|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Дмитрий Ниткин
|
|
Дата
|
28.05.2002 13:41:49
|
|
Рубрики
|
Либерализм; Идеология;
|
|
Отвечаю.
>Но ни в коем случае не заменять внешним воздействием, не подменять убеждения порядком, а совесть - целесообразностью.... Непростые это материи, куда как непростые. Ваш вариант?
Согласен. Только вот в самом начале (в процессе воспитания) внешнее воздействие не только допустимо, но совершенно необходимо.
(Тут, видимо, опять "спор славян между собою" - стремится ли человек изначально к добру или нет - Вы, кажется, это когда-то спрашивали? Я лично считаю, что да, стремится, но стремление это настолько хрупкое, что при промахах воспитания в раннем детстве - а это происходит в подавляющем большинстве случаев - приходится корректировать человека уже "извне". И это тоже нечасто получается удачно. Большинство людей, видимо, все же не делают гадостей в обыденной жизни только потому, что боятся получить п...ы. Не то чтобы их что-то "гложет", просто это вошло в плоть и кровь, вроде рефлекса. Если же обычный человек в течение продолжительное времени чувствует, что "за это" ему ничего не будет, то довольно спокойно "соскакивает" на такое поведение.
***
А в то же время бывают люди, которых никак "не собьешь". Живут среди обычных (и даже плохих) людей - и ничего к ним не липнет. Спрашиваешь - "как воспитывали?" И вроде бы никак. Само собой вышло. Повезло.
А может, все-таки разные люди по-разному "одарены" нравственностью? Кто знает... Вот Медведева с Шишовой утверждают, что "врожденный криминальный характер" существует. Т. е. не любой человек с такими задатками обязательно станет преступником, но "по умолчанию", если его "не распознать" и воспитывать так же, как обычного ребенка - точно станет.)
>>Другое дело, что разные УСТОЙЧИВЫЕ общества (разные цивилизации) отличаются НЕ ЭТИМ. (Или Вы считаете, что все незападные - или даже "непротестантские" общества - это ВАРВАРСТВО И РАБСТВО?)
>Нет, я так не считаю. Но что Вы имеете в виду - тоже в толк не возьму.
Я имею в виду, что коль Вы привели в пример "протестантскую этику", которая является продуктом именно и только западной цивилизации, включает в себя "верность слову", то, видимо, отсюда следует, что восточные общества и российское общество, скажем, этой особенностью не обладают?
>>В западной цивилизации ЗА ВЫЧЕТОМ "заветного компонента" остается именно Добрынина схема. Сейчас это можно наблюдать, между прочим. %-)))
>Дык не надо его вычетать, наверное :)
Есссно... Просто Вы же тоже наблюдаете "кризис Запада". И связан он, IMHO, именно с этим "вычитанием", поскольку "моральные обязательства", даже среди "своих" - это очень обременительно. (Вроде как "принципы Ликея" у Яны в романе.)
И в общем-то западная цивилизация может существовать (долго ли?) даже "за вычетом" - или хотя бы с сохранением "заветного компонента" у определенной активной части населения, а как с этим у остальным - черт с ними, "лишь бы не плакали".
Но выдержит даже Запад такое испытание на прочность.
Россия не выдержала, поскольку прежний стро