От Дмитрий Ниткин Ответить на сообщение
К alex~1
Дата 31.05.2002 16:27:26 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Почему не было хороших книг?

>Я встрял в эту дискуссию вот по какому поводу: меня давно занимал вопрос, почему в СССР трудно было достать хорошую книгу. Мне кажется, это один из вопросов (второй - это вопрос о "картошке", третий - о ...), не ответив на который, непонятны важные механизмы функционирования СССР. Ну почему, в самом деле, не печатали больше хороших книг (детских, в том числе)?

Тут надо разграничить два вопроса:
1. Когда печатали больше "хороших" книг - раньше или сейчас? Далеко не факт, что нынешние тиражи тех книг, которые хочется поставить дома на полку (условный критерий "хорошести") выше советских. Хотя на магазинных полках они представлены, разумеется, более широко.

2. Почему не печатали больше хороших книг?
А зачем, собственно государственному (даже не государственному - партийному) книжному издательству печатать больше хороших книг? Хозяйство у нас плановое, но не планировать книгопечатание по номенклатуре названий и авторов на уровне Госплана даже тогда ума хватало (за исключением отдельных позиций типа материалов очередного съезда КПСС), значит издательство в существенной мере само решает, что ему печатать. Проблемы со сбытом почти нет - даже самую залежалую макулатуру можно в конце концов распихать по библиотекам. Объем реализации на благосостояние издателей тоже не влияет. Значит, остаются следующие соображения при принятии решения:

- идейная выдержанность книги. Лучше издавать то, что уже издавалось ранее, чем проталкивать сомнительный продукт через цензуру;

- минимальные расходы сил издательства на выпуск и распространение. Если есть вариант: выпускать с иллюстрациями или без иллюстраций - лучше без иллюстраций. Иллюстрации печатать трудно.

- соответствие тематическому плану. Тематический план составлялся, разумеется исходя из представлений начальства о том, "что народу надо".

- место автора в писательско-издательской иерархии, его личные связи, принадлежность к той или иной группировке. В свое время в "Литературной газете" довольно много обсуждали вопросы: почему печатают тех и не печатают этих? В основном, групповщина.

И почему надо рассчитывать, что в таком издательстве выйдет, например, иллюстрированная энциклопедия для детей? Минусы очевидны:

- надо организовать профессионалов на написание статей, потом подвергнуть их литературной обработке (работа)
- надо заказать иллюстрации (работа)
- надо печатать в цвете, оборудования нет, для печати за границей надо выбить инвалютные рубли (хлопоты);
- надо протолкнуть книгу через цензуру, статей в энциклопедии много, все по разным направлениям, проверять будут долго, выставят идотские требования (головная боль).

Издадим-ка мы лучше в очередной раз Гайдара (Аркадия)...