|
От
|
Pout
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
11.04.2002 21:51:58
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
квазисемейные связи. Китай, Япония
.>Китай представлял собой высокоцентрализованное иерархически
построенное государство, состоящее из многочисленной бюрократии,
руководимой мандаринами. Функции центрального руководства осуществлял
император. Но параллельно этой системе существовала совершенно иная
социальная организация - семейные кланы и местная знать, представлявшая
вершину региональной структуры семейной власти. Напряжение между этими
двумя системами всегда было потенциальным источником конфликта.
В Японии же социальная и политическая иерархия существовали не отдельно
одна от другой, а в тесном взаимопереплетении. В то время как в Китае
именно кровное родство определяло место человека в семье, а сыновняя
почтительность была высшей нормой конфуцианской морали (более важной,
чем даже политическая лояльность государству или императору), японская
семья (иэ) имела политический характер. Главным критерием членства в ней
было участие в исполнении обязанностей. Члены семьи не обязательно были
связаны кровным родством, и права главы семьи в порядке наследования
зачастую переходили к усыновленному лицу. Показательно, что режим
Токугавы выделил иэ как основной строительный блок своей политической
системы. Фактически она стала корпорацией, члены которой не имели права
собственности и были обязаны подчиняться формально признанной власти
своего главы. "Такими путями традиционная семья, которая в Китае могла
существовать как противовес государству, в Японии была поглощена
государством" (с.52).
...
>Решающее значение на всех уровнях японского общества имеют связи. Успех
зависит почти исключительно от знакомств. Связи определяют допуск в
желательную школу и устройство на хорошую работу. "Если вы хотите
обеспечить себе наилучшее лечение, вам необходимо заручиться особой
рекомендацией к популярному врачу. Большинство японцев находятся в этом
отношении в большом долгу перед множеством других японцев, а другие, в
свою очередь, находятся в долгу перед ними. Одна из главных особенностей
японской жизни - беспрестанные взаимные одолжения" (с.110).
В верхних слоях общества личные связи образуют целую сеть особых
отношений, возникающих из оказания единичных услуг, школьных уз или
совместных занятий или на основе запутанных форм взаимного угодничества.
Все они именуются дзиммяку , причем распространены несравнимо больше и
имеют несоизмеримо большее значение, чем кумовство в западных странах
-------------
Комментарий
Второе без указания на тип этих самых"личных связей"выглядит абстрактно.
Наверно,это отношения клиент-патронского типа прежде всего. А не "связи"
вообще.
М.Афанасьев про отношения типа клиентелы в Китае пишет нечто другое.
Клиентальные и амикальные(от слова друг)отношения не совпадают с чисто
семейными и даже клановыми. В том числе в Китае. И отличия с японским
типом тут не так уж принципиальны - тот же"холизм" и по видимости почти
те же "квазисемьи", точнее - клиентелы как основа.
Но разумеется, своеобразного именно японского склада. Особенные.
Так что ван Вольферен имхо упрощает насчет"чисто семейной ( в обычном
смысле)основы китайских кланов", не то что наши синологи, которых
цитирует Афанасьев. Это кусок его работы про клиентелизм. До России в
нем еще дело не дошло.
.
=========цит Полис ном4\1996_6_8.html========
http://www.politstudies.ru/archive/1996_6_8.htm
"класс-государство" возвышался, опирался, а низами своими срастался с
плотной сетью родственных, квазиродственных и корпоративных сообществ:
кланов, общин, цехов, гильдий, землячеств и т.д. [см., например, 63, с.
28-40]. Родовые и земляческие связи пронизывали и сам госаппарат. Так,
синологи указывают, что основной ячейкой традиционного китайского
общества всегда был клан****, а социальное поведение китайцев определяет
клановая этика: "социальный холизм" ("группоцентризм") и крайний
"фамилизм" (семья - главная ценность), забота о сохранении "лица",
отсутствие действенной модели отношений индивида с другими людьми, если
они не объединены какого-то рода "связями" [65, с. 21, 33-35].
Означенное наложение административной системы на решетку клановых связей
не просто создает институциональную среду, но определяет смысл и логику
функционирования патрон-клиентных отношений. Последние служат для
повышения статуса индивида и его семьи в родовой, корпоративной,
государственной (уездной, провинциальной, столичной) иерархиях; эти же
связи используются, чтобы смягчить давление институциональной системы,
обеспечить известную свободу от обязательных правил и предписаний. В
клановой бюрократической организации китайского общества, воплощающей
тип эволюционного развития традиционной системы власти-собственности,
патроном почти всегда выступает иерарх, начальник: от старшин пятидворок
и десятидворок до императора. "Естественность" (а потому и устойчивость)
традиционной китайской империи проявляется, в частности, в том, что
некоторые важные ее учреждения и процедуры суть не что иное, как
институционализированные патрон-клиентные отношения. Например, институт
"тени" (инь) давал возможность чиновникам предоставлять, в соответствии
с полученным рангом, протекцию и защиту своим сыновьям, младшим братьям,
внукам и правнукам, что обеспечивало не только благоприятные условия для
начала карьеры, но и смягчение - вполне легальное! - уголовного
наказания сыну благодаря чину отца. Однако официальный протекционизм
отнюдь не исчерпывался узаконением семейственности - наряду с экзаменами
и продажей должностей (в разные эпохи соотношение способов набора
чиновников было различным) важнейшим каналом выдвижения являлись
рекомендации соответствующего уровня: самого императора, высоких
сановников, областных и уездных руководителей [13, с.283-284].
**** "Клан (цзу, цзун, цзя и др.) представлял собой группу ведущих
самостоятельное хозяйство семей, носивших одну фамилию, объединенных
чувством родства, солидарности, а также взаимными правами и
обязанностями, выполнения которых в Китае требовал не только обычай, но
и закон. Они заселяли часть деревни, отдельную деревню или, реже,
несколько деревень" [цит. по: 65, с. 250].
...
http://www.politstudies.ru/archive/1997/1/index.htm
...
Особый случай представляет собой Китай, где коммунистический режим,
претендовавший на тотальное переустройство общества, нанес серьезный
удар по традиционным структурам, в которые, как отмечалось выше, были
встроены связи личной зависимости. Но именно последние оказались
живучими**- Более чем двухтысячелетняя традиция поручительства в
чиновной среде, предполагавшая преданность и благодарность
рекомендованного своему поручителю, дала о себе знать в возникновении
фракций и клик в аппарате власти КПК (33, с. 146-170). Встала в новых
условиях и традиционная проблема отношений "центра" и "мест" (33, с.
197- 237) - вплоть до возрождения феномена "местных императоров", т.е.
местных руководителей, ставших бесконтрольными властителями на
подчиненных им территориях (31, с. 260). С началом реформ в КНР
наблюдается возрождение кланов (6; 31, с.249-258), главы которых
стремятся либо стать официальными местными руководителями, либо
устанавливают тесные неформальные связи с действующими
руководителями***.
** По оценкам исследователей, специально изучавших данный вопрос,
отношения "патрон-клиент", основанные на "личной преданности" (шли) и
"человеческих чувствах" (женьшин), наблюдались в КНР и в деревне, и на
промышленных предприятиях, "как между руководителями и рабочими, так и
между членами и главами неформальных групп (пай)" [см. 31, с. 281-282].
...
==============
Но вообще впечатление по тем областям, которые мне сколько-то
знакомы,бледное. Мы тут как-то говорили про наших"японоведов".У них
книжки в 70е-80е были оч.хорошие. Помню , но уже смутно,
замечательнейшие работы по японским детским садам, да и по школам. У нас
кто-то пытался их опыт развивать. Все не так, как у голландца - тусклая
серятина, подавление личности ребенка, тоатлитаризм и военный дух(хе-хе,
вот дубина). Наоброт. С детьми носятся как с писаной торбой и очень
красиво, детские сады по карйней мере в 70х были супер, но этот цветник
заканчивается перед школой, там уже начинается крысиная гонка.
Все же критерий - кто кого там любит, - по крупному, дело двадцать
пятое, а об японцев зубы многие обломали,это еще один заход, в основном
в удивляющие евроцентриста выпуклости. "Дискавери ченнел" - научпоп
классный- фильмы про "Страны пацифика" показывал часовые, на порядок
интересней, про японскую революцию-реставрацию Мейдзи была оч.хор.серия.
Много изобразительного материапа того времени. Очень впечатляющие
картинки зари модернизации.
Пластичная цивилизационная модель у японцев,гибкая адаптация без
прогиба под заимствуемое , с первых шагов - об этом писано. Кто-то
интересно сравнил нас с японцами в этом плане, если сравнивать с нашей
гибкой восприимчивостью (сплав восточных и западных цивилизационных
влиянмй). Что-то объединяющее с "японским"типом. Более гибкий. чем
глубокое и некритичное заимстование или обратный полюс - полная
невоспримчивость.
завидки берут когда видишь мощь и стойкость общенациональной матрицы в
сравнении с нашей. Но молекулярная подоснова втором не ухвачена
Это вот все тоже лыко в ту же строку. Словом "семейные" автор всюду
подменяет более расплывчатый и охватный тип связей.
>Отношения в среде саларименов очень напоминают уклад армейской жизни:
тот же "боевой дух", принудительный коллективизм, такое же подавление
индивидуальности, а особенно отношение к служащему как к члену "семьи".