От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 03.06.2002 23:16:22 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Манипуляция; Версия для печати

Посвящается Альмару. Что считал Райх.

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения.

С. 103-106.

(а повторов-то сколько - ужас! %-))

"...Основателя телесно-ориентированного психоанализа В. Райха также можно условно отнести к третьему периоду. Свою книгу "Психология
масс и фашизм" он написал в период установления в Германии фашизма в качестве господствующего политического течения.
Его научные взгляды основывались на учениях Фрейда и Маркса. Стараяь понять психологию масс, он достаточно своеобразно сплетал
взгляды этих двух мыслителей. Он считал, что изученим психологии масс должна заниматься сексуально-энергетич. психология, как он сам
назвал ее. Она призвана привести глубинную психологию Фрейда в соответствие с экономич. теорией Маркса. Инстинктивные и соц.-экон.
процессы определяют жизнь человека. В то же время необходимо отказаться от эклектич. попыток произвольно объединять "инстинкт" и
"экономику". Секс.-энергетич. психология разрешает противоречие, которое побудило психоанализ предать забвению соц. фактор, а
марксизм - происхождение человека от животного. В другом месте он отметил, что психоанализ является матерью соц. энергетики, а
социология - ее отцом. [...]
В дальнейшем Райх всё дальше продвигался по пути, открытому Фрейдом. В своих лабор. исследованиях он пришёл к выводу о сущ-вании
фундам. жизненной энергии, присущей всем живым организмам. Он назвал ее оргоном и заявил, что именно оргон лежит в основе фредйоской
концепции либидо. Райх полагал, что причиной многих заболеваний, таких как рак, стенокардия и др., является нарушение свободного
тока оргонной энергии в организме. В вопросах полового воспитания в общ-ве и в семье, причин возникновения неврозов и вопосах
биоэнергетики Райх далеко опередил своё время, и его взгляды весьма современны. Эти же воззрения лежали в основе его подхода к
изучению психологии масс. В своей книге "Психология масс и фашизм" он раскрывает, как подавление секуальных влечений влияет на
формирование "рабской" психологии масс. Он считал, что тоталитарное гос-во подавляет естеств., прежде всего секс., влечения
человека, вытесняя их в бессознательное и превращая человека в сущ-во, не способное к сопротивлению и готовое выполнить любой
приказ. Райх считал, что "фашизм" представляет собой основное эмоц. отношеие "подавленного" человека к нашей авторитарной, машинной
цив-ции и к ее механистически-мистическому пониманию жизни. Механистически-мистический характер соврем. человека порождает
фашистские партии, а не наоборот.
Поскольку фашизм, независимо от времени и места его проявления, является движением нар. масс, он обладает всеми особенностями и
противоречиями, присущими характерологич. структуре масс. индивида. В отличие от общепринятого мнения, фашизм - это не чисто
реакционное движение, оно представляет собой сплав мятежных эмоций и реакционных соц. идей. Мы можем подразумевать под этим любой
тоталитарный режим.
"В чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррац. характерологич. реакций обычного человека", - считает Райх. Фашизм
порождается не столько экономич. и политич. обстоят-вами, сколько самой структурой характера масс, подготовленной к принятию идей
тоталитарного вождя.
Психологич. структуры характера масс имеют сходные черты при всех тоталитарных системах. Прежде всего, это нежелание и неумение
брать на себя ответ-сть за свою жизнь, проявлять инициативу, уважать личность и мнение др. человека и др. Эти положения Райха
перекликаются со взглядами Франкла, Лебона и Сигеле. Осн. последствиями такой психологии являются шовинизм и национализм, поиск
виноватого в собств. бедах не в самих себе, а в других. Райх считал, что совершенно неверно полагают, будто бы фашизм является
заклятым врагом религии. Фашизм служит высшим выражением религиозного мистицизма, который принимает определенную обществ. форму.
Фашизм поддерживает религиозность, к-рая возникает в результате сексуального извращения, и трансформирует мазохистский характер
древней религии. По мнению Райха, любой тоталитарный режим, и в частности, фашизм, служит выражением иррац-сти характерологич.
структуры обычного человека, первичные биологич. потребности к-рого подавлялись в течение тысячелетий.
В книге "Психология масс и фашизм" Райх задается вопросом: "Почему народ позволял, чтобы его эксплуатировали и подвергали
нравственным унижениям, почему он подчинялся рабству в течение многих тысячелетий?" Как ему кажется, на эти и другие вопросы может
ответить секс.-энергетич. психология, берущая свое начало от соединения идей Маркса и Фрейда. [...]
Для понимания связи между сексуальным подавлением и эксплуатацией человека необходимо проникнуть в суть основной социальной орг-ции,
в которой переплетаются экономич. и соц.-энергетич. ситуация авторитарно-патриархального общ-ва. Без анализа этой орг-ции невозможно
понять сексуальную энергетику и идеологич. процесс, характерный для патриархального общ-ва. Далее Райх делает вывод, что
переплетение соц--экономич. структуры с сексуальной структурой общ-ва и структурное воспроизведение общ-ва в человеческом характере
происходят в первые 4-5 лет воспитания ребенка в авторитарной семье. Таким образом, авторитарная семья превращается в фабрику, на
к-рой формируются идеология и структура гос-ва. В такой семье в рез-те морального сдерживания естественной сексуальности ребенка,
которая на последнем этапе приводит к существ. ослаблению его генитальной сексуальности, у ребенка развивается пугливость, робость,
страх перед авторитетом, покорность, "доброта" и "послушание" в авторитарном смысле этих слов. Такое сдерживание парализует действие
мятежных сил в человеке, так как каждый жизненный поры теперь обременен страхом; поскольу секс стал запретной темой, критическая
способность и мысль человека тоже становятся запретными. Короче говоря, задача морали заключается в формировании покорных личностей,
которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя.
Таким образом, семья представляет собой авторитарное гос-во в миниатюре, в к-ром ребенок должен научиться приспосабливаться к соц.
условиям. Необходимо ясно понимать, что авторитарная структура личности в основном формируется путём погружения сексуальных запретов
и страхов в живую субстанцию сексуальных импульсов. Райх считал, что сексуальное торможение так изменяет структуру личности
экономически подавленного человека, что он действует вопреки своим материальным интересам
."