От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 18.04.2002 16:46:31 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Версия для печати

ОМП . Диссер - "Теория доренок"(*)

http://www.pronline.ru/showarticle.php?ID=32?intRec=5


---------------
Российский ПиАр между Макиавелли и Геббельсом

Пресса: PRonline
Дата: 05.09.2001
Автор: Дмитрий Евстафьев


Российским "пиарщикам", конечно, неприятно слышать о том, что они мечутся между Макиавелли и Геббельсом. Однако именно так воспринимаются их действия во многих средствах массовой информации. Можно также с большой долей уверенности говорить о том, что именно так воспринимают деятельность "пиарщиков" в весьма широких слоях российского общества. Обида понятна, при всех различиях в политической сущности рассматриваемых персонажей, они оба - фигуры достаточно демонизированные и ассоциирование с ними отбрасывает зловещую тень на многочисленные имиджмейкерские конторы и на их работников.

Конечно, демонизация мира политического "пиара", во многом сознательная, а во многом - и инстинктивная, действительно имеет место. Но ведь именно сами пиарщики способствовали возникновению вокруг себя имиджа всемогущих "властителей дум", которые могут и президента "подставить", и губернатора "замочить". Именно они безудержным самовосхвалением и саморекламой способствовали к тому, чтобы в восприятии значительной части общества большая часть задач политического управления свелась именно к политическим технологиям. И именно сами "пиарщики" способствовали тому, что из всех политических технологий наиболее востребованными в реальных действиях и наиболее засвечиваемыми (в том числе также благодаря саморекламе "пиарщиков") оказались именно "черные технологии". Которые естественным образом легитимизировали соотнесение "пиарщиков" с Макиавелли, а в особенности - с Геббельсом как с авторами классических черных технологий.

Что до эволюции соотношения степени ассоциированности российского "пиара" с Геббельсом и Макиавелли, то эти процессы объясняются весьма просто: сперва "пиарщики" пытались ассоциировать себя с процессом строительства новой российской государственности, хотя и в весьма специфической форме. В конечном счете, с точки зрения принципов государственного строительства - на фоне традиционного российского византинизма - Никола Макиавелли выглядит вполне адекватной фигурой. А прессе такая ассоциация означала, что "пиарщики", конечно, люди вполне циничные, но никак не отмороженные. Однако со временем оказалось, что финансовая и функциональная привлекательность "черного пиара" перевесила стремление интегрироваться в реальный политической процесс формирования основ новой российской государственности и, вполне естественно, начала расти степень ассоциированности "пиарщиков" с доктором Геббельсом. И надо признать для этого был реальные основания. Некоторую надежду на возвращение "к истокам" давал приход к власти президента Владимира Путина, неоднократно высказывавшего свое негативное отношение к "черному пиару", однако начавшая кампания по региональным выборам вновь подтвердила статус главного пропагандиста фашистской Германии.
..

Характерные цитаты российских СМИ о Геббельсе за 2001 г.

Порхавшая прежде, как птица небесная, умеренно-либеральная (без царя в голове) телезнаменитость, пойманная цепкими лапами НТВ, немедленно впрягается в геббельсовскую по масштабу и методам пропагандистскую машину. (Газета "Завтра")

Дабы закрепить за собой звание "пиарщиков" с большой буквы, среди РR-агентств сегодня активно обсуждается идея конкурса на звание "пиарщик века". /…/ Если же говорить о звании "пиарщик века", то оно по праву должно принадлежать Паулю Йозефу Геббельсу. Именно ему принадлежит пальма первенства в создании современной системы политической манипуляции, того, что сегодня именуется двухбуквенной аббревиатурой PR. (Газета "Стрингер")

Изречения Геббельса, которые любят цитировать профессионалы PR, забивают клиентам голову и затмевают реальность. ("Ведомости")

Иван Скляров признался в том, что не ожидал, что критика его как действующего губернатора выльется в грязные потоки лжи, станет образцом геббельсовской пропаганды. "Я, - сказал он, - такие методы не употреблял и не буду употреблять". (Газета "Нижегородская правда")

[О кампании по выборам губернатора Нижегородской области]: Все те, кто испытывал доверие и терпение граждан в течение кампании, были готовы к потоку лжи, кто-то больше, кто-то меньше. Штабы самых амбициозных имели "черные" отделы, порой занимающие целые этажи. Но принцип Геббельса "Чем грандиозней ложь, тем проще в нее поверить" не сработал. Первое вранье избиратель слушал, ко второму прислушивался, а третье просто перестал слышать. (Газета "Монитор", Нижний Новгород).

Вся земная цивилизация, по существу, дело умелых рук и воспаленной фантазии деятелей "пиара". Среди первых знаменитых асов этой профессии, чьи имена сумела сохранить История, - Герострат, Сократ и Демосфен, Брут, Иуда Искариот и Уриэль Акоста, Нострадамус, Ришелье и Мазарини, Фуше и Талейран, Геббельс и Крупская... (Газета "Новая Сибирь", Новосибирск)

Александр Попов, председатель иркутского областного комитета Российского союза молодежи: Когда мы видим то, что нам предлагают политтехнологи некоторых штабов, мы видим -налицо все методы геббельсовской пропаганды. Эти люди считают, что чем несуразней, чем наглее ложь -тем проще людям в нее поверить. (Газета "Восточно-Сибирская правда", Иркутск).

Весь российский "черный пиар" вырос из советского агитпропа, по размаху, цинизму и наглости намного превосходившего хваленую геббельсовскую пропагандистскую машину. Но избирательная технология для агитпропа - внебрачное дитя, подпавшее под тлетворное влияние жилого Запада. (Газета "Жизнь", Ростов-на-Дону)

Сам Гусинский, выступая в Вашингтоне, отвечая на вопрос, как он относится к обвинению в растрате, отмывании средств и финансовых нарушениях, сказал вполне четко: "Еще, по-моему, Геббельс говорил, что чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верит большее количество людей. Наверное, любому ясно, что все эти обвинения носят чисто политическую подоплеку". (Газета "Московский комсомолец")

В четверг в Москве состоялась презентация фонда "За справедливые выборы", который, по словам учредителей, собирается создавать в России систему общественного контроля за законностью и чистотой избирательного процесса. Инициатива создания фонда принадлежала депутату Госдумы Александру Салию, который возглавляет в нижней палате комиссию по изучению практики применения избирательного законодательства. Необходимость создания фонда он объяснил тем, что "на смену белому пиару пришел и, видимо, надолго обосновался черный пиар: жесткое, неприкрытое давление на кандидатов и избирателей, шантаж, подкуп, обливание грязью, дискредитация и чудовищный обман". Рядом со всем этим, по мнению депутата, " геббельсовская пропаганда отдыхает". ("Сегодняшняя газета", Красноярск)
----------
http://www.pronline.ru/showarticle.php?ID=30?intRec=5

Телевизионная политическая пропаганда (Часть 1)

Пресса: PRonline
Дата: 09.08.2001
Автор: Юлия Долгова


Сегодня PRonline начинает публикацию серии статей о телевизионной политической пропаганде. Статьи подготовлены на основе материалов диссертационного исследования на соискание научной степени кандидата филологических наук. Автор исследования - аспирантка факультета журналистики МГУ кафедры "Телевидение и радиовещание" Долгова Юлия Игоревна.

Телевизионная политическая пропаганда в программах различных форматов и межпрограммном пространстве

Очевидно, что сегодня спустя более десяти лет после краха прежней, тоталитарной, системы государственного устройства потребность в пропаганде не уменьшилась, а возросла. Истину о том, что демократические общества даже больше нуждаются в механизмах управления массовым сознанием, мы познавали на собственном опыте. "Съевшие собаку" на обличение западной пропаганды, некоторые российские теоретики, казалось, должны были понимать это как нельзя лучше, но были пойманы в ловушку собственной теории. Пропаганда, рассматриваемая многими из них исключительно в рамках теории классовой борьбы, скорее всего была отброшена вместе с последней. Ее место в современной российской практике заняли более современные понятия: "паблик рилейшнз", "избирательные технологии" и т.п.

Действительно, как замечают некоторые российские специалиста, у PR больше права, чем у любой другой общественной дисциплины называть себя "новой пропагандой"1 : у них общие технологии, но разный этический кодекс. Как подчеркивает С. Блэк "паблик рилейшнз" "признают долговременную ответственность и стремятся убедить и достичь взаимопонимания, основываясь на добровольном восприятии идей и мнений".

Очевидно, что ни о какой "долговременной ответственности" у многих российских специалистов по политическому PR не может быть и речи. Именно поэтому все чаще исследователи называют то, что творится у нас на страницах газет и голубых экранах по старому "пропагандой"2.

Тем не менее для понимания феномена пропаганды сегодня не достаточно вернуться к старой теории. Изменение социально- политических и экономических условий функционирование пропаганды повлекли серьезные качественные и количественные изменения этого процесса. Анализу видов и форм современной телевизионной политической пропаганды будет посвящена эта серия статей.

Телевидение - один из самых мощных пропагандистских инструментов. В свое время теоретик психологической войны и пропаганды П. Лайнбарджер мечтал о таком инструменте: "Пропагандистские кинофильмы очень редко проникают на территорию противника… Возможно, что задача соединения двух важнейших качеств этого средства пропаганды - увлекательность и транспортабельность будет решена с развитием телевидения"3. Предсказанию было суждено сбыться.

В этой работе мы подробно остановимся на основных ресурсах телевизионной пропаганды, поговорим о межпрограммном контрпрограммировании, участии в общественно-политических и развлекательных программах, а также традиционных формах агитации - рекламе и дебатах, проанализируем их преимущества и недостатки применительно к России.

Виды политической пропаганды

Сегодня в России можно говорить, по крайней мере, о трех видах политической пропаганды: повседневная, кризисная и предвыборная.

Повседневная пропаганда выражается в регулярных контактах представителей власти с телевидением. Узнаваемость образа, ставшая необходимым условием успешной деятельности и легитимности власти, диктует политикам определенные модели поведения. Они вынуждены уделять много внимания выступлениям на телевидении, всевозможным интервью, участию в реальных и специально организованных ПР - мероприятиях. В зависимости от действующего лица в России можно выделить политические коммуникации президента, правительства, парламента, региональной власти. Однако после выборов 2000 года наметилась тенденция превалирования пропагандистской информации о президенте над информацией о других участниках игры4.

В отличие от бывшего главы государства, Б.Н. Ельцина, информацию о котором в последнее время зрители по преимуществу получали от пресс-секретаря, В.В. Путин сам становится носителем информации о себе. Его представление на экране происходит сразу по нескольким социальным позициям: главнокомандующий, дипломат, любитель искусства, горнолыжник и т.п. Кроме того В.В.Путина - потенциальный кандидат на будущих выборах президента 2004 г. Общая тенденция превращения политической коммуникации в постоянную предвыборную кампанию вынуждает кремлевскую команду вносить в деятельность президента характерные для выборов элементы "шоу". Наконец, преобладание информации о В.В. Путине на экране ТВ над сообщениями о других участниках политической игры (правительство, парламент, региональная власть) связано с укреплением вертикали государственной власти. Уменьшение политического веса государственных деятелей в реальной жизни отражается и на их представительстве в телевизионных выпусках.

Важное место на телевизионном экране занимает пропаганда деятельности правительства. Тем не менее эта информация также часто связана с личностью главы государства, как бы заслонена или подменена ею. В. Путин принимает активное участие в работе различных министерств и ведомств, сам занимается популяризацией правительственных программ.

Падает интерес телевидения к нижней палате парламента. Сохраняются традиционные передачи, посвященные законодательному собранию, парламентарии по-прежнему часто приглашаются для участия в шоу, круглых столах и т.п. Но Государственная дума уже не может быть серьезной оппозицией Кремлю ни в жизни, ни на экране. При значительном снижении статуса Совета Федерации уменьшается доля информации о губернаторах и верхней палате парламента в телевизионных выпусках. Одновременно растет интерес к новому органу власти "Государственному совету", в котором ключевой фигурой также является президент.

Тенденция к централизации власти уменьшает количество инструментов давления губернаторов на региональные телекомпании. На местном ТВ увеличивается количество положительной информации о президенте. Часто, можно видеть, как сообщения о региональных лидерах сопровождаются ссылкой на главу государства. Характерный пример губернаторские выборы 2000 - почти все их участники стремились в телевизионном эфире засвидетельствовать, что пользуются поддержкой действующего президента.

О кризисных коммуникациях мы говорим применительно к освещению сложных, острых политических событий. Их можно контролировать с помощью техники spin doctor, существующая как отдельное направление в рамках западных паблик рилейшнз. Бренда Брюс выделяет две ее возможные стратегии: подготовка общественного мнения перед событием и исправление освещения в случае, когда материалы прессы начинают принимать нежелательное направление5. Метод "спин-доктор", рассчитан в основном на бизнес, но с успехом применяется в политике, особенно в России, где кризисные ситуации бывают часто. На наш взгляд к кризисной пропаганде можно отнести освещение всех правительственных кризисов, а также прохождение в нижней палате парламента бюджета при Ельцине.

Информационные войны также можно отнести к типу кризисных политических коммуникаций. Подобные кампании сопровождаются обнародованием большого количества компрометирующей информации, которая не обязательно соответствует действительности. Могут использоваться разные методы манипуляции, среди наиболее популярных - метод "забрасывания грязью"6.

Для ведущих, которые специализируются на негативной, заказной информации по поводу какого-либо политика, бизнесмена, критики придумали неофициальное прозвище "телекиллер". Самый популярный из них - С. Доренко: на его счету война с олигархом Б. Березовским7, политиками А.Чубайсом, Б.Немцовым, московским мэром Ю.Лужковым и экс-председателем правительства Е. Примаковым. Впрочем, в качестве " телекилеров" более или менее последовательно и успешно выступают практически все ведущие аналитических программ М.Леонтьев, Н.Сванидзе, П.Шеремет и др. Сегодня телевизионные информационные войны считаются одним из наиболее эффективных инструментов политической борьбы.

Избирательные кампании остаются самым насыщенным политической пропагандой периодом на ТВ. Интенсифицируются все способы символической борьбы. Меняется общая направленность программ, агитационный характер приобретают многие развлекательные и публицистические передачи, появляются специальные предвыборные блоки. Именно этот период и будет проанализирован подробнее.

Юлия Долгова

Пресса: PRonline
Дата: 10.08.2001
Автор: Юлия Долгова


PRonline продолжает публикацию материалов диссертационного исследования на соискание научной степени кандидата филологических наук. На этот раз автор статьи Юлия Долгова рассказывает об особенностях программной и межпрограммной политики телеканалов в период предвыборной кампании 2000 года.

Программная и межпрограммная политика каналов

Во время предвыборной кампании интерес и потребность в политической информации растет как среди работников телевидения, так и среди зрителей.

Например, согласно исследованию, проведенному АРПИ, интерес к общественно-политическим программам на ТВ во время выборов увеличивается на 20 %: 40-45% зрителей смотрят информационные программы постоянно, 30-35% - раз в неделю1.

Если проанализировать сетку вещания, то количество общественно-политических программ увеличивается, в первую очередь, за счет политической рекламы и предвыборных дебатов. Количество бесплатного времени, предоставленного для этих целей, во время президентской кампании 2000 г. составило 45 часов.

Нешуточные страсти в предвыборный период разгораются вокруг межпрограммного контрпрограммирования - "принципа организации одновременного вещания по нескольким каналам, главным образом, по содержанию"2. Одним из основных законов подобной организации Р.А. Борецкий называет "тематическую спецификацию передач, одновременно идущих по разным каналам, принцип их взаимоисключения"3.

Нельзя не сказать об идеалистичности таких взглядов, с чем соглашается и сам автор. Как подчеркивают многие исследователи, да и признают сами ТВ-руководители, при создании программной верстки они думают не о диверсификации программ и предоставлении зрителю как можно более богатого выбора ТВ-продукта, а о коммерческой прибыли.

Чтобы извлечь максимальный коммерческий эффект, большинство каналов стремятся в самое рейтинговое время показать передачи, привлекающие максимальное количество аудитории: художественные фильмы, развлекательные программы. Таким образом, отказавшись от унификации программ по идеологическому фактору, российские ТВ-руководители стандартизируют сетку вещания по принципу смотрибельности.

В предвыборный период рейтинг остается главным показателем интереса политиков к каналу. Однако появляются и другие факторы.

Посмотрим как происходит борьба за лучшее размещение своей общественно-политической передачи в эфире на примере межпрограммного контрпрограммирования декабря 1999 г. Четыре канала, представляющие разные политические взгляды, стремятся не только привлечь внимание к своей информации, но и отвлечь от передачи конкурента:

Таблица 14
Суббота
20:00 21:00
ОРТ Фильм Время
РТР Аншлаг и К Вести
ТВЦ Неделя 3.09;3.2;4.820.45 Мыло Фильм
НТВ Фильм Фильм
Воскресенье
20:00 21:00
ОРТ Фильм или развлекательная программа Авторская программа Сергея Доренко 12.83;13.7, Время выборов
РТР Зеркало 4.86;4.14;7.69 Фильм или развлекательная программа
ТВЦ События
20.30 Секретные материалы Фильм
НТВ Фильм Итоги 11.11; 9.67;12.35

Главная борьба идет между передачами ОРТ ("Авторская программа С. Доренко") и НТВ ("Итоги"), которые выходят самыми последними в воскресенье вечером в одно время и имеют самый большой рейтинг. Перед выборами 1999 г. Е. Киселев проигрывает С. Доренко: 11.11% против 12.83%; 9.67% против 13.7%.

Составляя программу после Нового года, НТВ переносит "Итоги" на несколько часов раньше, предпочитая соперничать с любой другой передачей, кроме С. Доренко. НТВ, таким образом, соблюдает принцип диверсификации программ, который в данном случае оказывается выгоден руководителям канала.

Еще один плюс нового положения "Итогов" - они получают возможность первыми давать информационную версию событий за неделю. Кроме того, в одно время с С.Доренко на канале НТВ теперь выходит популярный телесериал "Улица разбитых фонарей".

Из трех появившихся проблем руководство ОРТ решает только одну - возможность первыми рассказать о событиях за неделю. Оно переносит программу С. Доренко на субботу5. Теперь межпрограммное пространство выглядит примерно так:

Таблица 26
Суббота
20:00 21:00
ОРТ Фильм Авторская программа Сергея Доренко 8.22;10.4;7.08
РТР Вести Аншлаг и К
ТВЦ Неделя 1.34; 2.3; 1.49;
20.45 Слушается дело Фильм
НТВ Телеигра "О счастливчик" Улица разбитых фонарей 21.38; 22.36; 19.19
5 марта
19:00 20:00 21:00
ОРТ Кино, развлекательная программа Кино, развлекательная программа Время
РТР Кино Зеркало 4.67;3.58;5.31;5.61 Кино, развлекательная программа
ТВЦ Кино, развлекательная программа, Спорт-экспресс 20.25 Спорт- экспресс, кино 20.55 Кино
НТВ Итоги 11.06;15.04;13.52; 10.22 20.35 Куклы 20.55 Улица разбитых фонарей

Новое положение "Итогов" в межпрограммном пространстве позволяет ему победить в конкурентной борьбе с "Авторской программой С. Доренко". Понедельный рейтинг "Авторской программы С.Доренко" 8.22 против 15.04 у "Итогов"; 10.4 у С. Доренко против 13.52 у "Итогов"; 7.08 у С. Доренко против 10.22 у "Итогов". Существенно опережает по рейтингам передачу первого канала и сериал "Улица разбитых фонарей".

Таким образом, при организации межпрограммного пространства перед выборами главным фактором становится как раз принцип диверсификации, который не выгоден руководителям каналов в обычное время. В это период информационно-аналитический блок может иметь даже больший рейтинг, чем художественный фильм, поэтому работники ТВ избегают соперничества одноформатных программ. Для того, чтобы отвлечь зрителя от общественно-политической передачи соперника, используются высокорейтинговые фильмы и шоу. При определении места в эфире своего общественно-политического блока большое значение имеет возможность первым дать свою версию событий за день и за неделю.



=============

http://www.pronline.ru/showarticle.php?ID=31?intRec=5