Цитаты из работ И.Р.Шафаревича, в котырых доказывается неизбежность перерождения
Цитаты из работ И.Р.Шафаревича, в котырых доказывается неизбежность
перерождения социализма в капитализм.
"Видно, что революция - это лишь подготовительный этап
"перестройки". Сначало надо было разрушить традиационный
духовный строй и уклад жизни, а уже потом стало возможным
пустить страну под нож, превратить ее в питательный
материал западного мира."
....
"Это не раз встречавшееся в истории явление, когда мощный
импульс удается направить на цели, противоположные тем,
которые его вызвали. Например совершенно "антибуржуазная"
по духу Реформация привела к созданию совершенного
капиталистического общества. Так и большевики использовали
антикапиталистический протест для захвата власти, а власть
использовали, чтобы проделать обычную подготовительную
работу, которая всегда нужна для утверждения капитализма:
согнать большинство крестьян с земли в города, разрушить
традиционные духовные ценности."
...
" - А как вы оцениваете созданную Сталиным структуру
власти, период построения социализма под его руководством,
коллективизацию? Как, на Ваш взгляд, эти процессы отразились
на духовной жизни народа?
- Под руководством Сталина страна приступила к строительству
социализма - для начала "в отдельно взятой стране". Но это
построение социализма подозрительно и вплоть до деталей
напоминало то, что происходило раньше на Западе в период
возникновения капитализма. Крестьян массами сгоняли с земли.
Быстро росли крупные города, где в нищенских условиях теснились
наскоро переделанные в рабочих крестьяне. Покорность рабочих
гарантировалась их полным бесправием и прямым террором. Так,
в Англии XVIII века "бродяг", то есть попросту тех, кто потерял
работу, заключали в "работные дома", где жизнь мало отличалась от
существования наших зеков. Общими были и варварская индустриализация,
и безжалостное разрушение природы. Но, пожалуй, глубже всего
калечила народную душу ожесточенная борьба с традиционной идеологией,
как тогда у нас говорили, "создание нового человека" - деловитого,
безжалостного и дисциплинированного (иначе говоря, послушного).
Кульминацией этого процесса были коллективизация и раскулачивание.
Обезземеливание крестьян, в западных странах растянувшееся на века,
у нас было сжато в несколько лет. Этот кризис произвел в стране
глубинные и необратимые изменения. Крестьянство исчезло из жизни как
социальная сила. Некогда крестьянин решал сам - когда и что ему сеять,
когда косить, когда свозить. То есть труд его был творческим, он был
как бы помощником Бога. И крестьянство, составлявшее 4/5 русского
народа, и породило этот тип человека - жертвенный и мужественный,
для которого высшей добродетелью было терпение. Теперь крестьяне,
согнанные с земли, наполняли Беломорстрой и другие лагеря, ехали
рабочими на "стройки социализма". А оставшиеся в деревне вынуждены
были трудиться по команде, когда, например, начало посевной назначалось
в ЦК. И труд их становился бессмысленным, подобно труду каторжников,
перетаскивающих груду камней из одного угла двора в другой, а потом -
обратно. Истреблялся тот тип человека, которым веками держалась Россия,
так что теперь, в наше время, представляется, видимо возможным произвести
над ней, так сказать, финальную операцию."
( "Третья Отечественная" "Наш современник" №9 1994,
цит. по книге И.Р.Шафаревич "Русский народ на переломе тысячелетий", Москва, 2000 )
"И так же было и в России: в результате всего этого периода были сломаны
те препятствия, которые в течение трехсот, четырехсот лет не давали
возможности Западу подчинить Россию своим идеалам, своей идеологии.
Вот Индию, Китай подчинили, а Россия не подчинялась. Только в результате
такого сложного, обходного пути это стало возможным. Но это можно и
конкретно себе представить, если взять период перед Первой мировой войной,
перед революцией. Россия состояла из 16-ти миллионов мелких крестьянских
хозяйств. Как могло их ухватить в свои щупальца капиталистическое общество?
Нужно было, чтобы крестьянское население сократилось раза в три,
чтобы оно было выброшено на стройки, сгруппировано на больших заводах,
вокруг больших предприятий. Тогда, как мы видим в наши дни, появилась
возможность приватизации этих предприятий и капитализации экономики.
А сейчас уже речь идет о продаже и приватизации земли, т.е. основы
самого крестьянского хозяйства.
.....
В этом смысле концепция "аграрников", которую развивал Чаянов,
к которой примыкал Кондратьев и многие другие, была примером глубокого
интеллектуально-революционного мышления, в то время как политика,
принятая партией, оказалась более стандартной, поскольку использовала
путь, уже пройденный на Западе. И в целом этот путь в конечном итоге
приводил Россию к тем же самым системам ценностей западной идеологии.
Это был как бы некий обходный путь, который сейчас завершился.
Леса все сняты, и сейчас уже все видно как на ладони. "