Чей-то нашего буквоеда хватает только на буквы, с понятиями уже хуже
>
> >>Что касается анализа экономических показателей - то в этом предмете мэтр
откровенно слаб,да и большинство присутствующих не сильны. Напоминаю, что
переписывание цифр из стат.сборника в книгу не есть анализ.
> >Ну а составление графика по цифрам - это хотя бы анализ?
> Это иллюстрация. Анализ - это выявление тенденций, причинно-следственных
связей и закономерностей. А также разработка аналитического аппарата для
целей прогнозирования и управления.
>
Вопрос в который мы уперлись - вопрос об объекте анализа и методологии
оного. Вот вокруг его и спорьте, коллеги.
Если брать в качестве объекта социалистическую экономику - то даже только
построение графиков изменения важных натуральных и относительных показателей
по времени не анализом назвать ну никак неполучается.
а вообще, по-поводу определений - подборочка ниже.
***********************
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля
АНАЛИЗ м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на
составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез,
синтетический способ, переход от общего к частностям; || химич. разложение
вещества на стихии, на начала его; || математ. учение о величинах всех
родов. Анализировать что, разлагать, разбирать целое на начала, основы,
стихии, на составные части его. Анализирование ср. окончат. анализировка ж.
об. действ. по глаг. Аналитика ж. в логике: разбор, способ решения вопроса
от следствий к началам, от действия или явлений к причинам; || в математ.
приложение алгебры (буквосчисления) к геометрии, решение геометрических
задач без чертежей, одним счислением. Аналитический, аналитичный,
относящийся к анализу или к аналитике. Аналист, аналитик м. логик или
математик в показанном значении.
****************************
Энциклопедия:
*****************************
АНАЛИЗ (от греч. analysis разложение),
1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ
неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).
2) Синоним научного исследования вообще.
3) В формальной логике уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
**************************
Исследование научное
Исследование научное, процесс выработки новых научных знаний, один из видов
познавательной деятельности. И. н. характеризуется объективностью,
воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в
различных областях науки). Различаются два его взаимосвязанных уровня:
эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и
на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором
уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области
закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические
закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Основными компонентами И. н. являются: постановка задачи; предварительный
анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и
организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение
полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных
фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение
объяснений или научных предсказаний. Для прикладных И. н. выделяется
дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство.
Структура И. н. определяется различными комбинациями перечисленных этапов,
которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными
повторениями и изменениями. В ряде случаев те или иные этапы могут
отсутствовать (например, при экспериментальной проверке ранее выдвинутых
гипотез и т. п.).
Так как результаты И. н. не должны повторять ранее открытые факты и законы,
то процесс И. н. следует рассматривать как функцию цели и времени. Из двух
исследовательских процессов, относящихся к одним и тем же объектам и
решающих одну и ту же задачу, более эффективным является тот, который, при
прочих равных условиях, приводит к намеченной цели за более короткий
интервал времени.
Классификация И. н. может производиться по различным основаниям. Наиболее
распространённым является деление И. н. на фундаментальные и прикладные,
количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д. Взаимное
наложение этих классификаций иихболее тщательное членение дают
многоступенчатую классификационную иерархию И. н.
Современные И. н. во всех развитых странах мира поглощают значительную часть
совокупного национального продукта (в США и СССР около 3% ). И. н. оказывают
глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и
технический прогресс, управление общественными институтами и т. д. Поэтому
проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности
образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с
этим начали развиваться исследования по организации, экономике и методологии
И. н. Методы и навыки И. н. находят широкое применение за границами науки
при решении многих экономических и социальных задач (см. Наука).
******************************
Анализ
Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии, в противоположность
синтезу, анализом называют логический прием определения данного понятия,
когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким
образом сделать познавание его ясным в полном его объеме. Аналитическим
понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого
понятия, заключающего в себе первое. - Точно также и пояснение какого-либо
понятия путем разложения его на составные части называется аналитическим
толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также
суждения или умозаключения. А-ое суждение предполагает известное качество
присущим самому понятию предмета, друг. словами сказуемое заключается в
самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету
приписывается качество, которое в самом понятой предмета может и не
заключаться, иначе говоря, нет связано неизбежно с понятием предмета. Так
напр., предложение "Всякое тело имеет протяжение" представляет аналитическое
суждение; предложение же "это тело упруго"-синтетическое. Это различение
способа суждения приобрело особенное значение, благодаря Канту ("Критика
чистого разума"), хотя на него указывает и раньше Давид Тел в XIII в. и еще
в древности Стильпон из Мегары. При доказательствах, опирающихся на ряд
умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной
теории, выражение А. имеет нисколько иной смысл: оно означает, что
доказательства идут регрессивно, от условного к обусловливающему между тем
как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход (regressus a
principiatis ad principia и progressus a principiis ad principiata); такой
метод в научных исследованиях называют аналитическим в отличие от
синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим
доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет
соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведенными
аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, "Theorie des Induktien"
(Лейпциг, 1854).
***************************************
Синтез
Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление), соединение
различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое
осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В
этом значении термин <С.> противопоставляется анализу, с которым он
неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них
осуществляется с помощью и посредством другого. В современной науке термин
<С.> применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под С.
понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно
быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу
как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного
понимания анализа и С., восходящего ещё к античной геометрии (Платон,
Евклид, Папп Александрийский), придерживается, например, Я. Хинтикка
(Финляндия). Другое значение термина <С.> связано с т. н. <синтетическими
суждениями> (см. Логическая семантика).
..............
С. как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс
образования понятия основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирические
данные исследования того или иного объекта синтезируются при их
теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании С. выступает в форме
взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области (на основе
соответствия принципа), как объединение конкурирующих, в определенных
аспектах противоположных теорий (например, С. корпускулярных и волновых
представлений в современной физике), в форме построения дедуктивных
(аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.
Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ
построения теоретические знания о сложных, развивающихся объектах также
представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное
знание об исследуемом объекте есть С., единство его многообразных
абстрактных определений.