От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 03.06.2002 23:18:06 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Манипуляция; Версия для печати

Посвящается С. Г., Скептику и Александру. Образование.

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения.


С. 343-....

"Одной из ключевых позиций социализма было равенство. Понятие включало в себя равенство возможностей, т. е. применительно к данному
случаю каждый человек имел право на образование. В большой степени эта идея была в СССР реализована, хотя на каждом этапе развития
гос-ва, естественно, были условия, делающие тех или иных учащихся более или менее "равнее". На первых этапах важное значение имело
происхождение учащихся, н последних, т. е. перед распадом СССР, принадлежность к семьям правящей элиты. Воспрятствовать получению
образования, а в дальнейшем - определенных видов высшего образования могло опять же происхождение, принадлежность к категории
сельских жителей, а в дальнейшем проявилась некоторая дискриминация по нац. признаку. Евреям, к примеру, было сложно поступить на
нек-рые факультеты престижных вузов. В определ. степени это как бы компенсировало присущее людям этой нац-сти свойство создавать
свои подструктуры в социуме.
В процессе перестройки возрастающую роль в социуме стали играть связи в поколениях. Каждому знакомо рассуждение, что на первом этапе
накопления капитала успеха добиваются люди, склонные к нарушениям закона и достижению целей любыми ср-вами. Затем, когда все
оказывается распределенным, они устанавливают порядок и обеспеч. своим детям хор. образование. Дети, получив хор. образование, ведут
дела полностью в рамках конституц. и прав. полей. Это умозаключение, безусловно, верно отражает историч. процессы отношений
поколений. Но всё, конечно, несколько сложнее. В России понятие справедливости традиционно обладало больш. вес. коэф-том в
сопоставлении с понятием законности, нежели в странах европейского Запада. Справедливость подразумевает равные возможности всех
граждан, чем и привлекательна ком. идея. Стремление дать все лучшее детям также сильно у нас в стране. Граждане готовы терпеть
лишения, лишь бы дети жили хорошо. В русле этих рассуждений невозможность для больш-ва взрослого поколения дать детям такое
образование, как это могут позволить себе победители этапа первоначального накопление капитала, кажется несправедливой и вызывает
мощное соц. течение. Оно, во-первых, направлено к борьбе за всеобщее бесплатное равное образование. Во-вторых, ориентирует и
родителей, и детей на большин затраты в получении образовния, сходного с тем, что доступно олигархам.
Лично мне представляется справедливым, что человек, заработавший деньги честным путём, имеет возможность дать своим детям лучшее
образование, чем тунеядец и алкоголик. Но равно справедливо и то, что дети не должны отвечать за своих родителей. Оставим этот
вопрос на рассмотрение гуманистических психологов, а проследим дальше последствия описываемой трансформации. Сделать это удобно на
примере США, где период первонач. накопления капитала, который наша страна еще только проходит, завершился уже давно. [...]
... Культурные китайцы, индийцы, корейцы приходят в бескультурные США. Их уровень образования высок, мотивация высока. В США низко и
то, и другое, но они контролируют средства. Конфлик налицо.
Мы, русские, также образованны, культурны, но наш уровень притязаний обеспечивается не пассионарностью, а, скорее, униженным
самолюбием, что совсем не одно и то же. Сложно предсказать, как это отразится на позиционировании России в планетарных процессах, но
одно совершенно ясно: в России высока мотивация к получения образования, в России есть все возможности для получения образования.
Период нашей истории, когда выпускники школ хотели быть рэкетирвми и проститутками, к счастью, продлился совсем недолго. Сегодня все
больше и больше школьников стремится поступить в вузы. Этот процесс очевиден в больших городах, правда, пока не так ясно проявляется
в малых - впрочем, это вопрос времени.
В недалеком будущем это породит проблему, с которой однажды уже не смогли совладать руководители Сов. Союза: несоответствие кол-ва
высокообраз. специалистов и их востребованности системой гос-ва. Итог - пьянство, разочарованность. Мы должны постараться не
наступить второй раз на одни и те же грабли. Способов несколько.
1. Интеграция в мировое сообщество позволит нашим спец. применять свои знания в др. странах.
2. Экономич. подъем, которым нам угрожают премьер-министр со товарищи, рано или поздно разразится, и потребуется большое кол-во
профи.
3. Общее повышение уровня жизни востребует новые специальности и поможет прокормиться спец.-гуманитариям, которые, будем надеяться,
в свою очередь, поднимут культуру.
Мы должны таким образом развивать систему образования в России, чтобы не разрушить ее глупыми преобразованиями, как это сделали с
экономикой, но и не оставить ее в блаженном состоянии, когда все средства в одних руках и нет стимула к развитию.

Что же предст. собой система образования в структуре гос-ва? В рос. условиях мне хотелось бы выделить две ее функции.
1. Ф-ия стабилизатора внутригос. процессов имела в России периода перестройки огромное значение. Прежде всего отметим
постоянство штатного состава преподавателей, обеспеч. преемственность в системе обучения. 60-70-80-е гг. - время послед. развития
страны, отсутствие войн и потрясений. В педагогику пришли люди опред. склада, в меру консервативные и оптимистичные. Они окончили
пед. вузы, готовившие специалистов по одинаковым программам на всей территории Сов. Союза. Особенности экономики страны, демогр.
положение и традиции России привели в систему образования преимущественно женщин, менее склонным к рев. преобразованиям и обеспеч.
тем самым доп. запас консерватизма.
На протяжении пед. деятельности каждый учитель несколько раз разным поколениям учеников читает одни и те же курсы. Повторение - одно
из самых мощных мех-мов внушения. Обучая детей, педагоги обучают и себя. Дети выросших учеников приходят в те же школы, прослушивают
те же курсы, родители подкрепляют сказанное своим мнением, так как те же курсы прослушали раньше. Механизм эффективен. Идеология,
вносившаяся в гуманитарные предметы в нашей системе образования, приходила к родителям через детей. Тяжелое прошлое быстро
забывается, и когда дети учат историю первых 5-леток, то родители, бабушки и дедушки получают напоминания о великих свершениях, что
вызывает у них хорошие воспоминания, и не вспоминают о трудностях, так как в учебники это не вошло. История приукрашается,
переписывается в соотв. с идеологич. догмамми, и взрослые узнают это от своих детей, а не от парт. руководителей, которые вызывают
недоверие как лица заведомо заинтересованные. 3 поколения - дети, родители и деды - существ. в мире одних и тех же знаний, одних и
тех же образ. программ, получают от прошедших одинаковый отбор преподавателей троекратное подтверждение знаний и идеологич. норм - в
детском, взрослом и старшем возрасте. Подобная система обладает большой инерционностью. Поэтому в период перестройки именно
структура образования выполнила ф-ию сдерживания и не дала перестройке протекать в особо крайних формах. Разрыва времен не
получилось - лишь трещина.
2. Школа представляет собой ролевую структуру, обладающую, однако, нек-рыми специфич. св-вами. Схема ее, в упрощ. виде,
такова: 10 возр. групп обучаемых, в каждой группе - по 2-3 класса. Единый педагогич. коллектив.... Контакты учащихся парал. классов
значительно слабее взаимоотношений внутри одного класса, а взаимоотношения учащихся различных возрастных групп и вовсе редки... В
старших классах отмеч. контакты между более старшими юношами и быстро взрослеющими девушками [..] Все эти контакты в силу быстрого
взросления детей и перехода из одних возр. групп в другие, облад. специф. набором уенностей, слабы и не играют знач. роли в
сущ-вании и развитии шк. коллектива.
Подобное положение вещей в школах Сов. Союза пытались исправить путем создания октябрятских, пионерских, а затем комсомольских
орг-ций, сквозных структур, наполн. ед. идеологич. содержанием. При этом идеология, персонифицируясь в своих носителях, представляла
собой феномен массовидного колл. лидера. В кач-ве ролевых лидеров выступали поддерж. преподавателями командиры октяб. зведочек,
пионерских отрядов, комсорги и др. форм. лидеры обществ. жизни. Иногда форм. методами назначались и избирались (а процедура эта,
безусловно, контролировалась пед. коллективом) лидеры неформальные. Это приводило к повышению статуса неформ. лидеров и, соотв., к
снижению статуса педагогов. Поэтому закономерны случаи, когда педагоги инициировали назначение форм. лидерами послушных и контролир.
учеников.
Подобному развитию событий способствовал мех-м отбора преподавателей, который на протяжении десятилетий выводил и выводит лидеров из
системы образования. Лидерам в Сов. Союзе хотелось поднимать целину, строить БАМ, работать в сфере перед. технологий. Те немногие,
к-рые все же поступали в пед. институты, на опред. этапе своей деятельности зачастую уходили в систему РОНО и далее, еще более
оголяя, так сказать, тылы. В итоге на каждого неформ. лидера-преподавателя приходилось в неск. раз больше нелидеров, чем в др.
отраслях деятельности.
Поэтому, хотя коллектив преподавателей станд. средней общеобраз. школы и превыш. численностью состав малой группы в 3-4 раза,
феномен дробления его на группы наблюдается значительно реже, чем это следует из теории. Структура с уменьш. долей лидеров обладает
большим запасом консервативности и в меньшей степени склонна отторгать идеологию... За победой идеологич. норм дополнительно
бдительно следили парторганизации. Таким образом, коллективы преподавателей были мощным фактором стабилизации общ-ва.
Но задачу передачи идеологии и закрепления ее у учащихся подобные пед. коллективы выполняли все хуже и хуже. С годами все меньше
лидеров шло в систему образования... Педагогам-нелидерам было все труднее иметь дело с неформальными лидерами-учениками, которых к
конфликтам подталкивали и чисто возрастные поведенч. особенности, и накапл. несоответствие идеологии реальной жизни, видимое уже
невооруж. глазом. Чтобы не усложнять себе жизнь, педагоги ставил форм. лидерами ведомых учащихся, и неформ. лидеры в проитвостоянии
такому положению вещей вместе с негативным отношением к педагогам воспринимали негативно и идеологию. Это - одна из причин,
приведших к распаду Сов. Союза.
Как видим, стабилизир. структуры - вещь полезная для гос-ва, но когда они превращаются в
плотину на пути соц. потока, поток рано или поздно разрушает их вместе с берегами...."
................