Манипуляция основана не столько на условных рефлексах,
сколько на смысловых лакунах, когда мысль человека незаметно направляется по нужному руслу. Битьем этого не достичь.
Приведу пример бытовой манипуляции.
Моя подружка в студенческие годы делилась опытом о том, как отвечать на экзамене. Надо отвечать по теме, учила она, но не полностью, кое-что не договаривая. Тогда преподаватель обязательно захочет тебя спросить о продолжении. Тут-то как раз ты и выкладываешь из "запасника" заготовленное. У преподавателя - иллюзия, что он тебя "копнул" доп. вопросом, бОльшего он и не спросит.
Где же тут условный рефлекс?
>>Воспитание у человека условных рефлексов (именно) на слова имеет следствием возможность легко манипулировать этим человеком не только в детском, но и во взрослом возрасте тоже. С помощью слов, обдумывать которые тот не привык.
>
Легкое (!) телесное наказание как раз и заставляет человека воспринимать слова не автоматом, а прочувствованно, так сказать, на собственной ... Очень полезно!
Конечно, удовольствия объекту воздействия это, мягко говоря, не доставляет. Ну а разве вы не знаете, какой издевательской, унижающей достоинство человека может быть "вежливая" (по форме) фораза? Вы "Санта Барбару" никогда не смотрели? А там масса примеров, как люди говорят и делают друг другу гадости, не прибегая ни к каким физическим методам воздействия.
Уточнение: говоря о физическом воздействии, я имею в виду только воспитание детей (до подросткового возраста) их родителями и близкими. Ну еще куда ни шло - воспитатели в детских садах (когда по-матерински). Ни в коем случае не разделяю мысль, что физическое наказание для ребенка должно быть показательным(публичным). Это весьма сильное средство, пользоваться которым надо как ядом для лечения опасной болезни. Чуть переборщил - и смерть!