"Игра на противоречиях" и "изменение среды" - здесь есть зерно.
>>Телесные наказания - тоже применял, в морду давал, когда очень уж доставали - и весьма помогало.
>
>Не "давал", а "дал". Один раз в самом начале. Упомянуто в "Педагогической поэме". Насколько понимаю, советская педагогика 20-х основывалась на том, что сознание отдельного человека - отражение отношений в обществе. Соответственно, поместив человека в другую среду, чем та, которая вынудила его на преступление, перевоспитывали.
Это понятно, но что делать с сегодняшними охломонами? Одноклассники что-ли виноваты в его мерзком воспитании и действиях?
>Телесные наказания без изменения отношений бесполезны, даже вредны, поскольку развращают воспитателя. Изменение отношений позволяет обойтись без телесных наказаний.
Непонятно насчет "изменения отношений" и "позволяет...". Можно объяснить/перефразировать?