самой смерти. И оно очень тормозит реформы в стране. Например, оно цепляется за старые, привычные, неэффективные формы организации российской науки.
Дети же этих людей - у них совсем другие ценности. Родители, которые растеряны, для них авторитетами не являются. Передачи ценностей не произошло - такой разрыв поколений наблюдался только после Октябрьской революции.
Их дети сами знают, чему надо учиться и как устраиваться в новой жизни. Они ощущают себя ответственными гражданами, и в будущем, конечно, станут опорой гражданского демократического общества. "