От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 31.05.2002 13:47:42 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Ссылки; Версия для печати

Где они, мечтатели? (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda58.html

Где ты, страна мечтателей?
Ирина СЕРГЕЕВА, заслуженный работник культуры
Российской Федерации

В начале восьмидесятых (для одних — вчера, для других — в прошлом веке) еще незыблемыми казались устои государства, в котором мы жили, а вера во всесилие разума значилась среди первостепенных гуманистических ценностей.

ПРАВДА, в ссылках на зарубежную прессу все настойчивее звучала тема массовых страхов — там, на Западе, где, похоже, формировалось новое потерянное поколение. Из-за неспособности правящих элит контролировать фатальные события молодежь теряла ориентиры. Цинизм и крайне эгоистическое поведение были ее ответом на ощущение абсолютного отсутствия будущего. Об этом сообщала американская пресса. Известный в США ученый Элвин Тоффлер оформил эти настроения с шокирующей хлесткостью в своей книге “Столкновение с Будущим”, утверждая в ней, что сознание уже не поспевает за переменами: они застают нас врасплох, как тайфун...

Конечно, в этих перепечатках отзывались еле слышно и наши собственные опасения. Вселенская тревога без спроса заглядывала в души. “Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко”, — летела над страной щемящая мелодия Евгения Крылатова, исполняемая лучшим детским хором. Такие неожиданные, такие печальные слова и чувства... Просить пощады у будущего? Странная мысль.

Да, в мире неспокойно. Так что же, станем обрушивать на детей наши взрослые страхи? Тревога — скверная попутчица, особенно в начале пути. Не лучше ли дать ребятам понять и почувствовать, как будущее зависит от настоящего? В конце концов, несмотря на все случайности, сбывается именно то, во что мы сами очень поверим. Человеческое общество давно перестало быть стихийным.

Я свято верила, что человеческому разуму и доброй воле под силу отклонить от детства траекторию беды. С этой верой был задуман и осуществлен один проект: обратиться к школьникам Советского Союза с предложением создать свою программу будущего. Не того, что прячется за неясными далями столетий, а ближайшего, которое наступит всего через двадцать лет — в 2001 году, то есть в прошлом году.

“За эти двадцать лет вы получите образование и профессию, обзаведетесь своими семьями и превратитесь в новое поколение взрослых, от которых будут зависеть дела в стране и даже в мире”, — с такими словами выходившая многомиллионными тиражами детская газета обратилась в 1981 году к своим читателям. Ребятам было предложено несколько вопросов. Какими вы видите себя, школу, учителей, свой дом и улицу 1 сентября 2001 года? Какого рода сообщения по нашей стране и из других стран могут прозвучать в обычном выпуске телевизионных новостей через 20 лет? Что бы вы хотели взять с собой в будущее из настоящего, а от чего отказались бы? Есть ли у вас своя программа жизни?

За пару месяцев редакция получила свыше тысячи ответов со всех концов страны. И десятилетние дети, и семнадцатилетние выпускники предложили с полной ответственностью свои планы устройства дел на Земле.

Вот некоторые из наиболее характерных проектов на 2001 год. Они подписаны подлинными именами и фамилиями, на конвертах сохранился точный обратный адрес. Они читаются сегодня — от первой до последней строки — как пронзительный документ времени.

В 2001 году я вижу себя человеком. Простым человеком. Хочу быть доброй и честной, и чтобы эти качества остались у меня навсегда.

Утро. В раскрытое окно врываются пение птиц, шум тополей. Тишина. Может, нет машин? Машины есть, они проносятся по улицам с быстротой молнии, но абсолютно бесшумно. Воздух прозрачный и чистый. Нет копоти, выхлопных газов. Вдоль тротуаров цветут фиалки и гиацинты.

Мне нужно ехать на ферму, за город: ведь я работаю зоотехником. На стоянке такси беру электромобиль и мчусь. Сегодня мне предстоит важное дело — будем выбирать новую породу коров для нашего хозяйства. Так начнется обычный день моего будущего. А впереди еще много таких дней.

Галя ПЛЕТЕНЦОВА, 13 лет.

Ставропольский край.

Сегодня я иду с радостным сердцем на любимую работу —строительство метролиний. Как раз начинается прокладка новой межгородской подземной магистрали Москва — Ленинград. Мы начинаем применять новый щит для проходки. С помощью реактивного двигателя землесрезатель продвигается с большой скоростью и может сокрушать самые твердые породы.

Сергей НОЖИН, 12 лет.

г. Ленинград.

В 2001 году я хочу быть лесником, чтобы меня слушались звери. Иметь пожарный вертолет и быстро тушить пожары. Люди никогда не станут обижать животных, они найдут общий язык.

Сергей СКАРГА, 4-й класс.

пос. Ватутино, Харьковская область.

Я вижу себя стюардессой на самолете, который летает между городами всего мира. А если наш самолет летает между городами всего мира, то это значит, что все страны дружат друг с другом.

Жасмин БАЙСЫНОВА, 14 лет.

ст. Джусалы, Казахская ССР.

К этому времени я уже буду настоящим детским советским писателем. Утром я вскочу с кровати, сбегаю на улицу, умоюсь и сяду писать. Окна открыты, деревья и кусты радуют глаз зеленью. Мои дети прибегут, проснувшись, ко мне в комнату и будут рисовать и шалить. А старшие соберутся в школу: сделают себе завтрак и положат в портфели по банке варенья — для школьной столовой.

Я считаю, что будущее будет не очень отличаться от настоящего, так как значительные изменения больше всего будут происходить только в международном положении, в науке и технике.

Цель в жизни у меня есть — прославить свою фамилию, потому что, если я ее не прославлю, больше никто, наверное, сделать этого не сможет. А еще кое-что доказать человече-ству своим трудом.

Вовка РУДНЫХ, 12 лет.

г. Лысьва, Пермская область.

У нас в 2001 году все люди говорят правду. А если кто-нибудь солжет, то лицо его становится черным, как уголь, и все сразу видят, что он говорит неправду. Но вообще-то случается это очень редко, люди забыли обман.

Ира ВИШНЕВСКАЯ,12 лет.

г. Егорьевск.

В 2001 году я буду жить в городе без острых углов. По дороге я вижу круглые здания с круглыми окнами и балконами. Круглые подъезды скрываются в тени деревьев с круглыми листьями. На улице нет машин — только ракетопланы.

Марина БАРИНОВА, 10 лет.

г. Свердловск.

На днях я побывала в школе на уроке. Не то что мы учились! Сейчас вместо тетрадей — магнитофоны. Записи проверяют на ЭВМ за несколько секунд. Дети уже с трех лет пишут, читают, считают и учат поэмы Пушкина. Что за дети! Настоящие таланты.

Оля ПЕТРУШИНА, 13 лет.

село Баевка,

Ульяновская обл.

Наступило солнечное утро I сентября 2001 года. По просьбе большинства жителей в городе Юрьевце весь день не будет дождя. Сегодня вместе со своими шестиклассниками я отправляюсь на экскурсию на Луну. Это давняя мечта ребят.

Через весь город меня везет к школе лифт-перевозчик. Вот в его стеклянных дверцах отражается мраморное здание с тихим палисадником, опытническим садом и бассейном. “Я думаю, — сказал директор, — что вы успеете слетать на Луну за 60 минут”...

Галя БАРДЫГИНА, 12 лет.

пос. Юрьевец,

Владимирская обл.

Мне нужно идти в школу к 8-ми часам, потому что я преподаю ребятам черчение и рисование. Сажусь у дома в вездеход — мимо мелькают озаренные солнцем дома, похожие на хлебные колосья. Таким домам не страшны ветры, ураганы и даже землетрясения: они лишь слегка качаются, как колосья, и не рушатся.

Первый урок во всех классах — природоведение. Мальчики и девочки учатся видеть и слышать природу. Учитель распахивает окно. Слышите? Вот старая осина кряхтит и поскрипывает. А это шепчутся листья березы.

— Научиться слушать и откликаться — значит стать другом, — говорит учитель. На перемене он выбегает вместе с ребятами во двор. А там уже все учителя качаются на качелях, подтягиваются на турниках, упражняются на брусьях и соревнуются в беге.

Галя ПЕТРУШКОВА, 13 лет.

г. Хабаровск.

Первым уроком в школах будущего должен быть урок сознательности и взаимопонимания. Без сознательности будет трудно достичь справедливого порядка на Земле, а без взаимопонимания — окончательного братства всех народов планеты.

Роман АЛХАЗОВ. 11 лет.

г. Нафталан, Азербайджанская ССР.

В моем Проекте 2001 года в школах будут по-прежнему учить детей люди, а не роботы. И писать будут ручками в тетрадях, а учиться не в гипнотическом сне, а наяву — своим умом, своими силами: зачем лишать себя этого? В школу ребята будут бегать, а не раскатывать в сверхфантастических машинах, развалившись в мягких креслах.

Юра МАКСИМОВ, (адреса нет).

В мечтах о будущем я почему-то представляю себя всегда на околоземной орбите в космической станции. Смотрю на Землю и вижу, как неузнаваемо она изменилась с тех пор, как ее впервые увидел с этой высоты Юрий Гагарин. Как она похорошела! Зеленые ковры полей и лесов. Моря и океаны так чисты и прозрачны, что почти везде видно дно. С тех пор, как все народы согласились жить и трудиться дружно, сообща, Земля расцвела. Побежден страх, не стало ненависти и нищеты.

Ира ВАСИЛЕВСКАЯ, 8 класс.

г. Москва.

Включаем телевизор.

В Нью-Йорке на сессии ООН решена судьба человечества. Все страны согласились переплавить свое оружие до последней винтовки и патрона. Из этого металла на прекрасном острове в Тихом океане будет построен дворец для детей всех континентов. Организация Объединенных Наций проголосовала за открытие всех границ и роспуск всех армий, потому что теперь неоткуда ждать нападения. Вот каким будет 2001 год.

Вадим ШИКИН,

Владимир РАХМАНОВ, 5 класс.

г. Москва.

Я бы взяла в будущее тепло и нежность маминых рук, улыбку друга, журавлиный крик — он звучит как гимн Родине, к которой птицы всегда возвращаются после долгой разлуки. Взяла бы шум прибоя, осенний дождик, подснежник, зелень леса, холодный блеск звезд и тепло солнечных лучей. А в прошлом я бы навсегда оставила ложь, клевету, зависть и смерть.

Наташа ФИЛИППОВА, 14 лет.

г. Цюрупинск.

В моей программе главное — участвовать в открытии, как можно двигаться со скоростью света.

Юра БАГИРОВ, 12 лет.

г.. Евпатория

Программа есть. Окончу школу — поступлю в ПТУ, окончу ПТУ — заведу семью. Буду жить. Все.

Лена ФЕДОРОВА, 13 лет.

п. Хвойное, Новгородской обл.

Многие ребята пришлют в редакцию проекты и у каждого будут замечательные предложения. Я очень и очень рада быть среди этих ребят. Только страшно мне подумать, что в некоторых странах в это время, когда мы мечтаем и фантазируем, дети ходят и просят кусок хлеба, чтобы дожить до следующего дня. Вот поэтому я так хочу, чтобы все, написанное нами, обязательно исполнилось.

Луиза ДАДАГИЕВА, 7 класс.

г. Грозный.

Какие красивые и естественные для юности надежды...

Фантазеры и реалисты представлены были в почте примерно поровну. Тех и других объединяла безусловная уверенность: все у нас будет хорошо. Среди тысячи проектов не обнаружилось такого, где бы двадцать первый век предстал воюющим, опасным. Никто из ребят не пожелал себе счастья в чужой стране или за чужой счет. Ни один не допустил, что может оказаться никому не нужным.

Вопреки всем редакционным правилам я хранила эти письма 20 лет. Не могу объяснить точно, почему. Как будто дело было не доделано, пока не наступит назначенный срок — 2001 год. Как будто мне было поручено сверять часы с этими детскими надеждами.

И я — сверяла. Когда грянул Чернобыль, большинство из наших юных корреспондентов заканчивало школу. Когда рухнула страна, — они выходили в самостоятельную жизнь, отслужив в армии, получив свои дипломы...

На них сломалось время. Сейчас 2002-й год.

Удалось ли Сергею Ножину и Гале Плетенцовой хоть один раз “с радостным сердцем пойти на любимую работу”?.. Сумел ли Вовка Рудных из Лысьвы устроить свое семейное счастье и “доказать кое-что человечеству”?.. И что сегодня думает Марина Баринова о жизни в городе без острых углов?.. Даже за программу-минимум Лены Федоровой с Новгородчины “Буду жить” сегодня никто не поручится. Ну а как сложилась судьба Луизы Дадагиевой из города Грозного, страшно и подумать.

Очень хочется знать. Откликнитесь, ребята. “Правда” ждет весточек от вас.

Будущее для них оказалось куда опаснее тоффлеровского тайфуна: оно переехало на пылающем ослепшем “бэтээре” прекрасные мечты наших детей. Они хотели добра и ближним и дальним — распространяли свою заботу на целый мир. Испытывая себя, уносились фантазией в такие заоблачные выси... Но то, что ожидало нас всех за ближайшим поворотом, не пришло в голову даже самым дерзким фантазерам.

Счастливые надежды юности оказались не защищены. Не хватило золотого запаса мудрости и мужества ни рулевым страны, ни самому обществу.

“Страна мечтателей”... Где она теперь? Нынче в школах с первого класса учат, как выживать в экстремальных условиях.

Может быть, кто-то из выживших, став взрослым человеком, найдет в себе силы осмыслить очередную историческую ката-строфу — с точки зрения своего поколения? Принесенного в жертву авантюризму и алчности, трусливому безразличию...

А нам сегодня есть о чем призадуматься, перечитывая эти бесхитростные детские послания, с таким доверием отправленные в Будущее. В череде непрерывных исторических перестроек-разрушений незаметно просачивается куда-то и уходит из норм общежития человечность. Обесцениваются судьбы людские — взрослые превращаются всего лишь в экономический и мобилизационный фактор, дети — в политический ресурс.

Но дети приходят в мир не для оправдания чьих-то концепций и прогнозов, не для пополнения партийных рядов... Им — продолжать Жизнь на нашей земле.

Взрослым гражданам, то и дело принимающим судьбоносные решения, следовало бы очень точно просчитывать, как отразится их очередное голосование на подрастающем поколении россиян. Ну, а досадное неудобство, не позволяющее прямо в роддоме поделить малышей на “наших” и “ненаших”, на левых и правых — это на самом деле великая мудрость природы, повелевающая людям объединиться для спасения детства. Забота о нем диктует нам отложить политические амбиции и, как это бывает в нормальной семье, искать родительского взаимопонимания.

С него, быть может, и начнется возвращение нашего общества к человечности.

Полностью статья будет опубликована в одном из летних номеров журнала “Наш современник”.