Один из допросов в ЧК (23 января 1920 года) был полностью посвящен выяснению «политических взглядов» адмирала Колчака. Причем допрашивавшие путем прямых и наводящих вопросов пытались добиться от Александра Васильевича признания в том, что по своим политическим убеждениям он – монархист. Видимо, такая у них была задача, поскольку в те времена обвинение в монархизме было совершенно убийственным. Наверное, адмирала хотели таким образом «окончательно скомпрометировать». Но адмирал упорно отрицал свой «монархизм», даже в отношении далекого прошлого, а свою борьбу с большевизмом объяснял ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ (!) устремлениями. При этом складывается впечатление, что Александр Васильевич чуть ли не специально пытается представить себя таким, знаете ли, солдафоном, который только «нес службу», а «политикой» не интересовался.
В общем, убиенный адм. А.В. Колчак был человеком либеральных, условно говоря, умонастроений. Зато — лично вполне порядочным. Вообразить его эдаким А.Н. Яковлевым, «получающим в Америке инструктаж» и проч. — особого рода психокультурный анахронизм. Вроде того, как некогда говаривали, что, мол, «агенты III Отделения стреляли в Лермонтова из-за куста».
Просто мы поневоле «типизируем назад в историю». Сам этим грешен.
Да, еще одно. Колчака расстреливал Саул Гдальевич Чудновский. При Сталине в 37 году был расстрелян сам Саул Гдальевич. Почему и не любят Сталина перестройщики, а 37 год считают страшной трагедией.