От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К полковник Рюмин
Дата 29.03.2002 11:45:34 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Письмо Ленина, Троцкий и репрессированный Алексей

Жаль, что Алексея отключили.
Но, может, прочтет. Спасибо полковнику, прочитал я письмо Ленина – раньше не читал (или забыл), зря Алексей подозревает. Письмо, по-моему, написано политиком и бойцом, не понимаю, почему Алексей поднял такую бучу. В «Сов. цивилизации» эта кампания против Церкви – часть главы о Гражданской войне, и это была именно война, с обеих сторон. Алексей - на одной стороне, я на другой. Если для него эта мысль невыносима, не надо об истории думать.
Выводя из этого письма, что именно Ленин был идеологом кампании, Алексей попросту ошибается. Он мало изучал вопрос и слишком много значения придает частному документу. Одно дело – письмо по горячим следам, другое дело – следствие и суд. Письмо написано в связи с мятежом в Шуе, к заседанию Политбюро. Туда была послана комиссия (пред. – Смидович, зам. – Уралов). Там арестовали 23 человека. Судила их выездная сессия Ревтрибунала ВЦИК, вход свободный, так что перенесли в театр. К расстрелу приговорили троих, в том числе двух священников. Назавтра же Калинин послал телеграмму «вне всякой очереди» с приказом отложить исполнение приговора. Политбюро методом опроса утвердило приговор, а потом и ВЦИК. Привели в исполнение 10 мая 1922 г. Это что – событие из ряда вон для Гражданской войны? Или господа не знают, что в той войне Церковь заняла вполне определенную позицию? Что такое анафема Советской власти в момент начинающейся Гражданской войны? Что такое послание патриарха Тихона, призывающее верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей? Прямой призыв к мятежу, который и произошел в Шуе – и распространие этого мятежа было остановлено шумным процессом и приговором. Не так ли?
Теперь об идеологах кампании. Я дал ссылку на книгу историка-архивиста объемом 16 п.л., которая вся посвящена этой кампании, с зарождения самой ее идеи. В этой книге уделено место и письму Ленина – в соответствии с реальным «весом» этого письма во всей кампании как системе. О доктрине же сказано: «Вдохновителем кампании конфискации церковного золота был «гонитель церкви» Л.Д.Троцкий, засыпавший Политбюро ЦК РКП(б) предложениями, письмами, планами, теоретическими разработками об отношениях с церковью, многие из которых легли в основу принятых решений и были утверждены в качестве постановлений Политбюро ЦК РКП(б)… Функции между двумя ветвями власти в вопросе изъятия церковных ценностей сначала не были строго разграничены. «Упростить» и подчинить «религиозный вопрос» партийно-чекистскому контролю взялся Л.Д.Троцкий, на которого и возлагалось общее руководство подготовкой кампании… Работа сначала по «сосредоточению», а затем и по изъятию ценностей церкви обрела организационную основу и характер мощной кампании во многом благодаря усилиям Л.Д.Троцкого. Он постоянно побуждал Политбюро ЦК РКП(б) к «ускорению» изъятия ценностей» и т.д.
В книге подробно освещена закулисная борьба между членами Политбюро ЦК РКП(б) и вообще в партии по этой проблеме. Кстати, Алексей ошибочно считает, что я «выпятил Троцкого как еврея». Это его домыслы, Троцкий вообще в этой кампании действовал не как еврей, а как радикальный модернизатор и антиклерикал. Так, 14 марта, накануне мятежа, были изъяты церковные ценности синагоги. Кроме того, и я это отметил, большую и самоотверженную работу по спасению ценностей вела жена Троцкого, начальник Главмузея.
Зацикливаясь на частностях, Алексей многое теряет.